город Томск |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А27-11766/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционные жалобы Министерства транспорта Кузбасса (N 07АП-10999/2022(1)) и государственного предприятия Кузбасса "Пассажиравтотранс" (N 07АП-10999/2022(2)) на решение от 11.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11766/2022 (судья Н.Н. Гатауллина), по заявлению государственного предприятия Кузбасса "Пассажиравтотранс", город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1054205151241, ИНН 4205088363), Министерства транспорта Кузбасса, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1074205025146, ИНН 4205144794) к Главному контрольному управлению Кузбасса, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1144205001588, ИНН 4205280740) о признании недействительными представлений N4/744 от 19.05.2022 и N4/745 от 19.05.2022 в части,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителей: от государственного предприятия Кузбасса "Пассажиравтотранс" - Кузьмин А. М. по дов. от 25.04.2022, диплом; от Министерства транспорта Кузбасса - Устинов А. Д. по дов. от 27.09.2022, диплом,
От заинтересованного лица: Кругликов С. С. по дов. от 08.08.2022, диплом; Полагутин П. К. по дов. от 01.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Кузбасса "Пассажиравтотранс" (далее - заявитель, ГПК "Пассажиравтотранс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Главному контрольному управлению Кузбасса (далее - заинтересованное лицо, Кузбассглавконтроль, Управление) о признании недействительным представления N 4/744 от 19.05.2022 в части возложения на ГПК "Пассажиравтотранс" обязанности по устранению нарушений, указанных в пунктах 1 и 2, и по принятию мер по возврату в установленном порядке суммы нецелевого использования средств в доход областного бюджета, а также принятию мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 30.12.2022. Делу присвоен номер N А27-11766/2022.
Министерство транспорта Кузбасса (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кузбассглавконтролю о признании недействительным представления N 4/745 от 19.05.2022 в части возложения на Министерство обязанности по устранению в срок до 16.01.2023 причин и условий нарушения, указанного в пункте 5 представления. Делу присвоен номер N А27-12600/2022.
Определением суда от 16.08.2022 дела N N А27-12600/2022 и А27-11766/2022 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера - А27-11766/2022.
Решением от 11.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным представление N 4/745 Главного контрольного управления Кузбасса от 19.05.2022 (далее - представление N4/745).
В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается на то, что контролирующий орган не указал в акте проверки и представлении N 4/745 причины и условия нарушений, конкретные действия, которые должно совершить Министерство с целью их устранения.
Также с апелляционной жалобой обратилось ГПК "Пассажиравтотранс", которое просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, признать недействительным представление от 19.05.2022 N 4/744 (далее - представление N 4/744) в части возложения на ГПК "Пассажиравтотранс" обязанности по устранению нарушений, указанных в пунктах 1 и 2, и по принятию мер по возврату в установленном порядке суммы нецелевого использования средств в доход областного бюджета, а также принятию мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 30.12.2022.
В обоснование апелляционной жалобы ГПК "Пассажиравтотранс" указало, что показатель результативности транспортной работы может быть достигнут получателем субсидии, в том числе, путем привлечения соисполнителей; отнесение получателями субсидий затрат на выплату вознаграждения соисполнителям не признано нецелевым использованием бюджетных средств; вывод суда о том, что получатели субсидии не несли затрат, подлежащих возмещению, не соответствует действительности; получатель субсидии самостоятельно определяет конкретные понесенные им расходы на перевозки и части (процентное выражение) этих расходов, которые будут компенсированы за счет субсидии; вывод суда о недопустимости посреднической деятельности не имеет никакого отношения к деятельности Междуреченского ГПАТП и Прокопьевского ГПАТП, данный вывод противоречит установленным обстоятельствам и экономическим показателям деятельности данных организаций.
Кузбассглавконтроль в представленных в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывах на апелляционные жалобы не соглашается с их доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Министерство представило возражения на отзыв Кузбассглавконтроль.
В свою очередь, Кузбассглавконтроль представило возражения на возражения Министерства.
В судебном заседании представители Министерства и ГПК "Пассажиравтотранс" поддержали доводы апелляционных жалоб, а представители Кузбассглавконтроль - доводы отзывов.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов и возражений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 18.04.2022 завершилась процедура реорганизации, в результате которой к ГПК "Пассажиравтотранс" были присоединены, в том числе, следующие организации: Междуреченское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кузбасса (ИНН 4214019817, ОГРН 1034214004110) - далее также Междуреченское ГПАТП; Прокопьевское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кузбасса (ИНН 4223077050, ОГРН 1154223001283) - далее также Прокопьевское ГПАТП.
В 2022 году Управлением в отношении Междуреченского ГПАТП, Прокопьевского ГПАТП и Министерства транспорта Кузбасса были проведены выездные проверки на предмет предоставления и использования в 2021-2022 годах субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров.
По результатам указанных проверок со стороны Кузбассглавконтроля были подготовлены: акт N 04-22/ППФ выездной проверки в Прокопьевском государственном пассажирском автотранспортном предприятии Кузбасса от 03.03.2022; акт N 05-22/ППФ выездной проверки в Междуреченском государственном пассажирском автотранспортном предприятии Кузбасса от 09.03.2022; акт N 03-22/ППФ выездной проверки в Министерстве транспорта Кузбасса от 11.03.2022.
На основании актов N 04-22/ППФ, N 05-22/ППФ Кузбассглавконтролем в отношении ГПК "Пассажиравтотранс" вынесено представление N 4/744 от 19.05.2022, которым, в том числе, установлены следующие нарушения:
- пункт 1. В нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, подпункта а) п. 1.3. (ред. от 07.11.2018), подпункта а) п. 1.4. (ред. 05.08.2021) Порядка предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2017 N 614, п. 1.1. Соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном сообщении (кроме такси) автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам N86 от 30.01.2020, N89 от 13.01.2020, N65 от 28.12.2020, N81 от 30.01.2021, N82 от 30.08.2021, N24 от 13.01.2021, Междуреченским ГПАТП средства субсидии в размере 31 850 249,20 рублей (в том числе 2020 - 17 436 925,48 руб., 2021 - 14 413 323,72 руб.) направлялись на обеспечение собственной финансово-хозяйственной деятельности, а не на установленные цели (возмещение части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам), что в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
- пункт 2. В нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, подпункта а) п. 1.3. (ред. от 07.11.2018), подпункта а) п. 1.4. (ред. 05.08.2021) Порядка предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2017 N 614, п. 1.1. Соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении (кроме такси) автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам от 09.01.2020 N66, от 13.01.2021 N10, от 13.01.2021 N11, п. 1.1
Соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (кроме такси) автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам от 11.09.2020 N 13, от 13.01.2021 N 25 Прокопьевским ГПАТП средства субсидии в размере 18 718 635,49 руб. (в том числе: 2020 - 7 011 773,59 руб., 2021 - 11 706 861,90 руб.) направлялись на обеспечение собственной финансово-хозяйственной деятельности, а не на установленные цели (возмещение части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам), что в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с данным представлением Кузбассглавконтроль требует от ГПК "Пассажиравтотранс" по нарушениям 1 и 2 представления принять меры по возврату в установленном порядке суммы нецелевого использования средств в доход областного бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 30.12.2022.
Всего указанным представлением на ГПК "Пассажиравтотранс" возложена обязанность возвратить в областной бюджет субсидии в общей сумме: 31 850 249,20 рублей + 18 718 635,49 руб. = 50 568 884,69 руб.
На основании акта N 03-22/ППФ Кузбассглавконтроля в отношении Министерства транспорта Кузбасса было вынесено представление N 4/745 от 19.05.2022, которым, в том числе, установлено следующие нарушение:
- пункт 5. В нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 3.1. (ред. от 07.11.2018), п. 5.1. (ред. от 05.08.2021) Порядка предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2017 N 614 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок", п. 4.1.4. Соглашений, заключенных в 2020 году с Междуреченским ГПАТП Кузбасса и Прокопьевским ГПАТП Кузбасса, п. 4.1.6. Соглашений, заключенных в 2021 году с Междуреченским ГПАТП Кузбасса и Прокопьевским ГПАТП Кузбасса, Министерством транспорта Кузбасса не обеспечен должным образом контроль за соблюдением получателями субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с данным представлением Кузбассглавконтроль требует от Министерства транспорта Кузбасса принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 16.01.2023.
В акте выездной проверки акта N 03-22/ППФ (стр. 11-13) Главным контрольным управлением Кузбасса отражены нарушения, указанные в оспариваемых пунктах предписаний, на Министерство транспорта Кузбасса возложена обязанность провести работу по устранению причин и условий нецелевого расходования в 2020-2021 годах Междуреченским ГПАТП и Прокопьевским ГПАТП (далее - предприятия) субсидий в общей сумме: 31850 249,20 рублей +718 635,49 руб. = 50 568 884,69 руб.
