г. Самара |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А72-10823/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Лихоманенко О.А. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2022 года по делу N А72-10823/2022 (судья Чудинова В.А.), принятое
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
к муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области",
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Тетюшское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении операций по счетам должника - муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Тетюшское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области, об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решения N 87 от 15.03.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение Администрации муниципального образования "Тетюшское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное учреждение "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 21 декабря 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя, ответчика и третьего лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
УФНС по Ульяновской области в материалы дела представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствовало о рассмотрении судебного дела в отсутствии своего представителя.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной налоговой службы России (ФНС России) от 15.12.2021 N ЕД-7-4/1083 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области" Межрайонная ИФНС России N8 по Ульяновской области (далее - Инспекция, налоговый орган) реорганизована в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области путём присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области принято решение N87 от 15.03.2022 года о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, которым с Муниципального учреждения Администрация Муниципального образования "Тетюшское сельское поселение" ИНН/КПП 7321310575/732101001 взыскивается задолженность по налогам и сборам в общем размере 179 983,62 руб., пени- 4 523,58 руб., штраф- 1 749,19 руб.
Налоговым органом письмом (исх.N 05-18/02843 от 16.03.2022 года) в Управление финансов МО "Ульяновский район" по Ульяновской области было направлено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика N87 от 15.03.2022 года (получено - 28.03.2022 года).
В ходе проведенной проверки исполнения решения бюджетным учреждением выявлено, что в настоящее время по указанному решению оплата не произведена, о чем свидетельствует выписка из Журнала задолженности на 15.07.2022 года.
Остаток задолженности по решению N 87 от 15.03.2022 года составляет 186 256,39 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением. Указывая, что решение налогового органа до настоящего времени не исполнены, операции по счетам должника не приостановлены, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку считает, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления указанных решений является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании решения налогового органа производится в соответствии со статьей 242.6 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (далее в настоящей статье -лицевые счета должника).
Пунктом 2 статьи 242.6 БК РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.
Согласно пункту 3 статьи 242.6 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.6 БК РФ при неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При этом приостановление вводится независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом пункта 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса.
Абзацем 3 пункта 7 статьи 242.6 БК РФ установлено, что при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решения налогового органа, предусматривающую обращение взыскания на средства муниципального бюджета по налоговым обязательствам муниципальных казенных учреждений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Как следует из материалов дела, ответчик доказательства исполнения решений налогового органа в установленный трехмесячный срок в полном объеме, а равно доказательства осуществления предусмотренных статьей 242.6 БК РФ действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, и информирования в установленный срок взыскателя о невозможности исполнения решений, в дело не представил.
Суд первой инстанции предлагал ответчику представить указанные документы.
Определения суда ответчиком оставлены без исполнения.
На основании части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является обоснованным и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Ссылка Управления финансов на отсутствие бюджетных ассигнований на погашение задолженности для исполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов не влияет на законность и обоснованность судебного акта, поскольку само по себе отсутствие денежных средств для исполнения судебного акта, не может являться основанием для освобождения от ответственности.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2022 года по делу N А72-10823/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10823/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТЕТЮШСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" УЛЬЯНОВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