г. Москва |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А40-165363/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
С.Л. Захарова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центрального УГРН Ространснадзора на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-165363/22 (17-1241)
по заявлению ООО "ВодоходЪ"
к Центральному УГРН Ространснадзора
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Юданова Н.П. по дов. от 22.11.2022; |
от ответчика: |
Чехнев В.В. по дов. от 12.10.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВодоходЪ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального УГРН Ространснадзора от 21.07.2022. N 522000125279 о привлечении к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 19.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 29.04.2022 г. адрес Центрального УГРН Ространснадзора (далее Управление) поступило обращение Службы экономической безопасности ФСБ Российской Федерации о предпосылках к снижению антитеррористической защищенности объектов внутреннего водного транспорта, возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обусловленных несоблюдением ООО "ВодоходЪ" требований Федеральных законов "О транспортной безопасности" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно, осуществление пассажирских перевозок с использованием судна на воздушной подушке "Бирюса" (ИМО нет) (далее - СВП "Бирюса"), в отсутствие специального разрешения (лицензии).
По вышеуказанному обращению Управлением 09.06.2022 г. была инициирована и проведена внеплановая документарная проверка в отношении юридического лица ООО "ВодоходЪ" (акт проверки от 09.06.2022 г. N 01-22-63-р, учетный номер в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий на сайте Генеральной прокуратуры РФ КНМ 77220351000102091727.
При проведении документарной проверки были рассмотрены следующие документы и сведения, представленные контролируемым лицом: акт о готовности судна к эксплуатации пассажирского судна СВП "Бирюса" (проект РМ44) от 09.02.2022 г.; судовой журнал для судов внутреннего водного транспорта N В-66-2- С/2022, начат 07.02.2022 г.; письменные объяснения генерального директора Р.Д. Багаутдинова ООО "ВодоходЪ" от 01.06.2022 г. N 147 и от 11.07.2022 г.
В ходе проверки установлено, что ООО "ВодоходЪ" осуществляло перевозку пассажиров с использованием СВП "Бирюса" в период с 13.02.2022 г. по 08.03.2022 г., без специального разрешения (лицензии). Согласно акту о готовности судна СВП "Бирюса" к эксплуатации от 09.02.2022, судно введено в эксплуатацию 09.02.2022 г.
Из записи судового журнала СВП "Бирюса" следует, что перевозка пассажиров осуществлялась в следующие даты: 13.02.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Бояр- п.Баргузин на борту 28 пассажиров; 18.02.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Усть Баргузин- п.Бояр на борту 15 пассажиров; 19.02.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Бояр -п. Бояр на борту 18 пассажиров; 20.02.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Бояр- п.Баргузин-п.Бояр на борту 16 пассажиров; 22.02.2022 пункт отправки и пункт назначения п. Бояр -п. Бояр на борту 18 пассажиров; 23.02.2022 пункт отправки и пункт назначения п. Бояр -п. Бояр на борту 18 пассажиров; 24.02.2022 пункт отправки и пункт назначения п. Бояр -п.Максимиха на борту 18 пассажиров; 01.03.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Максимиха п.Бояр на борту 18 пассажиров; 02.03.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Бояр -п. Бояр на борту 18 пассажиров; 03.03.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Бояр -п. Бояр на борту 18 пассажиров; 05.03.2022 пункт отправки и пункт назначения п.Бояр -п. Бояр на борту 14 пассажиров; 07.03.2022 пункт отправки и пункт назначения п. Бояр -п. Максимиха на борту 14 пассажиров; 08.03.2022 пункт отправки и пункт назначения п. Максимиха -п. Максимиха на борту 14 пассажиров.
В письменном объяснении генерального директора ООО "ВодоходЪ" Р.Д Багаутдинова от 01.06.2022 N 147 указывается, что 09.02.2022 г. в адрес Центрального УГРН Ространснадзора было направлено письмо (заявление) о переоформлении лицензии с приложенным комплектом документов, в связи с добавлением в лицензию СВП "Бирюса".
