г. Москва |
|
24 декабря 2022 г. |
Дело N А40-163856/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.В. Бекетова
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от26.09.2022
по делу N А40-163856/22, принятого в порядке упрощенного производства по заявлению ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ" (ИНН 7722713405, ОГРН 1107746243087 )
к ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ (ИНН 7712036296, ОГРН 1037739527176 )
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10005000-1673/2022 от 14.04.2022
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вертол Лизинг" ( далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 10005000-1673/2022 от 14.04.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
На указанное решение заявителем подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование своих доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, не полное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, судебное заседание проведено без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции Постановлением Шереметьевской таможни от 14.04.2022 г. N 10005000-1673/2022 ООО "Вертол Лизинг" привлечено к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ в связи с несоблюдением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации при таможенном декларировании товаров NN 3, 4, заявленных в ДТ N 10005030/220322/3122615 (ДТ).
Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление получено по почте 25.07.2022 г.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что 22.03.2022 в ОТО и ТК N 2 Авиационного таможенного поста (ЦЭД) Шереметьевской таможни была зарегистрирована декларация на товары N 10005030/220322/3122615 (далее - ДТ), убывающие с территории РФ по а/н N 141- 05294262 от 21.03.2022, в количестве 2 мест, в Объединенные Арабские Эмираты. Заявленная процедура в гр. 1 ДТ - "ЭК 10".
Товар N 3 "изделия уплотнительные для гражданских воздушных судов: кольцо 2262а-11-2 (для гражданского вертолета типа ми-17/ми-8мтв), дата изготовления 2019, новое изделие из вулканизированной резины, предназначенные для уплотнения фланцев арматуры, соединительных частей и трубопроводов с уплотнительными поверхностями, и предотвращения утечек рабочих смесей из различных систем, производитель ООО тов.знак отсутствует торг. знак, марка отсутствует модель отсутствует артикул2262а-11-2 кол-во 37.00 шт. кольцо 2262а-20 (для гражданского вертолета типа ми-17/ми-8мтв), дата изготовления 2019, новое изделие из вулканизированной резины, предназначенные для уплотнения фланцев арматуры, соединительных частей и трубопроводов с уплотнительными поверхностями, и предотвращения утечек рабочих смесей из различных систем, производитель ООО тов.знак отсутствует торг. знак, марка отсутствует модель отсутствует артикул2262а-20 кол-во 34.00 шт.; кольцо 2262а-25-2 (для гражданского вертолета типа ми-17/ми-8мтв), дата изготовления 2019, новое изделие из вулканизированной резины, предназначенные для уплотнения фланцев арматуры, соединительных частей и трубопроводов с уплотнительными поверхностями, и предотвращения утечек рабочих смесей из различных систем, производитель ООО тов.знак отсутствует торг. знак, марка отсутствует модель отсутствует артикул2262а-25-2 кол-во 32.00 шт.; кольцо 2262а-178- 2 (для гражданского вертолета типа ми-17/ми-8мтв), дата изготовления 2019, новое изделие из вулканизированной резины, предназначенные для уплотнения фланцев арматуры, соединительных частей и трубопроводов с уплотнительными поверхностями, и предотвращения утечек рабочих смесей из различных систем, производитель ООО тов.знак отсутствует торг. знак, марка отсутствует модель отсутствует артикул2262а-178-2 кол-во 8.00 шт." Код согласноТН ВЭД ЕАЭСтовара N3, согласно сведениям гр. 33 ДТ заявлен как "4016930005". Страна происхождения - "Россия".
Товар N 4 "изделия из вулканизованной резины для гражданских воздушных судов:диафрагмы резиновые 15-5303-10-6 (для гражданского вертолета типа ми-17/ми8мтв) заводские N N 98ш765524, 98ш765525, 98ш765526, 2, дата изготовления 2018,2021, новые шарообразное изделие из мягкой вулканизированной резины в-14д. диафрагма установлена в гидроаккумуляторе вертолета и предназначена для сглаживания пульсаций жидкости в гидросистеме вертолета производитель АО тов.знак отсутствует торг. знак, марка отсутствует модель отсутствует артикул 15-5303-10-6 кол-во 4.00 шт.". Код согласно ТН ВЭД ЕАЭСтовара N 4, согласно сведениям гр. 33 ДТ заявлен как "4016999708". Страна происхождения - "Россия".
В ходе таможенного контроля товаров было установлено, что указанный в гр. 33 ДТ N 10005030/220322/3122615 код согласно ТН ВЭД ЕАЭС товаров N N 3, 4 Соотносится с перечнем отдельных видов товаров, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 08.02.2022 г. N 100"(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 N 390 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации) и которые до 31 декабря 2022 г. запрещены к вывозу за пределы территории Российской Федерации.
23.03.2022 таможенным органом были запрошены документы подтверждающие заявленную страну происхождения, а именно оригинал сертификат о происхождении товаров N 3,4 формы СТ-1, согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 08.02.2022 г. N 100".
23.03.2022 ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ" предоставило пояснения, согласно которым "предоставить сертификат происхождения формы СТ-1 не имеем возможности. Просят отказать в выпуске для повторной подачи ДТ без товаров попадающих под запрет к вывозу в соответствии с ПП 311 от 09.03.2022".
Таким образом, ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ" предприняло попытку вывоза товара, заявленного по ДТ N 10005030/220322/3122615но а/н N N141-05294262 от 21.03.2022 в нарушение ограничительных мер, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 08.02.2022 г. N 100"(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 N 390 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации).
23.03.2022, в связи с установленным запретом к вывозу из Российской Федерации, таможенным органом на основании пп.9 п.1 ст 125 ТК ЕАЭС, а так же на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 08.02.2022 г. N 100"(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 N 390 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации) было принято решение об отказе в выпуске товаров, заявленных по ДТ N 10005030/220322/3122615.
Согласно служебной записки ОТНПТ и ТО и 17.06.2022 N 21-08/2246 сообщили следующее: Разрешительный порядок вывоза товаров российского и импортного происхождения на территорию государств - членов Евразийского экономического союза (в том числе Республика Казахстан), определяется требованиями постановления Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100" (далее - ПП РФ N 311), изданное во исполнение Указа Президента РФ от 08.03.2022 N100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности".
Пунктом 2 ПП РФ N 311 установлены случаи, в которых на товары не распространяются требования, установленные пунктом 1 ПП РФ N 311.
При вывозе товаров N 3 и N 4, декларированных по ДТ N 10005030/220322/3122615, за пределы территории РФ необходимо представить сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 или ином сертификат, подтверждающий российское происхождение товара, оформленный уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Также, в соответствии с положениями пункта 2 ПП РФ N 311 запрет на вывоз товаров за пределы РФ не распространяется на товары, вывозимые по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, по лицензиям и перечням Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, по перечням, утвержденным Министерством обороны Российской Федерации, по перечням Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности либо по разрешениям Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что участником ВЭД ООО "Вертол лизинг" при декларировании указанных товаров представлено заключение ФСВТС России N 131110209981 от 16.04.2021, которое не является документом, поименованным в пункте 2 ПП РФ N311 и дающим право на вывоз товаров за пределы территории РФ.
В целях выявления повторности совершения однородного административного правонарушения, проведена проверка по АИС "Правоохрана - административные правонарушения", в ходе которой установлено, что ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ" ранее за совершение однородных правонарушений в области таможенного дела не привлекалось к административной ответственности.
Согласно ст. 80 Таможенный кодекс Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.
Согласно п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с и. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяется следующий вид таможенной декларации: декларация на товары.
Согласно п.8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение Подпункт 35 пункта 2 статьи 2 ТК ЕАЭС определяет, что "таможенное декларирование" - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров
В соответствии с пп.2 п.2 ст.84 ТК ЕАЭС, в числе прочего, декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно пп.7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары, в числе прочего, подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что понятие "Запреты и ограничения" раскрывает пп.8 п.1 ст.4 ТК ТС это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза.
Понятие "Запреты и ограничения" в соответствии с пп. 10 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС -это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с "Договором о Евразийском экономическом союзе" (далее - Договор о Союзе) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно ст.6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, в числе прочего, применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.
В соответствии с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, также п.2 данной статьи установлено, что соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Объективных причин, препятствующих ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ", соблюсти запреты и ограничения на вывоз товаров с территории Российской Федерации, установленных действующим законодательством, при таможенном декларировании товаров, в ходе осуществления производства по данному делу не установлено.
Из материалов дела следует, что событие административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: ДТ N 10005030/220322/3122615, авианакладнойN 141-05294262 от 21.03.2022, и другими документами, находящимися в деле.
Установлено, что место совершения административного правонарушения - Авиационный таможенный пост (ЦЭД), дата совершения - 22.03.2022.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок таможенного декларирования товаров.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на вывоз товаров за пределы Российской Федерации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 08.02.2022 г. N 100"(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 N 390 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации).
Субъектом ответственности по настоящему делу об административном правонарушении за несоблюдение запретов и ограничений на вывоз товаров за пределы Российской Федерации, установленных действующим законодательством, выступает лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров - ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ".
Субъективная сторона выражена виной ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ".
Вина состоит в том, что имея возможность для соблюдения правил и норм, и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.
Согласно статье 2.1. КоАП России, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России установлена административная ответственность, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, по данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, вступая в таможенные правоотношения, ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ" должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ" имело реальную возможность соблюсти запрет на вывоз товара N 3,4 заявленного по ДТ N10005030/220322/3122615, установленный действующим законодательством, при таможенном декларировании товаров, однако, не воспользовалось правами, предусмотренными, что повлекло за собой нарушение таможенного законодательства, выразившееся, в несоблюдении запретов и ограничений на вывоз товаров за пределы Российской Федерации, установленных действующим законодательством.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о законности вынесенного в отношении заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы заявителя, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2022 по делу N А40-163856/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163856/2022
Истец: ООО "ВЕРТОЛ ЛИЗИНГ"
Ответчик: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