г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А41-66913/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "НМИЦ ВМТ ИМ. А.А.Вишневского" Минобороны России: Настоящая А.В., представитель по доверенности от 17.05.2022 N 57-22;
от ПАО "МОЭК": Мартынов А.С., представитель по доверенности от 29.09.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "НМИЦ ВМТ ИМ. А.А.Вишневского" Минобороны России на решение Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2022 года по делу N А41-66913/22, по исковому заявлению ПАО "МОЭК" к ФГБУ "НМИЦ ВМТ ИМ. А.А.Вишневского" Минобороны России о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГБУ "НМИЦ ВМТ ИМ. А.А.Вишневского" Минобороны России о взыскании задолженности в размере стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 19.01.2022 по 08.06.2022 в размере 3 059 753,60 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2022 года по делу N А41-66913/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "НМИЦ ВМТ ИМ. А.А.Вишневского" Минобороны России обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из искового заявления, в результате проверки принадлежащего ответчику нежилого помещения, на наличие оснований потребления энергоресурсов, выявлен факт потребления тепловой энергии без заключения в установленном порядке договора, о чем истцом на основании части 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении составлен акт N 02-852/22-БДП от 09.06.2022 (Акт БДП) о выявлении бездоговорного потребления:
Бездоговорное потребление тепловой энергии по акту БДП осуществлялось ответчиком с 19.01.2022 по 08.06.2022.
Объем и стоимость бездоговорного потребления тепловой энергии по акту БДП составили:
- 1 002,946 Гкал тепловой энергии на сумму 2 039 835,73 руб. (в т.ч. НДС 20%)
Как следует из иска, истцом произведен расчет убытков, причиненных бездоговорным потреблением тепловой энергии на объекте ответчика в размере 3 059 753,60 руб.
В адрес ответчика 14.06.2022 направлена претензия N Ф11/07-1827/22 об оплате в пятнадцатидневный срок стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии и горячей воды в сумме 3 059 753,60 руб.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции посчитал подтвержденным факт бездоговорного потребления тепловой энергии.
Обжалуя решение суда, ответчик указывает, что бремя расходов по содержанию Объекта несет Генподрядчик, согласно Государственному Контракту N ДГЗ-67/485 от 01.07.2014.
Как следует из части 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Статьей 22 Закона N 190-ФЗ предусмотрен порядок действий в случае выявления бездоговорного потребления тепловой энергии.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
На основании части 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий).
При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года (п. 9).
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (п. 10).
В соответствии с п. 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.
Порядок коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определен Методикой N 99/пр.
Согласно пункту 82 Методики N 99/пр расчетным путем количество тепловой энергии, теплоносителя определяется за период времени, в течение которого осуществляется бездоговорное потребление, но не более чем за три года.
В силу части 1 статьи 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Довод ответчика о том, что бремя расходов по содержанию Объекта несет Генподрядчик, согласно Государственному Контракту N ДГЗ-67/485 от 01.07.2014 г. апелляционным судом отклоняется, ввиду следующего.
01.07.2014 между Минобороны РФ (государственный Заказчик) и ОАО "ГУОВ" (генподрядчик) заключен государственный контракт на строительства под ключ спорного объекта: "Лечебно-реабилитационного центра на территории 6 ЦВКГ МО РФ с бассейном лечебного плавания".
В обязанности ОАО "ГУОВ" (Генподрядчик) согласно п. 8.2.23 входит бремя содержания объекта до даты подписания Итогового акта приемки выполненных работ по Контракту, который на момент вынесения решения не подписан.
Однако, 27.09.2018 г. Минобороны РФ выдало разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 77-77147000-1200-2018-153.
02.11.2018 на основании акта Минобороны РФ, Объект лечебно-реабилитационный центр с бассейном для лечебного плавания расположенный по адресу: Москва, Левобережная д. 11 после завершения строительства передан во временное эксплуатационное и санитарное содержание ФГБУ "3 ЦВКГ ИМ. А.А. Вишневского" Минобороны России.
21.12.2018 данный объект приказом Департамента имущественных отношений Минобороны РФ N 3187 закреплен на праве оперативного управления за ФГБУ "3 ЦВКГ ИМ. А.А. Вишневского" Минобороны России.
14.03.2019 согласно выписке из ЕГРН Объект "лечебно-реабилитационный центр на территории 6 ЦВКГ МО РФ с бассейном лечебного плавания" зарегистрирован в государственном порядке за правообладателем на праве оперативного управления ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России, N 77:09:0001003:2452-77/009/2019-2.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (п. 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В данном случае право оперативного управления возникло у ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России с 14.03.2019.
Статьями 296, 298 ГК РФ определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества переданного в оперативное управление, не предусмотрено обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, передав во владение имущество на данном вещном праве, собственник возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
Таким образом, согласно вышеизложенному законодательству и представленным правоустанавливающим документам суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно ответчик, являясь законным правообладателем имущества в период с 19.01.2022 по 08.06.2022, несет обязанность по оплате бездоговорного потребления энергии.
Поскольку доказательства оплаты бездоговорного потребления энергии ответчик не представил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2022 по делу N А41-66913/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66913/2022
Истец: ПАО "МОЭК"
Ответчик: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЫСОКИХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ИМЕНИ А.А.ВИШНЕВСКОГО" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