Не согласившись с представлениями N 4/744 и N4/745 в оспариваемой части ГПК "Пассажиравтотранс" и Министерство обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2БК РФ).
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательный для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Управление осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В статье 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В статье 34 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
Как указано в пункте 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Заключенный государственный контракт являлся одним из критериев отбора претендентов на получение субсидии.
Предоставление субсидии осуществлялось в рамках соглашений о предоставлении субсидии, заключенных Междуреченским ГПАТП и Прокопьевским ГПАТП с Министерством транспорта Кузбасса, в соответствии с Порядком предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.11.2017 N 614 (далее - Порядок).
Согласно п.1.4 Порядка субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского (кроме такси), пригородного, междугородного сообщения, связывающим сельские населенные пункты между собой, с районным центром, являющимся селом, городом или поселком городского типа, два районных центра, один из которых является селом, по тарифам, не превышающим предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам на территории Кемеровской области - Кузбасса, установленные Региональной энергетической комиссией Кузбасса, и в связи с реализацией Закона Кемеровской области от 26.06.1997 N 21-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в весенне-осенний период".
Согласно п. 3.2.2 Порядка фактический размер субсидии рассчитывается по каждому муниципальному образованию Кемеровской области - Кузбасса исходя из количества отработанных в отчетном периоде и зафиксированных Глобальной навигационной спутниковой системой километров пробега, а не исходя из объемов работ, выполненных по государственному контракту.
В ходе проверки выявлено следующее:
1. Прокопьевское ГПАТП Кузбасса.
В 2020 - 2021 годах в соответствии с Порядком между Министерством транспорта Кузбасса и Прокопьевским ГПАТП Кузбасса заключено 20 соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении (кроме такси) автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам (далее - Соглашения), на основании которых Прокопьевскому ГПАТП Кузбасса платежными поручениями произведено перечисление средств субсидии в общей сумме 306 353 869,38 руб., (из них: в 2020 году - 142 537 320,26 руб., в 2021 году - 163 816 549,12 руб.).
В соответствии с частью 3 Соглашений субсидия предоставляется при соблюдении условий, в том числе:
- наличие государственного контракта с Министерством транспорта Кузбасса на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении (кроме такси) автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам;
- представление Получателем Главному распорядителю документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется Субсидия в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением.
Судом установлено, что Прокопьевским ГПАТП Кузбасса в Министерство транспорта Кузбасса представлены следующие документы, подтверждающие факт произведенных затрат на возмещение которых предоставляется субсидия: счета-фактуры, акты приема-передачи выполненных работ, сводные отчеты по маршрутным сетям (по данным ГЛОНАСС), отчеты о количестве перевезенных студентов, учащихся, воспитанников.
Помимо субсидии, полученной от Министерства транспорта Кузбасса, Прокопьевским ГПАТП Кузбасса также получена субсидия от Министерства социальной защиты населения Кузбасса на возмещение затрат, возникающих при перевозке отдельных категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта", в общей сумме 219 764 317,64 руб., (из них: в 2020 году - 94 940 824,10 руб., в 2021 году-124 823 493,54 руб.).
Фактический размер субсидии на возмещение затрат, возникающих при перевозке отдельных категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта", который перечисляется получателю субсидии, определяется Министерством социальной защиты населения Кузбасса на основании представляемых Прокопьевским ГПАТП Кузбасса расчетов коэффициентов выполненной транспортной работы за отчетный месяц и реестров учета перевезенных лиц, для которых установлены меры социальной поддержки.
Согласно расчетам коэффициентов выполненная транспортная работа за отчетный месяц учитывается в машино-часах в наряде.
В 2020 - 2021 годах действовало 55 договоров, заключенных Прокопьевским ГПАТП Кузбасса на выполнение заказа по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, на оказание услуг по перевозке городским автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в соответствии с законодательством Кемеровской области, с 8 соисполнителями. Расчет с соисполнителями производился исходя из количества отработанных машино-часов либо исходя из фактически выполненных рейсов.
1.1. Согласно данным сводных отчетов по маршрутным сетям (по данным ГЛОНАСС) соисполнителями отработано в рамках исполнения договоров 1 397 271,05 километров пробега.
Указанный пробег соисполнителей включен в общий пробег Прокопьевского ГПАТП Кузбасса, предъявленный к возмещению в Министерство транспорта Кузбасса в рамках исполнения Соглашений.
