г. Москва |
|
24 декабря 2022 г. |
Дело N А40-121195/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.В. Бекетовой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы по делу от 12.10.2022
по делу N А40-121195/22, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ППГ Индастриз" к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "ППГ Индастриз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления ЦАТ от 02.06.2022 года N 10009000-1097/2022.
Решением суда от 12.10.2022, принятым в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, Постановление Центральной акцизной таможни от 02.06.2022 года N 10009000-1097/2022 - признано незаконным и отменено в полном объеме.
На указанное решение административным органом подана апелляционная жалоба, в которой ЦАТ просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ЦАТ ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
От общества поступил письменный отзыв, в котором просил обжалуемое решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, судебное заседание проведено без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, Постановлением Центральной акцизной таможни от 02.06.2022 по делу об административном правонарушении N 10009000-1097/2022 ООО "ППГ Индастриз" (далее - Заявитель, Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением и представлением, Заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ: "Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.".
Таким образом, приведенной нормой КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению статформы в таможенный орган, выражающейся в бездействии, либо за сам факт предоставления стат-формы за пределами установленных законодательством сроков, который выражается в ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет один год.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. Верховный Суд Российской Федерации в пункте 14 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N5) указал, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административной ответственности, не может быть привлечено к административной ответственности.
Данное обстоятельство является фактом, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанного должностным лицом Центральной акцизной таможне 02.06.2022 года вынесено обжалуемое постановление, то есть за пределами срока давности, поэтому данное постановление является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами.
Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.05.2022 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой" указал, что с учетом конституционно-правового статуса Верховного Суда Российской Федерации (статья 126 Конституции Российской Федерации), призванного обеспечивать единство судебной практики, сформулированные им по вопросу исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности разъяснения предполагают, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено только до истечения (окончания) установленного статьей 4.5 КоАП Российской Федерации срока давности.
В постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума ВС РФ N 5 занята генеральная линия относительно исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, в том числе, относительно исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, который начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии с частью 2 статьи 278 федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон N 289-ФЗ), российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств -членов Союза, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Частью 3 статьи 278 федерального закона N 289-ФЗ установлено, что порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 16 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ явилось несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, срок по представлению которой установлен пунктом 9 Правил.
По делу об административном правонарушении N 10009000-1097/2022 таможенный орган установил, что 16.07.2021 ООО "ППГ Индастриз" направлена в Центральную акцизную таможню через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее -личный кабинет), статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) с системным номером ED20210716170225595, за отчетный период с 01.02.2021 по 28.02.2021 по договору N PPGРАСК- 03/2020 от 25.11.2020.
Согласно статистической форме с системным номером ED20210716170225595 и регистрационным номером 10009000/160721/С982211 ООО "ППГ Индастриз" осуществлен вывоз товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в адрес ALA SINTEZ по документам: договор N PPG-PACK-03/2020 от 25.11.2020, счет-фактура (инвойс) от 25.02.2021 N 6321100519, CMR от 25.02.2021, счет на оплату от 25.02.2021 N 6321100519.
Таможенный орган в оспариваемом постановлении от 02.06.2022 по делу об административном правонарушении N 10009000-1097/2022 указал, что на основании пункта 9 Правил, дата представления ООО "ППГ Индастриз" статистической формы с регистрационным номером 10009000/160721/С982211 за отчетный период с 01.02.2021 по 28.02.2021. установлена не позднее 15.03.2021 (включительно).
С учетом положений части 1 ст. 4.5 КоАП РФ и разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в пункте 14 постановления Пленума N 5, срок давности привлечения ООО "ППГ Индастриз" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 статьи 19.7.13 КоАП, за непредставление статистической формы до 15.03.2021 включительно, истек 15.03.2022 года.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что общество было привлечено к ответственности после истечения предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока, что является недопустимым.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2022 по делу N А40-121195/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121195/2022
Истец: ООО "ППГ ИНДАСТРИЗ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