г. Самара |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А72-5449/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Митиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НАИРИ" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2022 по делу N А72-5449/2022 (судья Рыбалко И.В.),
по иску Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (ОГРН 1187325014326, ИНН 7325161645)
к обществу с ограниченной ответственностью "НАИРИ" (ОГРН 1027301584243, ИНН 7328032542)
о взыскании 81 425 руб. 00 коп.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НАИРИ" о взыскании основного долга в сумме 81 425 руб. 00 коп.
Арбитражный суд Ульяновской области решением от 15.09.2022 исковые требования удовлетворил частично, взыскав с ответчика в пользу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области 72 154 руб. 38 коп. - основной долг. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. Заявитель полагает, что в действиях истца, не предъявлявшего требование о взыскании долга в течение длительного периода, имеются признаки злоупотребления правом.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 14.03.2014 Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (правопредшественник истца) (Арендодатель) заключило с обществом с ограниченной ответственностью "НАИРИ" (Арендатор) договор аренды лесного участка N 679, согласно которому Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 25, 72, 74, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 27.01.2014 по делу N А72-15070/2013 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (далее - лесной участок) с целью использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (п.1 договора) (л.д.6-9).
Согласно п.2, п.3 договора аренды лесного участка N 679 от 14.03.2014 лесной участок площадью 0,9 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Ульяновская область, МО "Старомайнский район", Старомайнское лесничество, Старомайнское участковое лесничество, квартал 33 выдел 1, и является частью лесного участка с кадастровым номером 73:16:000000:36 (условный номер 73:01:00:334/2003:383), имеющего местоположение: Ульяновская обл., Старомайнский лесхоз. Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка согласно приложению N 1. Характеристика лесного участка приводится в приложении N 2.
Обосновывая заявленные требования, истец заявил, что при выборочной проверке, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) в 2021 году, установлен недополученный доход федерального бюджета за 2019 и 2020 годы в результате неверного расчета Министерством сумм арендной платы (начисление не в полном объеме минимального размера арендной платы, подлежащей поступлению в федеральный бюджет) (акт проверки см на л.д.12-16).
По итогам проверки ответчику был произведен перерасчет арендной платы: за 2019 год плата в части федерального бюджета должна составлять 74 163 руб. 60 коп., за 2020 год - 88 682 руб. 40 коп.
В адрес ООО "НАИРИ" было направлено уведомление от 29.12.2021 N 73-ИОГВ-10-01/9077исх о необходимости внесения доначисленных сумм арендной платы: за 2019 год - 37 082 руб. 60 коп., за 2020 год - 44 342 руб. 40 коп. (л.д.17-19).
Поскольку требования, изложенные в уведомлении, оставлены ответчиком без удовлетворения, истец просил суд взыскать задолженность по договору аренды лесного участка N 679 от 14.03.2014 в части платы, подлежащей внесению в федеральный бюджет, за 2019 год в сумме 37 082 руб. 60 коп., за 2020 год в сумме 44 342 руб. 40 коп., а всего - 81 425 руб. 00 коп.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно пунктам 5, 6 договора аренды лесного участка N 679 от 14.03.2014 арендная плата по настоящему договору составляет 28 883 руб. 00 коп. в год. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 ежемесячно равными долями до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и представляет в течение 15 дней со дня внесения арендной платы Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Пунктом 7 договора аренды лесного участка N 679 от 14.03.2014 предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно направленным истцом в адрес ответчика уведомлениям от 23.01.2019 и от 10.12.2019 размер платы по договору аренды лесного участка N 679 от 14.03.2014 составил в 2019 году - 43 793 руб. в год, в том числе в федеральный бюджет - 37 081 руб., в 2020 году - 51 052 руб. в год, в том числе в федеральный бюджет - 44 340 руб.
Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
Порядок расчета арендной платы для лесных участков установлен постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Коэффициенты, применяемые ежегодно к ставкам платы, на 2019 и 2020 годы предусмотрены постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
При расчете размера арендной платы по договору аренды лесного участка N 679 от 14.03.2014 арендодателем не был применен коэффициент 2,0, установленный для особо защитных участков в защитных лесах (л.д.46).
Отнесение предоставленного по договору аренды ответчику участка - Старомайнское лесничество, Старомайнское участковое лесничество, квартал 33 выдел 1, часть лесного участка с кадастровым номером 73:16:000000:36 (условный номер 73:01:00:334/2003:383), имеющего местоположение: Ульяновская обл., Старомайнский лесхоз, к особо защитным участкам защитных лесов подтверждается таксационными материалами, соответствующими сведениями по состоянию на 01.01.2021 (л.д. 50-53) и не оспаривается ответчиком.
Акт проверки Рослесхоза N 22/2021 от 23.07.2021 не обжалован и не признан в установленном порядке недействительным. Ответчик возражений относительно выводов проверки Рослесхоза не заявил.
Суд первой инстанции верно отметил, что отсутствие уведомлений об изменении размера платы, не исключает права истца на взыскание такой платы.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, является нормативно регулируемым, и стороны обязаны руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствующем нормативном акте
При таких обстоятельствах, требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области о взыскании арендной платы является законным и обоснованным.
По расчету истца задолженность ответчика по арендной плате составила 81 425 руб. 00 коп. за период с января 2019 года по декабрь 2020 года.
Принимая во внимание заявление ответчика о применении срока исковой давности, суд первой инстанции признал обоснованным требование Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 72 154 руб. 38 коп. за период с апреля 2019 года по декабрь 2020 года.
В остальной части в иске отказал.
Расходы по госпошлине согласно части 1 статьи 110 АПК РФ возложил на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2022 года по делу N А72-5449/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5449/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДЫ И ЦИКЛИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "НАИРИ", ООО Представитель "БизнесЮрист", Представитель Вотяков Александр Юрьевич