г. Самара |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А72-6683/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 19 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
с участием: от общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское" - представитель Свистунова Т.В. (доверенность от 13.06.2022),
от Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - представитель Бабаева Л.И. (доверенность от 08.11.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 октября 2022 года по делу N А72-6683/2022 (судья Лубянова О.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское", Ульяновская область, район Вешкаймский, село Вешкайма (ОГРН: 1187325013644, ИНН: 7309007477), к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, Ульяновская область, г.Ульяновск, о признании незаконными полностью уведомления N73-ИОГВ-09-02/2221 от 03.06.2021 и уведомления N66 от 25.11.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - ответчик), о признании незаконными полностью уведомления N 73-ИОГВ-09-02/2221 от 03.06.2021 и уведомления N 66 от 25.11.2021.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части оставления заявленных требований без удовлетворения и принять по делу новый судебный акт, признать полностью незаконным уведомление N 73-ИОГВ-09-02/2221 от 03.06.2021 г. Минсельхоза Ульяновской области и признать полностью незаконным уведомление N 66 от 25.11.2021 г. Минсельхоза Ульяновской области и обязать Минсельхоз Ульяновской области в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу рассмотреть повторно заявления о предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства от 28.05.2021 г. и рассмотреть повторно заявление о предоставлении субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур на 2021 г. от 19.11.2021.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на преждевременный характер отказа министерства в предоставлении субсидии по оспариваемым решениям со ссылкой на наличие задолженности перед бюджетом на момент их принятия 03.06.2021 г. и 25.11.2021 г.
Податель жалобы полагает, что в основе оспариваемых уведомлений от 03.06.2021 г. и 25.11.2021 г. в противовес Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П лежит неисполнение законодательных предписаний, невнимательная оценка фактических обстоятельств.
Как указал податель жалобы, у заявителя на момент принятия уведомлений об отказе была задолженность по возврату субсидий, но вступившим в силу 11.04.2022 г., судебным актом по делу N А72-5669/2021 от 10.03.2022 г., подтверждена частичная задолженность Общества в размере 492 270 руб., а не 1 168 515 руб. 00 коп., из которой исходил Минсельхоз.
Рассмотрение дела N А72-5669/2021 длилось в период 24.05.2021 - 02.03.2022г.г., оба оспариваемых уведомления вынесены в период рассмотрения дела N А72-5669/2021.
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее, ссылаясь на правомерность отказов Министерства в предоставлении субсидии со ссылкой на наличие задолженности перед бюджетом на момент их принятия.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
28.05.2021 ООО "Вешкаймское" обратилось в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области с заявлением на получение субсидии из областного бюджета Ульяновской области в целях, связанных с проведением комплекса агротехнологических работ, повышением уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышением плодородия и качества почв посевных площадей, занятых зерновыми и (или) зернобобовыми, и (или) кормовыми сельскохозяйственными культурами, и (или) картофелем, и (или) овощными культурами открытого грунта.
03.06.2021 Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области отказало в предоставлении субсидии в 2021 году на основании подпункта 2 пункта 7 "Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства и животноводства в Ульяновской области", утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2019 N 781-П (у сельскохозяйственного товаропроизводителя должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет Ульяновской области субсидий, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Ульяновской областью).
19.11.2021 ООО "Вешкаймское" обратилось в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области с заявлением на получении субсидии из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур.
25.11.2021 Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области отказало в предоставлении субсидии в 2021 году на основании пункта 5, 12 "Правил предоставления производителям зерновых культур субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур", утвержденных постановление Правительства Ульяновской области от 07.10.2021 N 479-П, поскольку у Общества имеется просроченная задолженность по возврату в областной бюджет Ульяновской области субсидий.
Заявитель, полагая, что отказы противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что при выдаче субсидии в 2020 год, возврата которой требовал Минсельхоз в рамках дела N А72-5669/2021, у него не возникло вопросов по сертификатам и районированности семян, все документы соответствовали закону и субсидии были выданы в полном объеме, а 28.01.2022 в рамках дела N А72-5669/2021 в качестве дополнительного основания возврата субсидии Минсельхоз указал на несоответствие некоторых семян требованиям постановления правительства Ульяновской области N781 -П от 27.12.2019.
К 28.01.2022 вынесены оба оспариваемых уведомления, в качестве основания для отказа указано на невозврат субсидий. Заявитель полагает, что именно несоответствие семян требованиям районированности и сертификации стало причиной частичного возврата субсидий по делу N А72-5669/2021, т.е. сначала субсидии были выданы и документы соответствовали всем требованиям закона, Минсельхоз допустил ошибку в работе при выдаче субсидий и эти субсидии не должны были быть выданы в размере, соответствующем не подходящим под условия закона семенам.
Заявитель указал, что Минсельхоз ошибся, потом потребовал через суд возврата выданных денег, а если бы изначально Минсельхоз не выдал субсидии в размере тех, которые были возвращены заявителем по решению суда по делу N А72-5669/2021, то у него не было бы основания отказывать заявителю в выдаче субсидий в 2021 году.
Заявитель считает, что пострадал от некачественной и противоречивой работы Минсельхоза.
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области считает отказы законными и обоснованными, поскольку наличие задолженности подтверждается решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.03.2022 по делу N А72-5669/2021 (резолютивная часть объявлена 02.03.2022). ООО "Вешкаймское" возврат субсидий осуществило 04.03.2022.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в удовлетворении заявления отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
ООО "Вешкаймское" заявило ходатайство о восстановлении пропущенного им срока для подачи заявления, которое удовлетворено судом.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.10.2021 N 79-П утверждены "Правила предоставления производителям зерновых культур субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур".
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления производителям зерновых культур субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур (далее - субсидии).
Пунктом 3 Правил N 47944 установлено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - Министерство) как получателя средств областного бюджета Ульяновской области.
Для получения субсидии заявитель представляет в Министерство заявление с приложением соответствующих документов (пункт 7 Правил N 479-П ).
Пунктом 5 Правил N47944 установлены требования, которым должен соответствовать производитель зерновых культур, обратившийся в Министерство за получением субсидии.
Одним из требований является отсутствие просроченной задолженности по возврату в областной бюджет Ульяновской области субсидий, предоставленных, в том числе, в соответствии с иными нормативными правовыми актами Ульяновской области, а у заявителя - юридического лица, созданного в форме хозяйственного общества, также просроченная задолженность по возврату в областной бюджет Ульяновской области бюджетных инвестиций, предоставленных в соответствии с нормативными правовыми актами Ульяновской области, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Ульяновской областью;
В соответствии с пунктом 10 Правил N 47941 Министерство в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления в том числе:
1) проводит проверку соответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, соответствия расчета объема субсидии требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил, а также представления заявителем документов в пределах срока, установленного пунктом 8 настоящих Правил, комплектности представленных документов, полноты и достоверности содержащихся в них сведений посредством изучения информации, размещенной в форме открытых данных на официальных сайтах уполномоченных государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направления в уполномоченные государственные органы запросов, наведения справок, а также использования иных форм проверки, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
2) принимает решение о предоставлении заявителю субсидии либо решение об отказе в предоставлении ему субсидии, которое отражается в уведомлении о принятом решении (далее - уведомление). При этом в случае принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении излагаются обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Уведомление направляется заявителю в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта направления уведомления;
Основаниями для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии являются несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, несоответствие расчета объема субсидии требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил, а равно представление заявителем документов не в полном объеме и (или) с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в документах неполных и (или) недостоверных сведений либо представление таких документов по истечении срока, установленного пунктом 8 настоящих Правил, отсутствие или недостаточность лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Министерства как получателя средств областного бюджета Ульяновской области, а также представление заявления, указанного в абзаце первом пункта 11 настоящих Правил (пункт 12 Правил N 79-П ).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2019 К781-П утверждены "Правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства и животноводства в Ульяновской области".
Правила К781-П устанавливают порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и государственных и муниципальных учреждений, субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства и животноводства в Ульяновской области.
Согласно пункта 4 Правил N 781-П, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части их затрат (без учета сумм налога на добавленную стоимость), связанных:
1) с развитием отдельных подотраслей растениеводства в Ульяновской области:
а) проведением комплекса агротехнологических работ, повышением уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышением плодородия и качества почв посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта;
б) развитием элитного семеноводства;
в) проведением агротехнологических работ в области семеноводства сельскохозяйственных культур;
2) с развитием отдельных подотраслей животноводства в Ульяновской области:
а) развитием собственного производства коровьего и (или) козьего молока;
б) развитием племенного животноводства (содержанием племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, приобретением племенного молодняка сельскохозяйственных животных).
Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет в Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области заявление с приложением соответствующих документов (пункт 9 Правил К781-П).
Пунктом 7 Правил К781-П (в редакции, действовавшей на дату выдачи оспариваемого отказа) установлены требования, которым должен соответствовать сельскохозяйственный товаропроизводитель по состоянию на дату представления в Министерство документов (копий документов), необходимых для получения субсидии, если иное не предусмотрено подпунктом 1 и подпунктом "а" подпункта 13 настоящего пункта, в том числе: у сельскохозяйственного товаропроизводителя должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет Ульяновской области субсидий, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Ульяновской областью.
Согласно пункту 12 Правил К781-П Министерство в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления в том числе:
1) проводит проверку соответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, расчета размера причитающейся ему субсидии в соответствии с условиями, установленными пунктом 8 настоящих Правил, а также комплектности представленных заявителем документов, полноты и достоверности содержащихся в них сведений посредством изучения информации, размещенной в форме открытых данных на официальных сайтах уполномоченных государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направления в уполномоченные государственные органы запросов, наведения справок, а также использования иных форм проверки, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
Основаниями для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии являются несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, несоответствие расчета размера причитающейся ему субсидии условиям, установленным пунктом 8 настоящих Правил, а равно представление заявителем документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, не в полном объеме и (или) с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в таких документах неполных и (или) недостоверных сведений либо представление таких документов по истечении соответствующего срока, указанного в пункте 10 настоящих Правил, а также отсутствие или недостаточность лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на предоставление субсидий (пункт 13 Правил К781-П).
Таким образом для получения субсидии из бюджета Ульяновской области у заявителя должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет Ульяновской области субсидий, предоставленная, в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Ульяновской областью.
Как следует из материалов дела, 19.01.2021 Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области направило в адрес ООО "Вешкаймское" требование о необходимости возврата субсидии в размере 1168515 руб, полученной в 2020 году из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства и животноводства (соглашение от 13.04.2020 N 322).
Правомерность предъявленного ООО "Вешкаймское" требования являлась предметом оценки при рассмотрении Арбитражным судом дела N А72-5669/2021.
Наличие у ООО "Вешкаймское" задолженности по возврату субсидии в областной бюджет Ульяновской области подтверждается решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.03.2022 по делу N А72-5669/2021, которым с ООО "Вешкаймское" в пользу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области взыскано 492 270 руб. основного долга по субсидиям.
В решении указано, что: "в соответствии с приложением N 3 к Соглашению от 13.04.2020 N 322 ООО "Вешкаймское" должно было в 2020 году достигнуть следующих показателей результативности:
размер посевных площадей - 4 746 га, засеянные в том числе:
-зерновыми и зернобобовыми сельскохозяйственными культурами- 3 646 га.;
- кормовыми- 1 73 га,
- масличными сельскохозяйственными культурами - 927 га.
Кроме того, посевные площади должны быть засеяны семенами с определенными сортовыми качествами.
Однако согласно отчёту, предоставленному ответчиком в Министерство, плановые показатели посевных площадей достигнуты только частично.
Так, ООО "Вешкаймское" произвело засев посевных площадей сельскохозяйственными культурами в соответствии с Правилами, государственным реестром селекционных достижений районированных по 7 региону допуска (Ульяновская область) в отношении зерновых и зернобобовых культур - 2 404 га, масличных - 91 га.
Показатели по кормовым культурам достигнуты, однако ответчик полагает, что превышение планового показателя высева донника должно учитываться при определении подтвержденного размера субсидии.
Данные доводы судом отклоняются, поскольку субсидия предоставлялась на четко определенные площади сельскохозяйственных культур.
С учетом подтвержденного материалами дела подтвержденных показателей освоения субсидии, с учетом утвержденных ставок субсидий, суд рассчитал сумму, подлежащую возврату в размере 492 270 руб.
Исходя из изложенного, требования истца подлежат частичному удовлетворению".
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П).
