г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А56-18928/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Моловская Т.Л., по доверенности от 12.01.2021;
от заинтересованного лица: Галашина В.С., по доверенности от 02.12.2022; Гришина М.С., по доверенности от 12.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37587/2022) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2022 по делу N А56-18928/2022 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балтимпорт"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения N 22-10/01739 от 21.01.2022 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10216170/061218/0136890, 10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253, об обязании внести изменения в ДТ NN 10216170/061218/0136890, 10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253 и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 554997,97 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтимпорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) от 21.01.2022 N 22-10/01739 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N10216170/061218/0136890, N10216170/060220/0031270, N10216170/020719/0117253, об обязании внести изменения в ДТ NN 10216170/061218/0136890, 10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253 на основании обращения ООО "Балтимпорт" от 14.10.2021 (вх. от 28.12.2021 N 32027) и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 554997,97 руб.
Решением суда от 03.10.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 03.10.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что таможенная стоимость товаров по ДТ N N 10216170/061218/0136890, 10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253 ранее была правомерно скорректирована таможенным органом по результатам таможенного контроля, проведенного в соответствии со статьями 325, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Как указывает податель жалобы, при рассмотрении обращений, поступающих в таможенный орган со ссылками на Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), необходимо учитывать, что если изменения вносятся участником внешнеэкономической деятельности в таможенную стоимость, ранее скорректированную таможенным органом по результатам таможенного контроля, проведенного в соответствии со статьями 325, 326 ТК ЕАЭС, то такая таможенная стоимость не является заявленной декларантом. При этом, как указывает податель жалобы, Порядком N289 не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения о таможенной стоимости товаров, не являющейся заявленной участником внешнеэкономической деятельности в декларации на товары при декларировании. Податель жалобы ссылается на то, что из текста обращения от 14.10.2021 следует, что заявителем выявлена необходимость внесения изменений в ДТ NN10216170/061218/0136890,10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253 в связи с несогласием с принятыми таможенным органом решениями о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в указанных ДТ; вместе с тем, по результатам анализа представленного Обществом комплекта документов как до, так и после выпуска товаров, обстоятельств, свидетельствующих о наличии сведений, удовлетворяющих положениям подпункта "б" пункта 11 Порядка N 289, таможенным органом не установлено.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 26.05.2017 N PL/BI/01/2017, заключенного между компанией "PLANT LIPIDS PRIVATE LIMITED", Индия (продавец) и ООО "Балтимпорт", Российская Федерация (покупатель), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки FOB COCHIN, ввезен и задекларирован по ДТ N 10216170/061218/0136890 товар: "частицы зерен черного перца "спент" рода piper (де ойл) - отработка после экстракции (выжимки) эфирных масел, сушеные, не дробленные, не молотые, для применения в пищевой промышленности". Страна происхождения: Индия. Производитель: РLАNТ LIРIDS РRIVAТЕ LIМIТЕD. Товарный знак: БЕЗ ТОВАРНОГО ЗНАКА. Артикул: АРТИКУЛ ОТСУТСТВУЕТ. Вес нетто - 18 000 кг. Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0904110000, таможенная стоимость - 781734.03.
При подаче ДТ N 10216170/061218/0136890 таможенная стоимость указанного товара определена и заявлена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС с использованием метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами"
При проведении контроля таможенной стоимости товара таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/061218/0136890, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно: в результате анализа заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявлено, что цена ввозимого товара является более низкой по сравнению с ценой однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза по информации иностранных производителей.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом направлен в адрес Общества запрос от 10.12.2018 о предоставлении документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления до 04.02.2019, а именно:
- заверенные копии основных документов: контракт со всеми приложениями, относящимися к данной поставке - инвойс;
- объяснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;
- пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки;
- банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии товаров (если выставленный продавцом декларируемых товаров счет оплачен);
- платежные поручения с отметками банка;
- выписку из лицевого счета с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счета покупателя и продавца;
- документы, позволяющие идентифицировать платежи с ввезенными товарами.
Одновременно с запросом документов и (или) сведений таможенный орган указал сумму обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
ООО "Балтимпорт" распорядилось денежными средствами для выпуска товара под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
11.12.2018 товары, задекларированные по ДТ N 10216170/061218/0136890, выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуска для внутреннего потребления", в связи с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
14.03.2019 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/061218/0136890, таможенная стоимость товара определена в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
ООО "Балтимпорт", посчитав вышеуказанное решение необоснованным, 13.06.2019 направило в таможенный орган обращение с просьбой проверить правомерность принятого решения в отношении заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10216170/061218/0136890, предоставив документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.
