г. Вологда |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А05-11809/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный информационный центр" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября 2023 года по делу N А05-11809/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западные коммунальные системы" (ОГРН 1112901006789, ИНН 2901216383; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 4, офис 501-39; далее - ООО "СЗКС") о взыскании 99 455 руб. 22 коп. долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные в период с 01.01.2020 по 30.09.2021, и 59 562 руб. 64 коп. пеней за период с 11.02.2020 по 13.09.2023, к обществу с ограниченной ответственностью "Расчетный информационный центр" (ОГРН 1132901011561, ИНН 2901242471; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 4, офис 501-37; далее - ООО "РИЦ") о взыскании 27 399 руб. 20 коп. долга за услуги по обращению с ТКО, оказанные с 01.10.2021 по 28.02.2022, и 8 501 руб. 55 коп. пеней за период с 11.11.2021 по 13.09.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Архангельская Уборочная Компания", индивидуальный предприниматель Бондаренко Ирина Викторовна.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2023 с ООО "РИЦ" в пользу ООО "ЭкоИнтегратор" взыскано 27 399 руб. 20 коп. долга, 8 501 руб. 55 коп. пени, всего - 35 900 руб. 75 коп., а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
С ООО "СЗКС" в пользу ООО "ЭкоИнтегратор" взыскано 99 455 руб. 22 коп. долга, 59 562 руб. 61 коп. пени, всего - 159 017 руб. 83 коп., а также 3 603 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
С ООО "ЭкоИнтегратор" в пользу индивидуального предпринимателя Бондаренко Ирины Викторовны взыскано 30 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя.
ООО "РИЦ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что истцом не представлено доказательств фактического оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), данные услуги оказывались ООО "РИЦ" третьим лицом на основании договора от 01.10.2021.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решения суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "СЗКС" и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец, на основании соглашения с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области. Истец приступил к выполнению своих обязательств регионального оператора с 01.01.2020.
В пункте 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В порядке пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На официальном сайте истца http://www.eco-tko.ru в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц. Указанная форма в полном объеме соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональный оператор 16.01.2020, исполнив обязанность, предусмотренную пунктом 8 (17) Правил, разместил в газете "Архангельск" (выпуск N 1 (4930)) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В соответствии с пунктом 8 (18) раздела I (1) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Предприниматель является собственником нежилого помещения 20-Н площадью 326,6 кв. м., расположенного в нежилом здании (торговом центре) по адресу: город Архангельск, улица Гайдара, дом 55, о чём в материалы дела представлена выписка из ЕГРП (том 1, л.д. 12).
Собранием собственников помещений здания принято решение от 30.11.2012 выбрать в качестве управляющей организации здания ООО "СЗКС" (вопрос N 3).
Собственниками помещений в здании, в том числе Бондаренко И.П. и ООО "СЗКС" заключены договоры управления зданием. Согласно пункту 2.1 договора от 01.11.2012 управления выставочным центром, расположенным по адресу: г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 55 (далее - договор от 01.11.2012), управляющая компания (ООО "СЗКС") по заданию заказчика (Бондаренко И.П.) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества здания, производить самостоятельно начисление и сбор платежей за оказываемые услуги и выполняемые работы, осуществлять иную направленную на достижение целей управления зданием деятельность. Согласно приложению 2 к договору от 01.11.2012 в стоимость обслуживания здания входила стоимость услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Договор от 01.11.2012 действовал до 01.10.2021.
Как следует из протокола общего собрания собственников N 1 от 28.09.2021, в период с 26.08.2021 по 26.09.2021 в форме очно-заочного голосования было проведено общее собрание собственников здания; в качестве управляющей организации здания выбрано ООО "РИЦ"; принято решение заключить договор управления зданием с ООО "РИЦ" (решения по вопросам N 4, 5).
Бондаренко И.П. и ООО "РИЦ" 01.10.2021 заключен договор управления торговым центром, расположенным по адресу: г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 55 (далее - договор от 01.10.2021). Согласно приложению 1 к договору от 01.10.2021 ООО "РИЦ" приняло на себя обязательства по обеспечению вывоза ТБО (до момента перехода собственников на прямые договоры с региональным оператором).
Указанные обстоятельства установлены судебными актами по делу N А05-6550/2022.
Претензией от 07.04.2022 истец потребовал от предпринимателя уплатить долг за оказанные услуги и неустойку.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском. Истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции заменил ненадлежащего ответчика надлежащими ООО "РИЦ" и ООО "СЗКС".
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
Из статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок заключения договора предусмотрен Правилами N 1156.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора (пункт 8 (4) Правил N 1156).
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Поскольку в настоящем случае ответчиками заявка на заключение договора с региональным оператором не направлена, договор считается заключенным на условиях типового (пункт 8 (17) Правил N 1156).
В силу положений статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги подлежат оплате в сроки и в порядке на условиях типового договора.
Правильно применив нормы материального права, оценив по правилам главы 7 ПАК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе выписки из Единого государственного реестра недвижимости, сведения из электронного маршрутного журнала, сведения реестра мест накопления ТКО, счета на оплату, акты выполненных работ, суд установил факт заключения между сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового, факт оказания ответчикам услуг по обращению с ТКО в спорный период и, в отсутствие доказательств оплаты задолженности, пришел к правильному выводу об обязанности оплатить услуги истца. Проверив расчет, суд признал его верным, в связи с чем удовлетворил иск о взыскании основного долга и неустойки в полном объеме.
Доводы жалобы о недоказанности оказания услуг по обращению с ТКО подлежат отклонению.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Установлено, что соответствующие услуги фактически оказаны истцом, что подтверждается сведениями маршрутного журнала вывоза отходов, в котором содержатся сведения о заборе ТКО с общедоступной контейнерной площадки (не закреплена за определенным потребителем) по адресу: г. Архангельск, пр. Обводной канал, д. 76, включенной в реестр мест накопления отходов за N 6301, расположенной рядом торговым центром, где находится помещение предпринимателя.
Ссылки ООО "РИЦ" на оказание услуг обществом с ограниченной ответственностью "Архангельская уборочная компания" по договору от 01.01.2020 N ОПП-20/075 подлежат отклонению, поскольку указанный договор не является договором по обращению с ТКО.
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такой управляющей организацией заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (часть 6.2 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Поскольку презумпция образования отходов ответчиками не опровергнута, материалами дела подтверждено оказание услуг по вывозу ТКО истцом, доказательств прекращения деятельности в спорном помещении и погашения образовавшейся задолженности не представлено, суд правомерно удовлетворил исковые требования к управляющим зданием организациям.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 октября 2023 года по делу N А05-11809/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетный информационный центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11809/2022
Истец: ООО "ЭкоИнтегратор"
Ответчик: ИП Бондаренко Ирина Викторовна
Третье лицо: ООО "Архангельская уборочная компания", ООО "Расчетный информационный центр", ООО "Северо-западные коммунальные системы"