г. Москва |
|
24 декабря 2022 г. |
Дело N А40-166450/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.В. Бекетовой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Московской областной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20.10.2022 по делу N А40-166450/22, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Рэйлальянс"
к Московской областной таможне,
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "РэйлАльянс" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Московской областной таможни (далее - ответчик) от 19 июля 2022 N 10013000-005632/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Решением суда от 20.10.2022, принятым в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, признано незаконным и отменено постановление Московской областной таможни от 19 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении N 10013000-005632/2022 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "РэйлАльянс" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
На указанное решение административным органом подана апелляционная жалоба, в которой МОТ просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы МОТ ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
От общества поступил письменный отзыв, в котором просил обжалуемое решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, судебное заседание проведено без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, в отношении ООО "РэйлАльянс" вынесено постановление от 19 июля 2022 г. N 10013000-005632/2022 о привлечении ООО "РэйлАльянс" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В качестве противоправного деяния заявителю вменено нарушение срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за февраль 2021 г.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначенного административного штрафа, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "РэйлАльянс", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из оспариваемого постановления и материалов дела, 27.07.2021 ООО "РэйлАльянс" в Московскую таможню представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма): системный номер ED20210727102822159 (регистрационный номер 10129000/270721/С994893).
Согласно указанной статистической форме в феврале 2021 года осуществлен вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в рамках договора от 10.07.2020 N (РА)-10/07/2020-1. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 254, ч. 1 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N289-ФЗ) в функции (обязанности) таможенных органов, среди прочего, входит ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (в редакции Федерального закона N510-ФЗ от 28.12.2016).
Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с п. 12 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила), таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
На основании изложенного, дата представления ООО "РэйлАльянс" статистической формы за отчетный период февраль установлена не позднее 15.03.2021 включительно.
Таким образом, с 16.03.2021 обязанность по представлению статистической формы в установленный срок считается не исполненной.
Статистическая форма за отчетный период февраль ООО "РэйлАльянс" в таможенный орган представлена 27.07.2021, что является нарушением установленного срока.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения вынесено постановление от 19.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10013000-005632/2022 о привлечении ООО "РэйлАльянс" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления ответчиком не было учтено следующее.
Частью 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы в таможенный орган.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.
Как следует из материалов дела, обжалуемого постановления, общество должно было представить статистические формы не позднее 15.03.2021.
По состоянию на 16.03.2021 (дата, следующая за днем завершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
Принимая во внимание, что обжалуемое постановление вынесено административным органом 19.07.2022, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об истечении на момент вынесения постановления срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам ответчика, поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого Заявитель обязан был выполнить возложенную на него законом обязанность представлять в таможенный орган статформу, то правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и вменяемое Заявителю, не является длящимся.
Согласно Постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 310-АД14-5160, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности утрачивается возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности вынесенного в отношении Заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление подлежит отмене.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2022 по делу N А40-166450/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166450/2022
Истец: ООО "РЭЙЛАЛЬЯНС"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