В соответствии с утвержденными Министерством транспорта Кузбасса размерами субсидии за единицу транспортной работы по маршрутной сети каждой территории обслуживания, полученный Прокопьевским ГПАТП Кузбасса объем субсидии в целях возмещения затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, за отработанные километры пробега соисполнителями составил 31 988 338,09 руб. (из них: за 2020 год - 10245 852,16 руб., за 2021 год - 21 742 485,93 руб.).
1.2 Выполненная транспортная работа (машино-часы в наряде) соисполнителей включена в общие данные о выполненной транспортной работе Прокопьевского ГПАТП Кузбасса за отчетный период, представляемые в Министерство социальной защиты населения Кузбасса для расчета фактического размера субсидии на возмещение затрат в рамках исполнения Соглашений.
Общий объем субсидии на возмещение затрат, возникающих при перевозке отдельных категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта", полученный Прокопьевска ГПАТП Кузбасса за выполненную соисполнителями транспортную работу составил 13 389 332,31 руб. (из них: за 2020 год - 4 643 914,22 руб., за 2021 год - 8 745 418,09 руб.).
Общий объем субсидий, полученный Прокопьевским ГПАТП Кузбасса от Министерства транспорта Кузбасса и Министерства социальной защиты населения Кузбасса за выполненную соисполнителями транспортную работу, составил 45 377 670,40 руб. (31 988 338,09+13 389 332,31), в том числе: за 2020 год - 14 889 766,38 руб., за 2021 год - 30 487 904,02 руб.
Согласно актам об оказанных услугах, данным бухгалтерского учета, общая стоимость услуг, предъявленная соисполнителями Прокопьевскому ГПАТП Кузбасса в рамках исполнения договоров, составила 18 766 977,87 руб. (из них: за 2020 год - 4 698 235,00 руб., за 2021 год - 14 068 742,87 руб.), что на 26 610 692,53 руб. (45 377 670,40 -18 766 977,87) меньше, чем объем субсидии на возмещение затрат, полученной за работу, выполненную соисполнителями.
Средства субсидии в размере 18 718 635,49 руб. (из них: 2020 год - 7 011 773,59 руб., 2021 год - 11 706 861,90 руб.), полученные от Министерства транспорта Кузбасса, направлены Прокопьевским ГПАТП Кузбасса на обеспечение собственной финансово-хозяйственной деятельности.
2. Междуреченское ГПАТП Кузбасса В 2020 - 2021 годах в соответствии с Порядком между Министерством транспорта Кузбасса и Междуреченским ГПАТП Кузбасса заключено 10 Соглашений, на основании которых Междуреченскому ГПАТП Кузбасса платежными поручениями произведено перечисление средств субсидии в общей сумме 228 847 938,56 руб. (из них: в 2020 году - 120 584 825,14 руб., в 2021 году - 108 263 113,42 руб.).
В соответствии с частью 3 Соглашений субсидия предоставляется при соблюдении условий, в том числе:
- наличие государственного контракта с Министерством транспорта Кузбасса на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном, междугородном сообщении (кроме такси) автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам;
- представление Получателем Главному распорядителю документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется Субсидия в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением.
Междуреченским ГПАТП Кузбасса ГПАТП Кузбасса в Министерство транспорта Кузбасса представлены следующие документы, подтверждающие факт произведенных затрат на возмещение которых предоставляется субсидия: счета-фактуры, акты приема-передачи выполненных работ, сводные отчеты по маршрутным сетям (по данным ГЛОНАСС).
В 2020 - 2021 годах действовало 5 договоров, заключенных Междуреченским ГПАТП Кузбасса на выполнение заказа по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам с 3 соисполнителями. Расчет с соисполнителями производился исходя из количества отработанных машино-часов.
Согласно данным о транспортных средствах соисполнителей, указанных в договорах, актам об оказанных услугах, а также данным, представленным Междуреченским ГПАТП Кузбасса (Сводный отчет), указанными соисполнителями, в рамках исполнения договоров, отработано 2 076 899,70 километров пробега.
Указанный пробег соисполнителей включен Междуреченским ГПАТП Кузбасса в общий пробег, предъявленный к возмещению в Министерство транспорта Кузбасса в рамках исполнения Соглашений.
