город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2022 г. |
дело N А32-23423/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 по делу N А32-23423/2022
по заявлению Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ОГРН: 1022301602091, ИНН: 2308014320)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ОГРН: 1022300773626, ИНН: 2304018437)
о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2021 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ошибка в форме СЗВ-М выявлена Отделением, а не самостоятельно обнаружена страхователем. Несвоевременная подача сведений СЗВ-М, повлекла за собой нанесение ущерба финансовым интересам государства в лице ПФР РФ, так как в поданных сведениях могут присутствовать работающие пенсионеры, по которым может быть произведена необоснованная индексация пенсии.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, и состоит на учете в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя.
Страхователь в установленный законом срок представил сведения по форме СЗВ -М за июнь 2021 года.
При самостоятельном выявлении неполноты ранее представленных сведений страхователем были направлены дополняющие формы СЗВ-М за указанный период.
При проведении проверки Управлением были обнаружены следующие нарушения - дополняющая форма СЗВ-М представлена с нарушением установленного срока в отношении застрахованных лиц, не указанных ранее в исходной форме СЗВ-М.
За непредставление сведений в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений применяются финансовые санкции по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо.
По результатам проведенной проверки Управлением выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 32 застрахованных лиц и составлен акт N 033S18210036485 от 03.11.2021
Вышеуказанный акт направлен заинтересованному лицу заказным письмом.
По результатам рассмотрения указанного акта Управлением принято решение N 033S19210036435, которым общество привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленный срок сведений, установленных п. 2.2 ст. 11 указанного закона, учреждению назначен штраф общей суммой 16 000 руб.
При указанных обстоятельствах в адрес заинтересованного лица направлено требование N 033S01220710817 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.
Указанными требованиями заинтересованному лицу предлагалось уплатить сумму финансовых санкций в добровольном порядке в течение 10 календарных дней со дня получения указанных требований. В установленный законом срок требования исполнены не были.
Таким образом, финансовые санкции в размере 16 000 руб. обществом уплачены в добровольном порядке не были.
С целью взыскания указанных сумм штрафных санкций, учреждение обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
17.03.2022 в рамках дела N А32-23423/2022 выдан судебный приказ на взыскание с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края финансовых санкций в размере 16000 руб. за июль 2021 года за непредставление страхователем в установленный срок, сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ
Определением от 31.03.2022 судебный приказ от 17.03.2022 по делу N А32-23423/2022 отменен в связи с поступлением возражений.
Неуплата заинтересованным лицом штрафных санкций в полном объеме в добровольном порядке послужила основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованием о взыскании оставшейся части штрафных санкций в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края о взыскании 16 000 руб. финансовых санкций.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании" (далее Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) является страхователем-плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отчетность предоставляется по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п.
Согласно ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Установлено, что страхователь своевременно представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2021 при самостоятельном выявлении неполноты ранее представленных сведений страхователем были направлены дополняющие формы СЗВ-М за указанный период.
При проведении проверки Управлением были обнаружены следующие нарушения -дополняющие формы СЗВ-М представлены заинтересованным лицом с нарушением установленного срока в отношении застрахованных лиц, не указанных ранее в исходной
форме СЗВ-М.
Фактически основанием заявленных требований Управления о взыскании финансовых санкций в названной сумме является вывод о том, что обществом, как страхователем, нарушен срок представления дополняющих сведений по форме СЗВ-М в отношении 32 застрахованных лиц, в связи с чем ответственность в виде финансовых санкций подлежит применению.
Однако, судом первой инстанции правомерно указано, что данный вывод заявителя противоречит статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ, которая предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, и не может являться основанием для применения к заинтересованному лицу штрафных санкций.
Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц в определенном Инструкцией порядке.
Согласно абзацу третьему п. 40 Инструкции N 211н, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Апелляционной коллегией не принимается довод Пенсионного фонда о том, что ошибка в форме СЗВ-М выявлена Отделением, а не самостоятельно обнаружена страхователем.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заинтересованным лицом, 27.08.2022, учреждением представлена дополняющая форма СЗВ-М, поданная с целью устранения ранее принятых без замечаний управлением сведений о застрахованных лицах за июнь 2021 года.
Дополняющая форма СЗВ-М представлена учреждением в Фонд самостоятельно 27.08.2021 то есть до составления акта N 033S18210036485 от 03.11.2021 г., и вынесения решения о привлечении к ответственности N 033S19210036435.
Таким образом, исправив ошибку, общество реализовало право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путём представления в фонд дополнительных сведений за указанный период.
Кроме того, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Однако, в материалах дела не имеется и заявителем представлено не было доказательств, свидетельствующих о самостоятельном выявлении именно Управлением ошибок в ранее представленных обществом сведениях по форме СЗВ-М за спорные периоды, не представлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесенное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края; выводов об ином представленная в дело совокупность доказательств сделать не позволяет.
Таким образом, доказательств, подтверждающих надлежащее извещение страхователя об обнаруженных пенсионным фондом ошибок (несоответствий), о вручении либо направлении ему соответствующего уведомления, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; выводов, свидетельствующих об ином, обратном, представленные в дело доказательства сделать не позволяют.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
На основании указанных норм суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что общество самостоятельно устранило нарушения в представленном отчете по форме СЗВ-М за июнь 2021 что является правом страхователя в силу абзаца 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ; при этом проверка, по результатам которой установлены нарушения страхователем требований Закона N 27-ФЗ и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности проведена контролирующим органом только после получения корректирующих сведений; законодательством в сфере пенсионного страхования не предусмотрен срок представления дополняющих сведений.
Факт самостоятельного выявления неполноты ранее представленных сведений страхователем в отношении 32 застрахованных лиц фактически не оспаривается заявителем, документально не опровергается; указанные выводы не следуют из логического, буквального, системного анализа существа и содержания поданного в суд заявления о взыскании финансовых санкций; доказательств иного, обратного, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что поскольку страхователь самостоятельно устранил допущенные ошибки в представленных исходных неполных сведениях о застрахованных лицах, вина в действиях учреждения по представлению дополняющих сведений в отношении 86 застрахованных лиц отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Любая санкция должна применяться с учётом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В силу абз. 4 п. 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем, право страхователя на исправление отчётности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ.
В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
В силу п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Апелляционной коллегией не принимается довод Пенсионного фонда о том, что несвоевременная подача сведений СЗВ-М повлекла за собой нанесение ущерба финансовым интересам государства в лице ПФР РФ так, как указанный довод носит предположительный характер.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 по делу N А32-23423/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23423/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, ПФР по КК
Ответчик: ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" МЗ КК, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края