В рассматриваемом случае суд верно указал, что установленные при рассмотрении дела А72-5669/2021 Арбитражного суда Ульяновской области обстоятельства, в силу статьи 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение для настоящего спора и не подлежат повторному доказыванию.
С учетом вышеизложенного, судом сделан правильный вывод о том, что на дату выдачи оспариваемых отказов у заявителя имелась задолженность по возврату субсидий из областного бюджета, в связи с чем Министерство правомерно отказало в предоставлении субсидий в 2021 году.
Правилами N479-П и Правилами N781-П не установлена минимальная сумма задолженности по возврату субсидий из областного бюджета. ООО "Вешкаймское" возвратило субсидии в областной бюджет только 04.03.2022, т.е. 4 месяца спустя после выдачи последнего отказа в предоставлении субсидий.
При таких обстоятельствах судом правомерно указано на законность уведомлений N 73-ИОГВ-09-02/2221 от 03.06.2021 и N 66 от 25.11.2021.
Судом правомерно отклонена ссылка заявителя на судебную практику по делу N А04-778/2022, поскольку в рассматриваемом деле судами оценивалась иная совокупность фактических обстоятельств, а именно: решением суда решение министерства об отказе в освобождении индивидуального предпринимателя от обязанности по возврату средств субсидии за не достижение результата предоставления субсидии и требование министерства о возврате субсидии в областной бюджет признаны незаконными. Тогда как по делу А72-5669/2021 суд исковые требования Министерства удовлетворил частично и взыскал с ООО "Вешкаймское" в пользу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области основной долг в размере 492 270 руб.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о правомерности вынесенных ответчиком отказов.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ООО "Вешкаймское" в 2020 году получена субсидия из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части затрат, связанных с развитием отдельных подотраслей растениеводства и животноводства в Ульяновской области в сумме 1 168 515 рублей, которая перечислена Министерством на расчётный счёт ООО "Вешкаймское" платёжным поручением от 24.04.2020 N 114787.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5.3.4 Соглашения ООО "Вешкаймское" обязалось обеспечивать предоставление не позднее 15 июня 2020 года отчёта о достижении планового значения показателя результативности "Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в Ульяновской области", составленного по форме согласно Приложению N 6 к Соглашению.
Согласно подпункту 3 пункта 24 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий, непредоставление соответствующего отчёта является основанием для возврата субсидии в полном объёме.
Пунктом 28 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий установлено, что Министерство обеспечивает возврат субсидии в областной бюджет Ульяновской области путём направления получателю субсидии в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня установления одного из обстоятельств, являющихся основаниями для возврата субсидий, требования о необходимости возврата субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения указанного требования.
В рассматриваемом случае Министерство, выявив факт непредоставления ООО "Вешкаймское" отчёта в установленные сроки, направило ООО "Вешкаймское" требование о возврате субсидии от 19.01.2021 N 73-ИОГВ-09-02/104.
Возврат субсидий произведён не был, правомерность требования о возврате субсидии ООО "Вешкаймское" не оспаривалась.
Невозвращение субсидии стало основанием для судебного разбирательства по делу N А72-5669/2021. Исковое заявление о взыскании денежных средств в размере 1 168 515 руб. было направлено Министерством в Арбитражный суд Ульяновской области 22.04.2021, принято к производству 24.05.2021.
Отчёт ООО "Вешкаймское" поступил в Министерство только 06.09.2021, после подачи Министерством искового заявления о взыскании суммы субсидии. В рамках рассмотрения дела N А72-5669/2021 на основании изучения предоставленного ООО "Вешкаймское" с нарушениями сроков отчёта было установлено, что плановые показатели посевных площадей ООО "Вешкаймское" были достигнуты только частично.
С учётом показателей освоения субсидии и утверждённых ставок субсидий, суд рассчитал сумму, подлежащую возврату - в размере 492 270 руб.
Решение по делу N А72-5669/2021 ООО "Вешкаймское" обжаловано не было.
Возврат субсидии (в части, установленной решением по делу N А72-5669/2021) ООО "Вешкаймское" был осуществлён 04.03.2022.
В апелляционной жалобе заявитель, не оспаривая наличие задолженности на момент вынесения уведомления N 73-ИОГВ-09-02/2221 от 03.06.2021 и уведомления N 66 от 25.11.2021 об отказе в предоставлении субсидии, указал, что оба уведомления были вынесены в период рассмотрения дела N А72-5669/2021; подчёркивает, ссылаясь на правовые позиции по делу N А04-778/2022 и делу N А12-18454/2017, что в рамках рассмотрения заявления ООО "Вешкаймское" о признании решений и действий (бездействий) незаконными "для суда необходимо было наличие бесспорных доказательств задолженности ООО "Вешкаймское" именно в период рассмотрения заявлений Общества на выдачу субсидий 03.06.2021 и 25.11.2021, а не в период рассмотрения дела NА72-6683/2022.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.
Рассмотрение заявлений о предоставлении субсидий, в том числе - проведение проверки соответствия заявителя требованиям, установленным пунктом 7 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий, пунктом 5 Правил предоставления производителям зерновых культур субсидий, а также вынесение решения о предоставлении субсидии либо отказе в предоставлении субсидии и направление соответствующего уведомления, является обязанностью Министерства, предусмотренной пунктом 12 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий и пунктом 10 Правил предоставления производителям зерновых культур субсидий, в связи с чем Министерство не могло отказаться от рассмотрения соответствующих заявлений и прилагаемой к ним документации, предоставленных Министерству ООО "Вешкаймское" в период рассмотрения дела N А72-5669/2021.
В свою очередь, подача и отзыв заявления о предоставлении субсидии являются, исходя из смысла и целей предоставления субсидии в целях возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей зерновых культур, правом заявителя.
Относительно факта наличия доказательств задолженности при вынесении решений об отказе в предоставлении субсидии, апелляционный суд отмечает, что на момент вынесения решений об отказе в предоставлении субсидии и направления соответствующих уведомлений у заявителя имелась просроченная задолженность по ранее выставленному в адрес заявителя требованию о возврате субсидии от 19.01.2021 N 73-ИОГВ-09-02/104, денежные средства заявителем в областной бюджет по указанному требованию в установленный законодательством срок (30 дней с момента получения соответствующего требования) возвращены не были.
Данное обстоятельство, в соответствии подпунктом 2 пункта 7, пунктом 13 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий, послужило законным основанием для вынесения отказа в предоставлении субсидии и направления соответствующего уведомления N 73-ИОГВ-09-02/2221 от 03.06.2021.
Аналогичным образом, имеющаяся у заявителя просроченная задолженность стала основанием для отказа в предоставлении субсидии и направлении уведомления N 66 от 25.11.2021 в соответствии с пунктом 12 Правил, подпунктом "б" подпункта 1 пункта 5 Правил предоставления производителям зерновых культур субсидий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности отказов Министерства в выдаче субсидии, поскольку основание - наличие задолженности - связано с неисполнением предусмотренных соглашением обязанностей ООО "Вешкаймское", последующим выявлением такого неисполнения и вынесением соответствующего требования о возврате субсидии, срок исполнения которого - 30 дней. По истечении 30 дней, предусмотренных для возвращения субсидии, в случае неисполнения требования у лица, которому направлено такое требование, возникает соответствующая непогашенная задолженность.
Аналогичный подход применен судами при рассмотрении дела N А60-1365/2022, согласно которому нарушение прав заявителя на получение субсидии путём отказа, в силу несоответствия заявителя требованию об отсутствии задолженности, возникает в случае признания недействительным первичного требования Министерства о возврате субсидии от 19.01.2021 N 73-ИОГВ-09-02/104, неисполнение содержащихся в котором требований стало основанием для судебного разбирательства в рамках дела N А72-5669/2021.
Первоначальное требование судом недействительным признано не было; законность требования заявителем не оспаривалась.
В силу того, что указанное требование исполнено не было, Министерство обратилось в суд с заявлением о взыскании денежных средств с ООО "Вешкаймское" в пользу Министерства, требования Министерства были удовлетворены частично, в связи с чем первоначальное требование, подтверждало наличие у ООО "Вешкаймское" задолженности, которая является предусмотренным Правилами основанием для отказа в выдаче субсидии.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 октября 2022 года по делу N А72-6683/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вешкаймское" излишне уплаченную по платежному поручению от 16.11.2022 N 1515 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6683/2022
Истец: ООО "ВЕШКАЙМСКОЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Ульяновской области