В соответствии с утвержденными Министерством транспорта Кузбасса размерами субсидии за единицу транспортной работы по маршрутной сети каждой территории обслуживания, полученный Междуреченским ГПАТП Кузбасса объем субсидии в целях возмещения затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, за отработанные километры пробега соисполнителями составил 53 499 118,20 руб. (из них: за 2020 год - 28 546 503,68 руб., за 2021 год - 24 952 614,52 руб.).
Согласно актам об оказанных услугах, данным бухгалтерского учета, стоимость услуг, предъявленная соисполнителями Междуреченскому ГПАТП Кузбасса в рамках исполнения договоров, составила 21 648 869,00 руб. (из них: за 2020 год - 11 109 578,20 руб., за 2021 год - 10 539 290,80 руб.), что на 31 850 249,20 руб. (53499118,20 - 21648869,00), меньше, чем объем субсидии на возмещение затрат, полученной за работу, выполненную соисполнителями, в том числе 2020 год - 17 436 925,48 руб., 2021 год - 14 413 323,72 руб.
Средства субсидии в размере 31 850 249,20 руб. направлены Междуреченским ГПАТП Кузбасса на обеспечение собственной финансово-хозяйственной деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рамках заключенных соглашений подлежат возмещению именно затраты, осуществленные перевозчиком, связанные с непосредственной перевозкой пассажиров.
Под автомобильными перевозками, в свою очередь понимается перевозка пассажиров, багажа, грузов или почты с использованием автомобильного транспортного средства... "Модельный закон об автомобильном транспорте" (принят в г. Санкт-Петербурге 27.03.2017 Постановлением 46-20 на 46-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
Под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259- ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Суд первой инстанции указал, что целью предоставления субсидии является именно возмещение части понесенных фактических расходов, связанных с выполнением работ именно самим получателем субсидии.
ГПК "Пассажиравтотранс" с таким выводом суда не согласно, ссылается на то, что Управлением данное нарушение не вменено при проверке и вынесении представления, указывает, что заключенными государственными контрактами не запрещено привлечение соисполнителей.
Данный довод является верным, учитывая, что Управлением подтверждено, что в акте проверки, представлении N 4/744 факт привлечения соисполнителей не отражен как нарушение, требование о недопущении случаев привлечения соисполнителей, а также о неперечислении соисполнителям денежных средств отсутствует (возражение на возражение Минтранса от 15.12.2022).
Однако вышеуказанный вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Как поясняет Управление и установлено в решении суда, суммой нарушений является оставшаяся у Междуреченским ГПАТП и Прокопьевского ГПАТП разница между получаемой субсидией за работу, выполненную соисполнителями, и суммой средств, перечисленных соисполнителям за эту работу. То есть, предприятия, получая субсидию по тарифам, утвержденным Министерством транспорта Кузбасса, перечисляли ее в последующем в меньшем размере в адрес соисполнителей, согласно заключенным с ними договоров.
Субсидии, полученные в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, в размере 50 568 884,69 руб. (18 718 635,49 + 31 850 249,20 руб.) остались у предприятий, соисполнителям не направлялась, возврат Министерству транспорта Кузбасса не осуществлен.
Так, судом установлено, что сумма субсидии в размере 85 487 456,29 руб. (53 499 118,20 руб. + 31 988 338,09 руб.), полученная за работу, выполненную соисполнителями в объеме 3 474 170,75 км, распределена следующим образом:
- 34 918 571,60 руб. - направлены на оплату услуг соисполнителей, фактически понесших затраты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, а не на возмещение затрат самих предприятий;
- 50 568 884,69 руб. - остались на счетах предприятий в виде "прибыли" при отсутствии понесенных затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы заинтересованного лица о нецелевом использовании средств субсидий, так как получив указанные субсидии в целях возмещения части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируемым тарифам, предприятия направили их на собственные нужды, которые не могут быть отнесены к затратам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что подход так называемой "посреднической деятельности государственных предприятий", позволяет организации, заключившей государственный контракт на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок, извлекать "прибыль", получая субсидию в целях возмещения части затрат на выполнение работ и поручая выполнение этих работ третьим лицам (соисполнителями) по цене меньшей размера субсидии, а значит и не имея понесенных затрат на выполнение работ, получать субсидию на их возмещение, тем самым прикрывая собой законность и обоснованность получения субсидии в рамках положений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Предоставление субсидии осуществлялось в рамках реализации государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Оптимизация развития транспорта и связи Кузбасса" на 2014 - 2024 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2013 N 405 (далее - Государственная программа). В соответствии с разделом 2 Государственной программы "Описание целей и задач Государственной программы" одной из целей является обеспечение стабильной работы и развития предприятий пассажирского транспорта. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующей задачи: организация возмещения затрат по перевозке пассажиров предприятиям общественного транспорта в связи с регулировкой тарифов и перевозкой льготных категорий пассажиров, осуществление контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
Как верно отметил суд первой инстанции, выполнение работы в объеме 3 474 170,75 км осуществлялось соисполнителями, соответственно затраты по перевозке пассажиров в связи с регулировкой тарифов и перевозкой льготных категорий граждан возникли у соисполнителей, выполнявших перевозку льготных категорий граждан и перевозку по регулируемым тарифам. Предприятия работу в указанном самостоятельно не выполняли, а значит затраты по перевозке пассажиров и перевозкой льготных категорий граждан при выполнении указанной работы у предприятий не возникли.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал, что разница между субсидией, полученной предприятиями, и частью субсидии, перечисленной субперевозчикам, которая осталась у предприятий, подлежит возврату в доход областного бюджета.
Отклоняя ссылку заявителей на наличие в соглашениях о предоставлении субсидии условий о возмещении части затрат на организацию перевозок, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из содержания имеющихся в материалах дела копий соглашений (п. 1.1) следует, что целью субсидирования является возмещение части затрат на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок и с оказанием услуг по перевозке отдельных категорий лиц.
При этом именно Порядком регламентированы условия и порядок предоставления субсидии.
Пунктом 3.2.2 Порядка установлено, что фактический размер субсидии определяется следующим образом: в целях, указанных в подпункте "а" пункта 1.4 настоящего Порядка, за отчетный период рассчитывается по каждому муниципальному образованию Кемеровской области - Кузбасса исходя из количества отработанных в отчетном периоде и зафиксированных Глобальной навигационной спутниковой системой километров пробега: в целях, указанных в подпункте "б" пункта 1.4 настоящего Порядка, рассчитывается за отчетный период на основании сведений из реестра перевезенных иногородних обучающихся и иногородних воспитанников, отражающих путь следования и сумму непокрытых затрат перевозчика за каждого перевезенного пассажира, указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с требованиями к отчетности, установленными пунктом 4.3 Порядка установлено, что получатели субсидии представляют в Министерство документы, подтверждающие выполнение работ и (или) количество перевезенных иногородних воспитанников и иногородних обучающихся, в семидневный срок по истечении каждого отчетного периода, определенного в пункте 3.3 настоящего Порядка, по Форме, установленной соглашением.
С учётом изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что в обоснование суммы субсидии, и, как следствие, в отчеты, предоставляемые получателями субсидии, являющиеся приложением к соглашениям, включаются сведения о километрах пробега и количестве перевезенных пассажиров.
Кроме того, судом принято во внимание, что в период предоставления возражений и пояснений на акты контрольных мероприятий заинтересованным лицом в адрес предприятий были направлены запросы о предоставлении документов, информации, расчетов, подтверждающих понесенные предприятиями затраты (расходы), связанные с обслуживанием транспортной работы соисполнителей. Указанные документы, информация, расчеты в Кузбассглавконтроль не представлены.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал правомерным вывод Управления о том, что действия предприятий по направлению полученных по соглашениям средств субсидии на иные нужды (обеспечение собственной финансово-хозяйственной деятельности) не отвечают требованиям бюджетного законодательства и являются нецелевым расходованием бюджетных средств.
Таким образом, установив факты нецелевого использования предприятиями средств субсидии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые представления вынесены в рамках предоставленных заинтересованному лицу полномочий, являются обоснованными.
Отклоняя доводы Министерства, а также предприятия о неисполнимости представлений, о не указании заинтересованным лицом способа исполнения, суд правомерно исходил из того, что не указание в представлении конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет предприятию и Министерству возможность самостоятельно избрать приемлемый механизм исполнения представлений. При этом апелляционный суд учитывает, что доказательств того, что заявители обращались в Управление за разъяснением способа исполнения представлений, не представлено.
Оценивая иные доводы апеллянтов применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд, с учетом перечисленных норм права, содержания оспариваемых представлений и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционных жалоб обоснованными.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11766/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства транспорта Кузбасса и государственного предприятия Кузбасса "Пассажиравтотранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11766/2022
Истец: ГП Кузбасса "Пассажиравтотранс"
Ответчик: Главное контрольное управление Кузбасса
Третье лицо: Министерство транспорта Кузбасса