г. Хабаровск |
|
26 декабря 2022 г. |
А73-5124/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" на решение от 04.10.2022 по делу N А73-5124/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по иску Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН: 1022700915401, ИНН: 2721026023) к частному учреждению здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Комсомольск-на-Амуре" (ОГРН: 1042700027358, ИНН: 2703027151) о взыскании 1 212 679 руб. 10 коп.,
УСТАНОВИЛ:
в 2020 году на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 10.11.2020 N 1179-рп и Соглашения от 03.12.2020 N С-1173 (далее - Соглашение) из краевого бюджета частному учреждению здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" (далее - ответчик, Учреждение, Больница, Получатель, ЧУЗ "КБ РЖД-Медицина г. Комсомольск-на-Амуре") предоставлен грант в форме субсидии (далее - Грант) в размере 2 852 400 руб. на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражённой новой коронавирусной инфекцией.
Согласно приложению N 1 к Соглашению от 03.12.2020 N С-1173 значения результатов предоставления гранта установлены в количестве 20-ти медицинских работников, получивших выплаты стимулирующего характера в 2020 году.
Грант в форме субсидий перечислен Получателю Министерством здравоохранения Хабаровского края (далее - истец, Министерство) платежным поручением от 11.12.2020 N 543954 в полном размере - 2 852 400 руб.
Пунктом 4.1.7 Соглашения предусмотрена обязанность Министерства осуществлять контроль за соблюдением Получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта, а также мониторинг результатов достижения гранта и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления Гранта и Соглашением, путём проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
В соответствии с планом контрольных мероприятий Министерства на 2021 год, на основании распоряжения от 28.09.2021 N 1401-р "О проведении плановых тематических проверок в частных медицинских организациях", проведена плановая проверка соблюдения Больницей условий, целей и порядка предоставления Гранта.
В результате проверки установлено неправомерное расходование средств субсидии в сумме 1 212 679 руб. 10 коп.
Больнице направлено требование от 17.12.2021 N 01.03-07-15649 о возврате в течение 10 рабочих дней со дня получения требования средств Гранта в размере 1 212 679 руб. 10 коп. в краевой бюджет.
Отказ в добровольном удовлетворении указанного требования и возврате средств Гранта, послужил основанием для обращения Министерства в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании субсидии в размере 1 212 679 руб. 10 коп.
Определением от 04.04.2022 иск принят к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-5124/2022.
Решением от 04.10.2022 суд взыскал с ЧУЗ "КБ РЖД-Медицина г. Комсомольск-на-Амуре" в пользу Министерства субсидию в размере 1 212 679 руб. 10 коп., государственную пошлину в размере 25 127 руб.
Полагая, что имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также неправильное применение норм материального права, ЧУЗ "КБ РЖД-Медицина г. Комсомольск-на-Амуре" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель жалобы считает, что истцом не указано, на какие цели, по его мнению, необоснованно были израсходованы средства Гранта. Указывает на то, что ответчик действительно допустил частичное нарушение Соглашения в части корректного внесения информации в регистр, однако данный факт не является безусловным подтверждением того, что денежные средства Гранта в нарушение принципа целевого использования и адресности были направлены не во исполнение условий Соглашения либо не использованы вовсе. Привел довод о том, что Акт проверки от 12.11.2021 нельзя принять как безусловное доказательство нецелевого использования бюджетных средств, поскольку он также фиксирует соответствие действий ответчика целям Соглашения, так как именно выплаты стимулирующего характера, и начисления на оплату труда производились за счет средств Гранта. По мнению заявителя жалобы, ответчик, действуя добросовестно и разумно, планировал расходы, осуществляемые им, принял решение о направлении средств гранта на выполнение, оговоренного Соглашением, задания, в связи с чем, выплаты стимулирующего характера за особые условии труда и дополнительную нагрузку действительно производились медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой короновирусной инфекции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 28.11.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет", явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие; отзывы не представили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 3 указанной статьи БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3.1 указанной статьи БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 2(1) Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 (в ред. от 29.05.2020) и действующих в период возникновения спорных правоотношений для достижения целей, указанных в пункте 1 указанных Правил, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации частным медицинским организациям предоставляются субсидии в соответствии с пунктом 9 статьи 2.1 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 10.11.2020 N 1179-рп утверждён (действующий в период возникновения спорных правоотношений) Порядок предоставлении гранта в форме субсидии частным медицинским организациям в целях осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2. Порядка субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам частных медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В силу раздела 2.2 Порядка условиями предоставления субсидии являются: заключение соглашения о предоставлении субсидии между министерством и частной медицинской организацией; достижение значения результата предоставления субсидии, установленного соглашением; представление частной медицинской организацией отчетности в соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 настоящего Порядка; согласие частной медицинской организации на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения частной медицинской организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии; осуществление частной медицинской организацией за счет средств субсидии выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам частной медицинской организации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в срок до 30 ноября 2020 г.; оказание в 2020 году медицинской помощи гражданам из числа прикрепленного населения (в соответствии с реестрами застрахованных лиц по данным Хабаровского территориального фонда обязательного медицинского страхования) с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373, либо оказание отдельных диагностических услуг пациентам с подозрением на COVID-19 и (или) с подтвержденным диагнозом COVID-19 в соответствии с распоряжениями министерства; возврат частной медицинской организацией субсидии в краевой бюджет, в том числе не использованных на 31 декабря отчетного финансового года остатков субсидии (далее - остаток субсидии) в соответствии с разделом 4 Порядка.
В случае выявления фактов нарушения частной медицинской организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии министерство в течение пяти рабочих дней со дня их выявления составляет акт о нарушении частной медицинской организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - акт), в котором указываются выявленные нарушения, сроки их устранения не позднее 10 рабочих дней со дня получения акта частной медицинской организацией, и в течение 10 рабочих дней со дня составления акта направляет акт частной медицинской организации заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 4.2. Порядка).
В случае неустранения частной медицинской организацией нарушений в сроки, указанные в акте, министерство в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного в акте, выставляет частной медицинской организации требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет (далее - требование) заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 4.3. Порядка).
Частная медицинская организация обязана осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (пункт 4.4. Порядка).
В случае неперечисления частной медицинской организацией в краевой бюджет субсидии, подлежащей возврату, в срок, установленный пунктами 4.4, 4.9, 4.11 Порядка, министерство в течение трех месяцев со дня окончания указанного срока обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств (пункт 4.12 Порядка).
Кроме того, возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения в соответствии со статьей 306.4 БК РФ.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаётся, в том числе, направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением), являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Пунктом 4.1 Порядка предусмотрено, что Министерство и органы государственного финансового контроля края осуществляют обязательную проверку соблюдения частной медицинской организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Судом установлено, что согласно проведенной Министерством плановой проверкой соблюдения условий, целей и порядка предоставления Гранта, и отражено в акте от 12.11.2021, выявлены нарушения:
1. В нарушение пункта 5 раздела 2.2 Порядка, п. 3.4.4 Соглашения выплаты стимулирующего характера устанавливались работникам Учреждения, которые не оказывали медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19 - согласно данным федерального регистра лиц, больных COVID-19, медицинская помощь им оказывалась в других медицинских учреждениях. Сумма нарушений по данному пункту составила 425 288 руб. 97 коп. (326 642 руб. 84 коп. - выплаты стимулирующего характера, 98 646 руб. 13 коп. - начисления на оплату труда).
2. В нарушение пункта 6 раздела 2.2 Порядка, п. 3.4.5 Соглашения выплаты стимулирующего характера устанавливались работникам Учреждения, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, не внесенным в информационный ресурс учёта информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Постановлением Правительства от 31.03.2020 N 373. Сумма нарушений по данному пункту составила 296 055 руб. 90 коп. (227 385 руб. 48 коп. - выплаты стимулирующего характера, 68 670 руб. 42 коп. - начисления на оплату труда).
3. В нарушение пункта 4 раздела 2.1 Порядка, п. 4 Положения о выплатах стимулирующего характера, утвержденного главным врачом Учреждения 11.11.2020 - выплаты стимулирующего характера производились без учета фактически отработанного времени (осуществлялись выплаты при нахождении медицинских работников в отпусках, на больничных листах). Сумма нарушений по данному пункту составила 491 334 руб. 23 коп. (377 368 руб. 83 коп. - выплаты стимулирующего характера, 113 965 руб. 40 коп. - начисления на оплату труда).
Таким образом, в результате проверки установлено неправомерное расходование Учреждением средств субсидии в сумме 1 212 679 руб. 10 коп.
Согласно акту проверки и пояснений данных в судебном заседании суда первой инстанции представителями Министерства, проверка проводилась по каждому работнику, получившему выплаты за период с мая по октябрь 2020 года, по данным представленных Учреждением табелей учёта рабочего времени и реестров пациентов, внесённых в Федеральный регистр лиц, больных COVID-19.
Доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные Министерством в ходе проверки и отражённые в акте от 12.11.2021, ответчиком по правилам части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.10.2022 по делу N А73-5124/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5124/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина"