г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А40-117546/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 1"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 сентября 2022 года
по делу N А40-117546/22, принятое судьей Бушкаревым А.Н.,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Трансресурс"
(ОГРН: 1157746292505)
к Акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 1"
(ОГРН: 1117746294104)
о взыскании 240 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансресурс" (далее - ООО "Трансресурс", истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 1" (далее - ответчик) о взыскании убытков в сумме 240 000 рублей.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2022 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, к ООО "ТрансРесурс" (заказчик) обратилось к ООО "РегионТрансСервис" с досудебными претензиями N N РТС-П-539 от 31.03.2022, РТС-П-615 от 04.04.2022, о возмещении расходов, возникших в результате поставки некачественного товара, а именно колесных пар NN 39-58324-1992, 29-229876-2005.
Указанные колесные пары были поставлены ООО "ТрансРесурс" в адрес ООО "РегионТрансСервис" после выполнения работ по капитальному ремонту колесных пар грузовых вагонов в вагоноколёсных мастерских в рамках договоров N ВРК-1/313/2016 от 01.09.2016 года, N ВРК-1/341/2016 от 27.10.2016, далее - Договоры, заключенных между ООО "ТрансРесурс" и АО "ВРК-1", ОГРН 1117746294104, далее - Подрядчик.
Факт выполнения ремонтных работ Подрядчиком подтверждается: АВР N 81 от 17.02.2019, АПП от 17.02.2019, АВР N 6 от 02.09.2021, АПП N5-090200007 от 02.09.2021.
Однако при выполнении ремонта 12.02.2022 в Вологодском вагоноремонтном заводе АО "ВРК" колесная пара N 39-58324-1992 была забракована, по причине искажения нумерации деталей на торцах осей механическим способом, что подтверждается актом браковки и фотоматериалами. Размер убытков, подлежащих возмещению, составляет 180 000 рублей без учета НДС.
При выполнении ремонта 25.02.2022 в ВРД Тольятти ООО "НВК" колесная пара N 29-229876-2005 была забракована, по причине искажения нумерации деталей на торцах осей механическим способом, что подтверждается актом браковки и фотоматериалами. Размер убытков, подлежащих возмещению, составляет 60 000 рублей без учета НДС
В соответствии со статьей 721 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда. Статьей 722 ГК РФ установлено, что в случае, когда договором подряда предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.
Пунктами 5.3 Договоров (в редакции Дополнительного соглашения N 18 от 01.02.2019 года) установлен гарантийный срок на выполненные работы по ремонту колесных пар грузовых вагонов в соответствии с ГОСТ 4835-2013 (Колёсные пары железнодорожных вагонов. Технические условия), руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утверждённым Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 19-20 октября 2017 года N 67, а также с указанием МПС РФ N К-1316У от 18.11.1998. Гарантийный срок исчисляется с даты ремонта или формирования колёсной пары грузового вагона.
В соответствии со статьей 723 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Таким образом, убытки ООО "ТрансРесурс" - это расходы, которые ООО "ТрансРесурс" должно будет понести в связи с поставкой некачественных колесных пар N N 39-58324-1992, 29-229876-2005, ремонт которых производило АО "ВРК-1".
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями Договора, в соответствии со статьей 15 ГК РФ ответчику подлежит возместить убытки истца в общей сумме 240 000 рублей без учета НДС.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований и подлежат отклонению.
В отношении колесной пары N 29-229876-2005 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Ответчик утверждает, что телеграмма не направлялась, и акт выбраковки составлен в одностороннем порядке. Данные доводы ответчика являются не состоятельными и необоснованными по следующим основаниям.
Расследования причин отцепки грузового вагона и составление рекламационного пакета документов, предусмотренное п. 1.3 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы (утвержден 26.07.2016 президентов НП "ОПЖТ" В.А.Гапановичем), расследование причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов производится эксплуатационным вагонным депо ОАО "РЖД".
Искажение нумерации колесных пар не является технологической неисправностью, а относится к браку1. Акты браковки оформляются в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 27.05.2013 N 1206р.
По настоящему делу спорные вагоны не отцеплялись в ремонт эксплуатационным депо ОАО "РЖД", а проходил процедуру текущего ремонта, в ходе которого все детали, в том числе колесные пары, обязательны к осмотру и проведению неразрушающего контроля.
При выполнении деповского ремонта в ВРД Тольятти ООО "НВК" в ходе выполнения неразрушающего контроля был выявлен факт искажения нумерации деталей на торцах осей механическим способом на колесных парах N 29-229876-2005, что не подпадает под положения Регламента расследования причин отцепки грузового вагона, так как вагон проходил деповской ремонт в вагоноремонтном предприятии, а не в эксплуатационном депо ОАО "РЖД" и акт форм ВУ-41 не составляется.
Вместе с тем, отсутствие рекламационного акта не освобождает подрядчика от ответственности за обнаруженные дефекты ввиду недоказанности ответчиком в соответствии со ст. АПК РФ того обстоятельства, что дефекты возникли не по его вине.
Исходя из изложенного, правила пункта 5.3 Договоров N ВРК-1 341 2016 от 27.10.2016, N ВРК-1 313 2016 от 01.09.16 не подлежат применению.
Ответчик утверждает, что в акте выбраковке нет конкретного указания на выявленный дефект.
Согласно акту браковку выявлены спорные колесные пары с отсутствующими, неясными и/или перебитыми знаками маркировки, клеймами, относящимися к заводу-изготовлению оси, то есть заводские номера оси зачищены механическим способом и номер колесной пары нанесен поверх зачищенных заводских номеров, т.е номер является перебитым, что не допускается в силу Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар и не соответствует требованиям о безопасности на железнодорожном транспорте. Таким образом, использование такой колесной пары на грузовом вагоне может повлечь сходы и крушения подвижного состава.
Ответчик утверждает, что АО "ВРК-1" произвел текущий ремонт колесной пары.
Согласно акту выполненных работ N 6 от 02.09.2021 ответчик выполнил текущий ремонт с обточкой обода колеса.
В соответствии с п. 32.1.3 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар при текущем ремонте колесных пар гарантийный срок составляет до следующего среднего или текущего ремонта колесных пар.
Следовательно, ответчик несет гарантийную ответственность в рамках Договоров N ВРК -1 341 2016 от 27.10.2016, N ВРК -1 313 2016 от 01.09.16 и обязан возместить расходы Истца на проведение текущего ремонта, поскольку не обеспечил работоспособность деталей до проведения следующего текущего ремонта.
Согласно п. 1.1. Договоров Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить силами вагонных ремонтных Депо и вагонных колесных мастерских работы по ремонту деталей, узлов и колесных пар грузовых вагонов.
АО "ВРК-1" были выполнены работы по ремонту деталей, узлов и колесных пар грузовых вагонов колесной пары N 29-229876-2005, что подтверждается актом N 6 от 02.09.2021.
Указанная колесная пара была поставлена ООО "ТрансРесурс" в адрес ООО "РегионТрансСервис" после выполнения работ АО "ВРК-1".
Однако, в адрес ООО "ТрансРесурс" обратилось ООО "РегионТрансСервис" с досудебной претензией N РТС-П-615 от 04.04.2022 о возмещении расходов, возникших вследствие поставки товара ненадлежащего качества, ремонт которых производило АО "ВРК-1".
Кроме того, ООО "РегионТрансСервис" были предъявлены исковые требования3 к ООО "ТрансРесурс" о возмещении расходов, возникших в результате поставки некачественных колесной пары N 29-229876-2005, которые ООО "ТрансРесурс" должен будет возместить.
В связи с этим, убытки ООО "ТрансРесурс" - это расходы, которые ООО "ТрансРесурс" должно будет понести перед ООО "РегионТрансСервис" за поставку некачественного товара, ремонт которых производило АО "ВРК-1".
В отношении колесной пары N 39-58324-92 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Ответчик утверждает, что браковка колесной пары N 39-58324-92 не может рассматриваться как основание гарантийной ответственности ответчика, так как браковкой детали послужили не виновные действия ответчика, а изменение действующего законодательства.
Данные доводы ответчика являются не состоятельными и необоснованными по следующим основаниям.
Так, колёсная пара N 39-58324-92 была забракована в соответствии п. 28.2. Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, далее -Руководящий документ, старогодные оси с отсутствующими, неясными и/или перебитыми знаками маркировки, клеймами, относящимися к изготовлению оси, бракуются и исключают из эксплуатации при наличии дефектов оси, к которым относятся отсутствующие или неясные знаки и клейма завода-изготовителя. Недостаток спорной колесной пары является существенным, т.к. не подлежит устранению. Таким образом, использование такой колесной пары на грузовом вагоне может повлечь сходы и крушения подвижного состава.
Необходимо учитывать, что колесная пара - это технически сложносочлененный объект, который является сборочной деталью и состоит из оси, закрепленных двух колес, дисковых тормозов, буксовых и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.
Таким образом, ссылки ответчика на изменение законодательства и не распространение Руководящего документа к браковкам колёсной пары N 39-58324-92 не соответствует действительности. Кроме того, ещё за 7 лет до ремонта спорных деталей Руководящий документ уже содержал пункт 28.2., согласно которому: старогодные оси с неясными или отсутствующими знаками и клеймами завода-изготовителя бракуются, т.е. условия и требования к браковке колёсных пар по неясным или отсутствующим знакам и клейменьям завода-изготовителя на момент ремонта ответчиком колёсной пары N39-58324-92 Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар уже содержал.
Утверждение ответчика о том, что колёсная пара N 39-58324-92 эксплуатировались истцом длительное время без претензий к качеству работ, не заслуживает внимания ввиду следующих обстоятельств.
Колесная пара - это технически сложносочлененный объект, который является сборочной деталью и состоит из оси, закрепленных двух колес, дисковых тормозов, буксовых и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары - п.3.7 ГОСТ 4835-2013.
Буксовой узел состоит из элементов, которые при выполнении ремонта требует точной сборки, запрессовки, маркировки и клеймения.
Так на шейку оси монтируется лабиринтное кольцо, корпус роликовой буксы, роликовые подшипники, смазка закладывается в подшипники. Корпус буксы фиксируется крепительной и смотровой крышкой с уплотнительными резиновыми кольцами и крепительными болтами.
Согласно п.4.7.1 ГОСТ 4835-2013 на каждой колесной паре должны быть выбиты знаки маркировки и клеймения, наносимые на торцы осей.
Согласно актам браковкам выявлены спорные колесные пары с отсутствующими, неясными и/или перебитыми знаками маркировки, клеймами, относящимися к заводу-изготовлению оси, то есть заводские номера оси зачищены механическим способом и номер колесной пары нанесен поверх зачищенных заводских номеров, т.е номер является перебитым, что не допускается в силу РД и не соответствует требованиям о безопасности на железнодорожном транспорте. Таким образом, использование такой колесной пары на грузовом вагоне может повлечь сходы и крушения подвижного состава
Так, колесные пары, после ремонта или формирования, принимаются мастером депо по наружному осмотру с проверкой основных размеров и наличия клейм на бирке, установленной под левый болт крепительной крышки без вскрытия буксового узла во избежание целостности после ремонта и внешнего воздействия-влаги, пыли и различных примесей.
Бирка содержит сведения о номере колесной пары, клейме предприятия, выполнившего последний ремонт колесной пары и о дате последнего ремонта.
Согласно п. 12.1.2 и п.п. 12.2.2.2. РД ВНИИЖТ 27/05/01-2017 к техническому обслуживанию колесных пар допускаются работники депо, которые сдали ежегодный экзамен на знание указанного РД в объеме своих должностных обязанностей и только при подозрении на ненормальную работу подшипников в корпусе буксы сотрудники производят снятие смотровых крышек.
Таким образом, приемка товара происходит по наружному осмотру и по бирке, которую изготавливает предприятие, производившее последний ремонт колесной пары. О том, что заводской номер оси колесной пары неясный, перебитый истец узнал при поступлении спорной колесной пары в ремонт и вскрытии буксового узла.
Раннее указанных событий, истец не мог узнать об указанном нарушении, т.к недостаток является скрытым и заводской номер перебит на оси колесной пары, доступ к которой невозможен без нарушения целостности буксового узла.
Ответчик утверждает, что расчет убытков истцом завышен на стоимость двух цельнокатаных дисков.
В соответствии с п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Заказчик вправе взыскать с подрядчика упущенную выгоду в размере прибыли, которой заказчик лишился, поскольку не смог воспользоваться результатом подрядных работ ненадлежащего качества.
Колесные пары N 39-58324-1992, КП N 29-229876-2005 были забракованы по причине искажения нумерации деталей на торцах осей механическим способом. В соответствии п. 28.2. Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, далее - Руководящий документ, старогодные оси с отсутствующими, неясными и/или перебитыми знаками маркировки, клеймами, относящимися к изготовлению оси, бракуются. Недостаток спорной колесной пары является существенным, т.к. не подлежит устранению.
В связи с тем, что недостаток колесных пар N 39-58324-1992, КП N29-229876-2005 является существенным, истец вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а именно: реальный ущерб, т.е. стоимость выполненного АО "ВРК-1" ремонта спорной колесной пары, и упущенную выгоду.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2022 года по делу N А40-117546/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117546/2022
Истец: ООО "ТРАНСРЕСУРС"
Ответчик: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 1"