г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А40-117328/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.В. Кочешковой
рассмотрев апелляционную жалобу
"СДМ-Брокер"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2022, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-117328/22
по заявлению ООО "СДМ-Брокер"
к Центральной электронной таможне
о привлечении к административной ответственности части 3 статьи 16.2 КоАП РФ
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СДМ-Брокер" (далее - Заявитель, ООО "СДМ-Брокер", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной электронной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦЭлТ, Таможня, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления ЦЭлТ от 12 мая 2022 года N 10131000-188/2022 о привлечении к административной ответственности частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Определением от 07.06.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2022 постановленияе Центральной электронной таможни от 12 мая 2022 года N 10131000-188/2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СДМ-Брокер" к административной ответственности части 3 статьи 16.2 КоАП РФ отказано, в части требований общества с ограниченной ответственностью "СДМ-Брокер" о прекращении производства по делу производство по делу прекращено.
ООО "СДМ-Брокер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Через канцелярию суда от ЦЭлТ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Административный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что12 мая 2022 года Центральной электронной таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10131000- 18882022 в отношении ООО "СДМ-Брокер" по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ и назначен штраф в размере 50 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Как следует из материалов дела, 28.02.2022 таможенным представителем ООО "СДМ-БРОКЕР" на основании договора N СДМ-2021/418 от 26.10.2021 от имени и по поручению декларанта ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС" (далее - ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС") на Центральном таможенном посту (центр электронного декларирования) (далее - ЦЭД) ЦЭлТ была подана в электронном виде декларация на товары (далее - ДТ) N 10131010/280222/3126018, с целью помещения товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", ввезенных на территорию ЕАЭС в рамках договора (контракта) от 20.08.2021 N 1/2021, заключённого между "ZHANNA FERRARA" (Франция) и ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС" (Российская Федерация). В ДТ N 10131010/280222/3126018 были продекларированы следующие товары: товар N 1 - косметические средства для макияжа, в ассортименте, производитель: LOMA EUROPA COSMETICOS LDA, товарный знак: MAKE-UP ATELIER PARIS, страна происхождения - Португальская Республика, код по ТН ВЭД ЕАЭС: 3304990000; товар N 2 - средства косметические для макияжа глаз, в ассортименте, производитель: LOMA EUROPA COSMETICOS LDA, товарный знак: MAKE-UP ATELIER PARIS, страна происхождения - Португальская Республика, код по ТН ВЭД ЕАЭС: 3304200000; товар N 3 - косметические средства для макияжа губ (без содержания этилового спирта), для взрослых, в ассортименте, производитель: LOMA EUROPA COSMETICOS LDA, товарный знак: MAKE-UP ATELIER PARIS, страна происхождения - Португальская Республика, код по ТН ВЭД ЕАЭС: 3304100000; товар N 4 - средства косметические для ухода за кожей, без содержания спирта, в ассортименте, производитель: LOMA EUROPA COSMETICOS LDA, товарный знак: MAKE-UP ATELIER PARIS, страна происхождения -Португальская Республика, код по ТН ВЭД ЕАЭС: 3304910000.
Согласно сведениям, указанным в графах 8,9, 14 по ДТ N 10131010/280222/3126018, получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое регулирование, является ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС".
Указанные товары по коду ЕТН ВЭД и по наименованию подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (далее - TP ТС 009/2011).
Подтверждение соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в форме декларирования соответствия или государственной регистрации продукции.
В графе 44 ДТ на декларируемые товары Обществом были представлены разрешительные документы на соответствие требованиям TP ТС 009/2011: на товар N 1 - декларации соответствия: ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89155/21 от 22.10.2021; на товар N 2 - декларации соответствия: ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89030/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89102/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89121/21 от 22.10.2021; на товар N 3 - декларация соответствия: ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89079/21 от 22.10.2021; на товар N 4 - декларация соответствия: ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89054/21 от 22.10.2021.
В рамках таможенного контроля был проведен таможенный досмотр товара (акт таможенного досмотра (далее - АТД) N 10013050/030322/100174) по ДТ N 10131010/280222/3126018, в результате которого было установлено, что на коробках, на упаковках и непосредственно на декларируемых товарах присутствует следующая маркировка: "ЕАС, производитель - Loma Europa Cosmeticos Ida, товарный знак - Makeup Atelier Paris, страна происхождения товара - Франция, импортёр - ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС", артикул товара, состав продукта, дата производства".
В рамках таможенного контроля от декларанта ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС" поступило письмо N 01/07.03 от 07.03.2022 в котором было сообщено следующее: "информация в представленной декларации о соответствии является верной, что подтверждается сертификатом о происхождении данной продукции (прилагается), в то же время со стороны изготовителя была допущена техническая ошибка в маркировке продукции, а именно: вместо названия изготовителя, указано название отправителя, соответственно вместо страны изготовления (Португалия) указана страна отправителя (Франция). Письменное подтверждение от компании отправителя прилагаются. Как получатель груза компания ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС" готова произвести заново маркировку всей продукции, исправив допущенные в маркировке ошибки".
В письмах N б/н от 05.03.2022, от 10.03.20922 от изготовителя LOMA EUROPA COSMETICOS Lda сообщено о том, что продукты под торговой маркой "MAKE-UP ATELIER PARIS", поставленные в Россию под номером накладной N FA-B2B2022/000174 от 27.01.2022 производятся компанией LOMA EUROPA COSMETICOS Lda и являются продукцией Португальского происхождения.
Однако в ходе проверки накладной N FA-B2B2022/000174 от 27.01.2022 было установлено, что в ней указаны сведения об отправителе - Make-Up Arts Production France (Франция).
В целях установления достоверных сведений о стране происхождения товаров отделом товарной номенклатуры и страны происхождения товаров (далее - ОТНиПТ) ЦЭлТ были направлены запросы от 05.03.2022, 06.03.2022, 07.03.2022 о предоставлении сканированных копий инвойса и упаковочного листа, а также документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
В ответ на запрос таможенного органа Общество представило сканированные копии запрашиваемых документов и сертификат происхождения товаров N 2022_03_05_8567424.
В ходе проверки инвойса, упаковочного листа, сертификата происхождения товаров N 2022_03_05_8567424, Таможней было установлено, что в инвойсе N ELK22-0151 не указана страна происхождения товаров, указан адрес загрузки товаров -Португалия, в накладной N FA-B2B2022/000174 от 27.01.2022 указан отправитель товаров - Make-Up 4 Arts Production France (Франция), в сертификате происхождения товаров N 2022_03_05_8567424 - указана страна происхождения - Португалия.
В рамках таможенного контроля от декларанта ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС" поступило письмо N 01/10.03 от 10.03.2022 в котором декларант указывает, что сведения о стране происхождения товаров в ДТ N 10131010/280222/3126018 не могут быть ими скорректированы по причине фактического производства товаров в Португалии, что подтверждено Сертификатом происхождения N 2022_03_05_8567424, а также письмом отправителя "МАКЕ UP ARTS PRODUCTION)) от 05.03.2022 и письмом производителя "Loma Europa Cosmeticos lda" от 10.03.2022.
По результатам анализа представленных документов ОТНиПТ ЦЭлТ было принято решение о корректировке сведений о стране происхождения товаров в соответствии с результатами АТД. При этом корректировка ДТ не осуществлялась.
В целях соблюдения мер технического регулирования 08.03.2022 должностным лицом таможенного органа был направлен запрос декларанту о предоставлении протокола испытаний N 1-20211020-20 от 20.10.2021, заявки в испытательную лабораторию ООО "Системэкс" на проведение испытаний продукции на соответствие требованиям TP ТС 009/2011, решения ООО "Системэкс" по заявке и пояснений по несоответствию информации о производителе: в дополнении к договору N 2 от 20.08.2021 производителем товара указано: 19, Rue de la Pierre Levee 75011 PARIS. FRANCE, в разрешительных документах страна происхождения - Португалия. В ответ на указанный запрос таможенного органа 09.03.2022 Обществом была представлена сканированная копия протокола испытаний N 1-20211020-20 от 20.10.2021 и повторно представлены письма от отправителя "МАКЕ UP ARTS PRODUCTION)) от 05.03.2022 и от производителя "Loma Europa Cosmeticos Ida)) от 10.03.2022, иных документов декларантом не было представлено.
В ходе анализа прилагаемых к ДТ документов и представленных Обществом, было установлено несоответствие сведений об изготовителе товаров и стране происхождения.
Так, в ДТ - изготовитель товаров - Loma Europa Cosmeticos Ida; страна происхождения - Португалия; в АТД - изготовитель товаров - MAKE UP ARTS PRODUCTION; страна происхождения - Франция; в сертификате происхождения товаров N 2022_03_05_8567424 страна происхождения Португалия; в протоколе испытаний N 1-20211020-20 страна происхождения - Португалия, в накладной N FA-В2В2022/000174 от 27.01.2022 указан отправитель товаров - Make-Up Arts Production France (Франция).
Таким образом, установлено, что в связи с несоответствием сведений об изготовителе товаров и стране происхождения, указанных на маркировке фактических товаров со сведениями об изготовителе товаров и стране происхождения заявленными в ДТ N 10131010/280222/3126018 и в указанных в графе 44 ДТ и представленных разрешительных документах: декларации о соответствии: ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89155/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89030/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89102/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89121/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89079/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89054/21 от 22.10.2021, данные разрешительные документы не имеют юридической силы в отношении товаров, подлежащих таможенному декларированию по ДТ N 10131010/280222/3126018 и, соответственно, не являются документами подтверждающими соблюдение установленных ограничений в отношении данных товаров. Иных разрешительных документов Обществом не было представлено.
В целях установления факта правильности определения происхождения товаров по ДТ N 10131010/290322/3173482 должностными лицами отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров ЦЭлТ была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, о чем был составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10131000/206/210422/А0244 от 21.04.2022.
В ходе проведения проверочных мероприятий было установлено, что согласно сведениям, указанным в ДТ N 10131010/280222/3126018 и ДТ N 10131010/290322/3173482 декларировались одни и те же товары и представлялись аналогичные документы. Таким образом, в ходе проверки было установлено, что страной происхождения товаров является Франция.
В соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Согласно пунктам 1, 2, 3 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры.
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государствчленов Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В декларации на товары, в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, в числе прочих основных сведений, указываются сведения о наименовании, описании, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и код товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, а также сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как следует из материалов дела, на момент подачи ДТ N 10131010/280222/3126018, представленные Обществом разрешительные документы не являлись документами, подтверждающим соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении декларируемых товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.
Согласно пункту 1 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант вправе: 6 осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.
На основании требований подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условия соблюдения запретов и ограничений.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (часть 1 статьи 108 ТК ЕАЭС). Запреты и ограничения исходя из подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС включают в себя, в том числе меры технического регулирования, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
Статьей 51 Договора о ЕАЭС установлено, что техническое регулирование в рамках ЕАЭС включает в себя установление единых обязательных требований в технических регламентах ЕАЭС или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС, а также применение и исполнение технических регламентов в государствах-членах без изъятий.
Соблюдение мер технического регулирования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о ЕАЭС, путем представления соответствующих документов и (или) сведений об этих документах. Эти требования корреспондируются с подпунктом 7 пункта 1 статьи 106, подпунктом 4 пункта 1 статьи 108, подпунктом 1 пункта 1 статьи 118, иными положениями ТК ЕАЭС, согласно которым при таможенном декларировании товаров в зависимости от выбранной таможенной процедуры в декларации на товары подлежат указанию сведения о документах, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования, и решение о выпуске принимается в случае подтверждения соблюдения запретов и ограничений, к которым относятся меры технического регулирования.
В связи с этим к полномочиям таможенных органов относится проверка в рамках таможенного контроля документов и сведений, указанных в декларации на товары в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164- ФЗ) предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 44 статьи 2 ТК ЕАЭС под "таможенным представителем" понимается юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица. Таможенный представитель, исходя из статьи 401 ТК ЕАЭС, совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований.
Пункт 7 статьи 405 ТК ЕАЭС гласит, что обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
В соответствии со статьей 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Диспозиция части 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями 8 Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ является установленный порядок таможенного декларирования товаров. Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в представлении при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10131010/280222/3126018 недействительных документов: декларации о соответствии: ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89155/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89030/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89102/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89121/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89079/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89054/21 от 22.10.2021, не имеющих юридической силы в отношении товаров, подлежащих таможенному декларированию по данной ДТ, так как распространяют свое действие на товары - изготовитель Loma Europa Cosmeticos Ida; страна происхождения - Португалия, и, соответственно, не являются документами, подтверждающими соблюдение ограничений в отношении данных товаров, что послужило основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации и ограничений.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности, то есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной юридического лица, у которого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выражается в том, что у Общества была возможность, в целях исключения возможного нарушения таможенного законодательства ЕАЭС перед подачей в таможенный орган ДТ N 10131010/280222/3126018 провести тщательный предварительный осмотр товаров, установить изготовителя и страну происхождения на маркировке товаров и сопоставить информацию о поставляемых товарах с информацией, содержащейся в разрешительных документах с целью соблюдения установленных запретов и ограничений. Однако, данные действия выполнены не были, что свидетельствуют о пренебрежительном исполнении Обществом публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм Таможенного законодательство Союза, за нарушение которых КоАП России предусмотрена ответственность, не предприняло все необходимые меры по их соблюдению, что привело к совершению правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП России.
В настоящем деле субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП России является таможенный представитель ООО "СДМ-Брокер".
Таким образом, ООО "СДМ-Брокер" 28.02.2022 совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившееся в представлении при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10131010/280222/3126018 недействительных документов: декларации о соответствии: ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89155/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89030/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89102/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89121/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89079/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89054/21 от 22.10.2021, не имеющих юридической силы в отношении товаров, подлежащих таможенному декларированию по данной ДТ, так как распространяют свое действие на товары - изготовитель Loma Europa Cosmeticos Ida; страна происхождения - Португалия, и, соответственно, не являются документами, подтверждающими соблюдение ограничений в отношении данных товаров, такие документы послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации и ограничений.
Доказательства наличия объективных препятствий для исполнения возложенных на Общество обязанностей, и, соответственно, предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Событие административного правонарушения и вина ООО "СДМ-Брокер" в его совершении подтверждается следующими доказательствами: протоколом об АП N 10131000-188/2022 от 28.03.2022, ДТ N 10131010/280222/3126018; декларациями о соответствии: ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89155/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89030/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89041/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89070/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU ДРТ.РА01.В.89102/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89121/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89079/21 от 22.10.2021; ЕАЭС N RU Д-РТ.РА01.В.89054/21 от 22.10.2021; АТД N 10013050/030322/100174, письмом отправителя "МАКЕ UP ARTS PRODUCTION)) от 05.03.2022, письмом производителя "Loma Europa Cosmeticos Ida)) от 10.03.2022, письмами ООО "БАДЕН КОСМЕТИКС)) N 01/07.03 от 07.03.2022, N 01/10.03 от 10.03.2022, объяснением директора ООО "СДМ-Брокер" А.А. Каминским в письменном виде б/д б/н вх. от 28.03.2022 с прилагаемыми копиями документов и другими материалами дела в совокупности.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении Таможней были рассмотрены, проанализированы и учтены сведения, содержащиеся в объяснении в письменном виде б/д б/н вх. от 28.03.2022 директора ООО "СДМ-Брокер" А.А. Каминского по обстоятельствам данного дела об административном правонарушении с прилагаемыми копиями документов.
Санкция части 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
В целях установления повторности совершения однородного административного правонарушения была проведена проверка по КПС "Правоохрана - административные правонарушения", в ходе которой установлено, что на дату совершения административного правонарушения, ООО "СДМ-Брокер" считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ признано обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, по делу не было установлено.
Согласно сведениям ООО "СДМ-Брокер" состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, категория - микро предприятие.
В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что ООО "СДМ-Брокер" ранее совершало однородные административные правонарушения, основания для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ у Административного органа отсутствовали.
Таким образом, оснований для применения положения статьи 4.1.1 и части 2 ст. 3.4 КоАП и замене административный штраф на предупреждение у Таможни не имелось, ввиду не соблюдения условий отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Причинами и условиями совершения данного правонарушения явилось пренебрежение исполнением своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил, Общество не обеспечило надлежащую работу по таможенному декларированию товаров, соблюдению установленных ограничений, что привело к нарушению таможенного законодательства Евразийского экономического союза, нормативно правовых актов Российской Федерации, а так же слабый контроль руководства Общества за действиями своих сотрудников.
При рассмотрении дела Административным органом были учтены: характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, а так же имущественное и финансовое положение ООО "СДМ-Брокер".
12.05.2022 дело об административном правонарушении N 10131000-188/2022 в отношении ООО "СДМ-Брокер" по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ было рассмотрено и было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-0, N 1553-0), использование статьи 2.9 КоАП РФ, допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя. Суд, с учетом обстоятельств и материалов дела, приходит к выводу об отсутствии подобных оснований для квалификации вмененного административного правонарушения как малозначительного.
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что административное наказание назначено с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях Заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности Административным органом соблюдены, размер ответственности Административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имелось, Арбитражный суд города Москвы пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Заявителя о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и решения.
В силу части 2 статьи 29, пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление ЦЭлТ от 12 мая 2022 года N 10131000-188/2022 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2022 по делу N А40-117328 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117328/2022
Истец: ООО "СДМ-БРОКЕР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