Посредством электронной почты 10.02.2022 г. Управлением получено письмо от компании ООО "ВодоходЪ" вх. N 132/19 с приложенным заявлением на переоформление лицензии и пакетом документов, размещенных в "облачном хранилище" в формате архива, по адресу https://drive.aooglexom/file/d/luYnRELAJe3NlXU6rbG_GEWgnbdKQ8wQE/view?usp=shar ing.
Управлением 14.02.2022 г. в адрес ООО "ВодоходЪ" направлен ответ исх. N 151/19, в котором было указанно, что в соответствии с позицией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (исх. N СС-9-88 от 03.02.2022 г.), лицензиат может направить письмо-обращение с приложением копий документов в лицензирующий орган для рассмотрения на соответствие обязательным требованиям в области лицензирования, предусмотренным п. 8 "Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 г. N 2111. ООО "ВодоходЪ" этим письмом было уведомлено о том, что вышеуказанное постановление вступает в силу с 01.03.2022 г.
От ООО "ВодоходЪ" 15.02.2022 г. в адрес Управления поступило письмо - обращение (вх. N 144/19) о проведении предварительной проверки содержания и комплектности документов для переоформления лицензии с указанием ссылки, которая была направлена ранее, а именно 10.02.2022 г.
В ответ на письмо - обращение ООО "ВодоходЪ" Управлением 16.02.2022 г. был дан ответ исх. N 154/19, в котором указывались несоответствия в представленных документах, а именно:
1. Не представлен договор страхования жизни и здоровья членов экипажа судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п.4 ст.28 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (от 07.03.2001 г. N 24-ФЗ) (далее -КВВТ РФ);
2. Не представлен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;
3. Не представлен документ, подтверждающий страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности лицензиата в соответствии с п.п.3 п. 5 ст. 121 КВВТ РФ.
Также, неоднократно представителю ООО "ВодоходЪ" Ануфриеву Владимиру Николаевичу, действующему на основании доверенности (N 36/3 84-н/77-2022-1-86 от 01.02.2022 г.) разъяснялось, что письмо-обращение не является заявлением на переоформление лицензии, и не является основанием для осуществления лицензируемой деятельности на объектах, не включенных в лицензию и что с 01.03.2022 г. заявление о переоформлении лицензии необходимо будет заполнить в электронном виде посредством использования электронных форм на портале "Единый портал государственных услуг".
По результатам внеплановой документарной проверки было установлено, что компанией ООО "ВодоходЪ" осуществлялась деятельность по перевозкам пассажиров на оз.Байкал СВП "Бирюса" в период с 13.02.2022 г. по 08.03.2022 г., в отсутствие записи в реестре лицензий, что является нарушением ч.2 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Закон N 99-ФЗ).
По мнению Управления, ООО "ВодоходЪ" нарушило ст.18 Закона N 99-ФЗ, а также п. 216 "Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 623 (далее - Технический регламент), так как на СВП "Бирюса" при перевозке пассажиров отсутствовали документы, предоставляющие достоверную информацию о выданной лицензии с перечнем судов, осуществляющих перевозку пассажиров.
11.07.2022 г. в присутствии представителя юридического лица - заместителя генерального директора по безопасности судоходства Комкова Петра Леонидовича был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО "ВодоходЪ".
Постановлением Центрального УГРН Ространснадзора от 21.07.2022 г. N 522000125279 в присутствии представителя Общества - заместителя генерального директора по безопасности судоходства Комкова Петра Леонидовича ООО "ВодоходЪ" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Согласно части 1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Как указано выше, по результатам внеплановой документарной проверки было установлено, что ООО "ВодоходЪ" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на оз. Байкал СВП "Бирюса" в период с 13.02.2022 по 08.03.2022, в отсутствие записи в реестре лицензий, что является нарушением части 2 ст.18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (абз. 4 стр. 3 постановления).
Однако, Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2020 N 2027, утратило силу 01.07.2021 в связи с истечением срока действия.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2111 утверждено новое Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, которое вступило в силу 01.03.2022.
ООО "ВодоходЪ" при введении в эксплуатацию в феврале 2022 г. судна на воздушной подушке "Бирюса" обратилось в Управление с заявлением о переоформлении лицензии в связи с добавлением в перечень судов СВП "Бирюса".
После вступления в силу постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2111 ООО "ВодоходЪ" посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) повторно обратилось в Управление, по результатам рассмотрения которого СВП "Бирюса" было внесено в перечень судов лицензии ООО "ВодоходЪ".
Учитывая вышеизложенное, ООО "ВодоходЪ" были своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в сфере лицензирования и иных обязательных требований, о чем заявитель неоднократно указывал как в жалобе на акт внеплановой документарной проверки от 09.06.2022 N 01-22-63-р (от 08.07.2022 N188), так и в письменных объяснениях к протоколу об административном правонарушении (от 11.07.2022).
Кроме того, ответственность за нарушение ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена частями 1 и 3 ст.14.1.2 КоАП РФ, согласно которым осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере четырехсот тысяч и ста тысяч рублей соответственно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о неправильной квалификации Центральным управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вменяемого административного правонарушения по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
В соответствии с п.216 Технического регламента к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.
Как указал заявитель, как на момент проведения внеплановой документарной проверки, так и при осуществлении перевозок на СВП "Бирюса" были представлены все судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а именно:
1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
2) свидетельство о праве собственности на судно;
3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
4) мерительное свидетельство;
5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;
6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;
7) судовая роль;
8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна);
10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания.
Следует отметить, что деятельность ООО "ВодоходЪ" по перевозке пассажиров, жизнь и здоровье членов экипажа и пассажиров на СВП "Бирюса" и риск загрязнения окружающей среды были застрахованы надлежащим образом в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации еще до введения судна в эксплуатацию, что подтверждается следующими документами: аддендум N IGSX22183678427342-2 от 03.02.2022 к договору страхования ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров от 25.03.2021 (о включении СВП "Бирюса" в перечень застрахованных судов); полис по страхованию гражданской ответственности N 2021 155592 от 31.01.2022 (с периодом страхования СВП "Бирюса" с 31 января 2022 г. по 20 февраля 2023 г., в страховое покрытие которого включено страхование ответственности перед членами экипажа, страхование ответственности перед пассажирами, страхование ответственности за груз, страхование ответственности за загрязнение, страхование ответственности и связанных с ней расходов по удалению останков кораблекрушения застрахованного судна, страхование ответственности, возникшей в результате столкновения с иным судном, или в результате повреждения плавучих и неподвижных объектов и прочее).
Согласно постановлению, в соответствии с пп.11 п.1 ст.14 КВВТ РФ к эксплуатации допускаются суда, имеющие, иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз.7 стр.4 постановления).
Однако из данной статьи КВВТ РФ не следует, что лицензия относится к тем самым "иным судовым документам", перечень которых определен в данной статье, так как судовые документы - это документы, которые должно иметь судно, в то время как лицензия относится к деятельности заявителя и ее наличие либо отсутствие непосредственно на судне не может влиять на допуск судна к эксплуатации или на ввод этого судна в эксплуатацию.
Кроме того, в постановлении указано на факт создания угрозы причинения вреда жизни, здоровью пассажиров, на то, что пассажиры были не проинформированы об осуществлении перевозки без специального разрешения (лицензии) (абз.10 стр.3 постановления).
Вместе с тем само по себе не информирование пассажиров по какому-либо из подпунктов пункта 10 постановления Правительства РФ от 06.02.2003 N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" не свидетельствует о создании вышеуказанной угрозы, а лишь указывает на возможное нарушение прав потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе при оказании услуг.
Таким образом, отсутствует причинно-следственная связь между не информированием пассажиров о том, что перевозка осуществлялась без специального разрешения (лицензии) и созданием угрозы причинения вреда жизни, здоровью пассажиров, их имуществу путем коммерческой перевозки пассажиров.
С учетом изложенного, должностным лицом, вынесшим постановление, факт создания угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям, а именно вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений не подтвержден, как не подтверждено и нарушение требований Технического регламента.
При таких обстоятельствах, основания привлечения ООО "ВодоходЪ" к административной ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-165363/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-165363/2022
Истец: ООО "ВОДОХОДЪ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЧНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА