г. Киров |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А28-2656/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Холкиной Н.Н., действующей на основании доверенности от 12.12.2022 N 9,
представителей ответчика - Бузикова М.С., действующего на основании доверенности от 10.01.2022, Керн Д.С., действующей на основании доверенности от 29.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.09.2022 по делу N А28-2656/2022
по заявлению Кировского областного государственного учреждения здравоохранения "Кировская городская больница N 5" (ИНН 4348008077, ОГРН 1034316537804)
к государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (ИНН 4347010468, ОГРН 1034316527431)
о признании недействительными акта от 18.02.2022 и требования от 04.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное учреждение здравоохранения "Кировская городская больница N 5" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГНФКУ "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительными акта внеплановой тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 18.02.2022 и требования директора ГНФКУ "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования" от 04.03.2022 N 1772/03 о возврате (возмещении) средств обязательного медицинского страхования в сумме 698 169 руб. 96 коп. в связи с их нецелевым расходованием и применении штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 69 817 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по делам строительства от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение МДС 13-14.2000) не подлежит применению в рассматриваемом дела, а руководствоваться следует перечнем работ по текущему ремонту Ведомственных строительных норм ВСН 55-88(р) "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение ВСН 58-88(р)).
Заявитель жалобу считает, что истец произвел капитальный ремонт, а не текущей, следовательно, расходы по приобретению и установке 10 дверных блоков и 2 оконных блоков не подлежат оплате за счет средств ОМС.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании части 5 статья 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу части 2 статьи 20 и пункта 2 части 1 статьи 28 Закона N 326-ФЗ медицинская организация получает целевые средства по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, и обязана использовать полученные средства в соответствии с программами обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Расходование средств бюджетов территориальных фондов на не предусмотренные в законе цели не предусмотрено (часть 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ).
Обязанность по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводить проверки и ревизии; предъявлять к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению возложена на Фонда в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
Из материалов дела следует, что между Учреждением и обществом с ограниченной ответственностью СК "Орион-М", в порядке статьи 70 Федерального Закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заключен контракт от 20.02.2019 и дополнительное соглашение N 1 от 02.12.2019 на закупку товаров, а именно в соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, поставить комплектующие дверных блоков для текущего ремонта операционного блока и 2 оконных блока в соответствии со спецификацией.
Поставка товаров осуществлена в соответствии с вышеуказанным контрактом и дополнительным соглашением, подтверждается товарными накладными от 19.11.2019 и от 16.12.2020. Товар (дверные коробки, полотно дверное, комплектующие детали, 2 оконных блока) приняты Учреждением по актам приемки от 25.11.2019 и от 23.12.2019.
Оплата товаров произведена на основании счетов поставщика платежными поручениями N 4617 от 24.12.2019 на сумму 669 169 руб. 46 коп., N 4618 от 14.12.2019 на сумму 419 671 руб. 00 коп., N 166 от 22.01.2020 на сумму 30 000 рублей, всего на общую сумму 1 117 840 руб. 96 коп., в том числе за счет средств ОМС произведена оплата товаров на общую сумму 698 169 руб. 96 коп., и за счет средств от коммерческой деятельности на сумму 419 671 руб. 00 коп.
Работы по ремонту (замене) 10 дверных блоков и 2 оконных блоков выполнены штатными работниками медицинского учреждения - работниками хозяйственной службы учреждения в рамках трудовых договоров, результаты выполнения работ отражены в акте приемки выполненных работ по текущему ремонту оконных и дверных блоков в операционном блоке от 24.12.2019.
Необходимость выполнения ремонтных работ подтверждается Актом осмотра операционного блока от 12.12.2018, и сторонами не оспаривается.
Между тем, ответчиком на основании обращения федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 09.02.2022, была назначена и проведена внеплановая тематическая проверка использования средств ОМС медицинской организацией за период с 01.02.09 по 31.12.2021, составлен акт проверки от 18.02.2022, в котором отражено, что Учреждением за период 2019-2020 годов необоснованно оплачены расходы, не включенные в тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий ОМС, а именно, приобретены строительные материалы (оконные и дверные блоки, комплектующие для окон и дверей) для проведения капитального ремонта на сумму 698 169 руб. 96 коп., что является нецелевым использованием средств, полученных учреждением здравоохранения по договору на оказание медицинской помощи по ОМС.
В акте проверки отражено, что средства, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату медицинской организацией в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования. Медицинская организация обязана уплатить в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
04.03.2022 директором Фонда выставлено в адрес учреждения здравоохранения требование N 1772/03, в соответствии с которым учреждению предписано в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования перечислить (восстановить) в бюджет Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования средства, использованные не по целевому назначению в сумме 698 169 руб. 96 коп. и уплатить штраф в размере 69 817 рублей.
Не согласившись с данными требованиями, Учреждение обратилось в суд, указывая, что выполнило именно текущий ремонт, а не капитальный, поскольку комплектующих для ремонта дверных и оконных блоков было закуплено менее сем 10% от общего объема окон и внутренних дверей. По мнению истца, денежные средства, направленные им на оплату комплектующих оконных и дверных блоков для текущего ремонта оперблока хирургического отделения стационара входят в структуру тарифа на оказание медицинской помощи.
Понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в Положение ВСН 58-88(р) и в Положении МДС 13-14.2000, действовавших на момент правоотношений.
В силу требований пункта 4.1 Положения ВСН 58-88(р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).
Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88(р) капитальный ремонт должен включать: - устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные 9 показатели ремонтируемых зданий.
При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).
Положение МДС 13-14.2000 относит к текущему ремонту работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (п. 3.4).
Работы по текущему ремонту производятся регулярно в течение года по графикам, составляемым отделом (бюро, группой) эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия на основании описей общих, текущих и внеочередных осмотров зданий и сооружений, а также по заявкам персонала, эксплуатирующего объекты (начальников цехов, руководителей хозяйств).
Выборочный капитальный ремонт производится в случаях: а) когда комплексный ремонт здания может вызвать серьезные помехи в работе предприятия в целом или отдельного цеха; б) при большом износе отдельных конструкций, угрожающем сохранности остальных частей зданий; при экономической нецелесообразности проведения комплексного ремонта здания по соображениям, изложенным в пункте 3.25 Положения.
Выборочный капитальный ремонт производственных зданий и сооружений в зависимости от условий эксплуатации соответствующих конструкций или видов инженерного оборудования должен осуществляться по мере их износа (Приложение 6 Положения Госстроя N 279).
Таким образом, в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Как следует из материалов дела, медицинским учреждением не производилась полная смена ветхих оконных и дверных блоков по всему зданию, производилась частичная их замена и обустройство в отдельном помещении.
Принимая во внимание объем выполненных медицинским учреждением работ по замене только 10 дверей и 2 окон, которые были проведены без постановки спорного объекта либо его части на капитальный ремонт, а также краткосрочный характер выполненных ремонтных работ, суд первой инстанции пришел к верному к выводу, что спорные работы являются текущим ремонтом.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительными Акта внеплановой тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 18.02.2022 и требование директора ГНФКУ Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования от 04.03.2022 N 1772/03 о возврате (возмещении) средств, в части признания нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования и обязанности возвратить 698 169 руб. 96 коп., и применения штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 69 817 рублей.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционная инстанция не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании правовых норм и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами суда и иное толкование нормативных актов в части разграничения текущего и капитального ремонта не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не являются основанием для отмены судебного акта. Выводы суда соответствуют представленным в дело доказательствам. Нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 20.09.2022 по делу N А28-2656/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения "Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2656/2022
Истец: КОГБУЗ "Кировская городская больница N5"
Ответчик: ГНФКУ Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования