город Томск |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А03-6391/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Отделстрой" (N 07АП-5512/2022(2)) на решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-6391/2022 (судья Зверева В.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Отделстрой" (г. Бийск, ОГРН 1022200567608, ИНН 2227003722) к Администрации города Бийска (г. Бийск, ОГРН 1022200567212, ИНН 2204001327), к акционерному обществу "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (г. Барнаул, ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922) о признании недействительным постановления Администрации г. Бийска от 25.03.2022 N 506 об установлении публичного сервитута на часть земельного участка,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Переверзева А.И., МКУ "Управление муниципальным имуществом города Бийска", Панферова Сергея Игоревича,
В судебном заседании принимают участие:
От Переверзева А.И.: Балушкин В. В. по дов. от 08.06.2021, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Отделстрой" (далее - заявитель, ООО "ПКФ "Отделстрой") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Администрации города Бийска (далее - Администрация), к акционерному обществу "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (далее
- АО "СК Алтайкрайэнерго"), о признании недействительным постановления Администрации г. Бийска от 25.03.2022 N 506 "Об установлении публичного сервитута"
на часть земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Переверзев Антон Игоревич, МКУ "Управление муниципальным имуществом города Бийска", Панферов Сергей Игоревич.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ПКФ "Отделстрой" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что оспариваемым постановлением нарушаются права заявителя, создаются препятствия в использовании земельного участка; в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:173 возможно установление только частного сервитута.
Переверзев А.И. в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апеллянта не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
При открытии судом судебного заседания в режиме онлайн посредством использования системы веб-конференции представителем АО "СК Алтайкрайэнерго", заявившем об участии в онлайн-заседании, подключение не обеспечено. Судом установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, стороне обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере ее контроля (со стороны представителя отсутствует аудио-, видеосигнал).
Представитель Переверзева А.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Переверзева А.И., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, по договору аренды земли N 294 от 04.08.2021 ООО "ПКФ "Отделстрой" и ИП Переверзев А.И. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером: 22:65:011201:173, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Имени Героя Советского Союза Васильева, д.83/1, участок предоставлен для эксплуатации нежилых зданий, вид разрешенного использования - производственная деятельность.
Постановлением Администрации г. Бийска Алтайского края N 506 от 25.03.2022 "Об установлении публичного сервитута" были утверждены границы публичного сервитута площадью 290 кв.м., в том числе на часть земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:173, на часть земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:458, на земли, расположенные в кадастровом квартале 22:65:011201 согласно схеме расположения публичного сервитута, установлен сроком на 49 лет публичный сервитут на основании ходатайства АО "СК Алтайкрайэнерго".
Не согласившись с указанным решением органа местного самоуправления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности постановления Администрации г. Бийска от 25.03.2022 N 506 об установлении публичного сервитута.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сервитут может устанавливаться для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Сервитут может устанавливаться, в том числе, для эксплуатации линейных объектов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Законодатель установил специфику установления публичного сервитута, где главным критерием является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес, который не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.
В силу п. 8 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут, как и частный, может устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для эксплуатации участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок
Как следует из статьи 39.40 ЗК РФ определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.
Из положений ст. 39.41 ЗК РФ следует, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны:
1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;
2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;
3) испрашиваемый срок публичного сервитута;
4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;
5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;
6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции, капитального ремонта или эксплуатации указанного инженерного сооружения, реконструкции или капитального ремонта его участка (части);
7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;
8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;
9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Статьей 39.45 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Кодекса и следующих ограничений:
1) от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
2) на срок строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
3) на срок не более одного года в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
4) на срок реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса.
Как следует из ч. 1 ст. 39.48 ЗК РФ если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 настоящего Кодекса, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, прекращением прав на земельный участок.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:173 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Между АО "СК Алтайкрайэнерго" и ИП Переверзевым А.И. заключен договор N 1534/21 от 16.08.2021 об осуществлении технологического присоединения (далее - Договор) нежилого здания, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Васильева, N 83/1.
Для осуществления технологического присоединения АО "СК Алтайкрайэнерго" обратилось с заявлением об установлении публичного сервитута с целью размещения (строительства) объектов электросетевого хозяйства "КТП 6/0,4 кВ, ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Васильева, 83/1 (22:65:011201:173)".
Администрация, рассмотрев ходатайство АО "СК Алтайкрайэнерго" признало его обоснованным, замечаний относительно поданного пакета документов к ходатайству об установлении сервитута Администрацией не установлено.
Таким образом, сервитут установлен для размещения (строительства) объектов электросетевого хозяйства "КТП 6/0,4 кВ, ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Васильева, 83/1 (22:65:011201:173)".
Согласно распоряжению Правительства РФ 03.04.2013 N 511-р размещение (строительство) объектов электросетевого хозяйства для граждан и юридических лиц является обязанностью государства, соответственно публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов неограниченного круга лиц, в связи с чем установление публичного сервитута необходимо в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства "КТП 6/0,4 кВ, ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Васильева, 83/1 (22:65:011201:173).
Как верно отметил суд первой инстанции, необходимость установления публичного сервитута в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства доказана, нарушения прав заявителя оспариваемым постановлением не усматривается.
Приняв во внимание, что сама по себе принадлежность испрашиваемого земельного участка на праве аренды не является основанием для отказа в установлении сервитута, суд первой инстанции к обоснованному выводу о правомерности постановления Администрации г. Бийска от 25.03.2022 N 506 об установлении публичного сервитута, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Довод апелляционной жалобы о том, что установленный публичный сервитут создает препятствия в использовании земельного участка, подлежит отклонению за недоказанностью.
Довод апеллянта о необходимости установления частного сервитута подлежит отклонению, поскольку как указано выше публичный сервитут установлен с учетом положений статей 23, 39, 39.97, 39.38, 39.39, 39.40, 39.41, 39.45, 39.48 ЗК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6391/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Отделстрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Отделстрой" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.10.2022 N 1955.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6391/2022
Истец: ООО "ПКФ "Отделстрой"
Ответчик: Администрация г. Бийска.
Третье лицо: АО "Сетевая компания Алтайкрайэнерго", Жданов Александр Петрович, Переверзев Антон Игоревич