В ответ на обращение Общества от таможенного органа поступил дополнительный запрос N 15-11/24361 от 26.06.2019.
05.07.2019 ООО "Балтимпорт" в ответ на запрос Таможни представило дополнительные документы.
В рамках внешнеторгового контракта от 03.06.2019 N PR/BI/01/2019, заключенного между компанией "PROSI THANG LONG JOINT STOCK COMPANY", Вьетнам (продавец) и ООО "Балтимпорт", Российская Федерация (покупатель), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки CFR САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ввезен и задекларирован по ДТ N10216170/060220/0031270 товар: "корица (обыкновенная, кассия), пряность в пищевой пром-ти, без обработки: молотая". Страна происхождения: Вьетнам. Производитель: PROSI THANG LONG JOINT STOCK COMPANY. Товарный знак: БЕЗ ТОВАРНОГО ЗНАКА. Артикул: АРТИКУЛ ОТСУТСТВУЕТ. Вес нетто - 4 5 000 кг. Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0906200000, таможенная стоимость - 208720.90.
При подаче ДТ N 10216170/060220/0031270 таможенная стоимость указанного товара определена и заявлена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС с использованием метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами"
При проведении контроля таможенной стоимости товара таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/060220/0031270, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно: в результате анализа заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявлено, что цена ввозимого товара является более низкой по сравнению с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом направлен в адрес Общества запрос от 06.02.2020 о представлении документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления до 04.04.2020, а именно:
- оригинал декларации страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык;
- оригинал прайс-листа, оферты, заказа производителя данных товаров;
- ведомость банковского контроля, подтверждающая оплату товаров, поставленных по контракту, банковские платежные документы по оплате предыдущих поставок (оригинал);
- договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры и товарные накладные к договору, расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке РФ, банковские платежные документы подтверждающие оплату по договору (по предыдущим поставкам) (оригинал)
- оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
- документально подтвержденная информация о величине вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в России товаров того же класса и вида, в т.ч ввезенных из других стран;
- бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала счетов-фактур (по предыдущим поставкам) (оригинал);
- пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров. Заключения независимых экспертных организаций о стоимости товара;
- оригинал внешнеторгового договора и приложений, дополнения, изменения, спецификации к представленному договору.
Одновременно с запросом документов и (или) сведений таможенный орган указал сумму обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
ООО "Балтимпорт" распорядилось денежными средствами для выпуска товара под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
08.02.2020 товары, задекларированные по ДТ N 10216170/060220/0031270, выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуска для внутреннего потребления", в связи с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
04.04.2020 ООО "Балтимпорт" в электронном виде представило запрошенные дополнительные документы, сведения и пояснения.
08.04.2020 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО "Балтимпорт" в ДТ N 10216170/060220/0031270, таможенная стоимость рассматриваемого товара определена в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
29.06.2020 ООО "Балтимпорт" в адрес таможенного органа направлена жалоба с просьбой признать неправомерным решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10216170/060220/0031270, а также повторно предоставлены документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.
В рамках внешнеторгового контракта от 11.04.2019 N QF/BI/01/2019, заключенного между компанией "QINGDAO FUXIN KANG FOOD CO.,LTD", Китай (продавец) и ООО "Балтимпорт", Российская Федерация (покупатель), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях поставки CFR САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ввезен и задекларирован по ДТ N 10216170/020719/0117253 товар: "перец красный чили (род capsicum) сушеный, без дальнейшей обработки". Страна происхождения: Китай. Производитель: QINGDAO FUXIN KANG FOOD CO.,LTD. Товарный знак: БЕЗ ТОВАРНОГО ЗНАКА. Артикул: АРТИКУЛ ОТСУТСТВУЕТ. Вес нетто - 17000 кг. Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0904220000, таможенная стоимость - 821318.65.
При подаче ДТ N 10216170/020719/0117253 таможенная стоимость товара определена и заявлена в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС с использованием метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В процессе таможенного декларирования таможенная стоимость товара определена ООО "Балтимпорт" в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
При проведении контроля таможенной стоимости товара таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/020719/0117253, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно: в результате анализа заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявлено, что цена ввозимого товара является более низкой по сравнению с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом направлен в адрес Общества запрос от 04.07.2019 о представлении документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления до 01.09.2019, а именно:
- приложение, дополнительное соглашения (спецификация) к контракту, а также документы, предусмотренные контрактом, акцептованные сторонами в установленном порядке в неформализованном виде по данной поставке. Инвойс в неформализованном виде по данной поставке, содержащие качественные характеристики товара Коносаменты в неформализованном виде Прайс-лист производителя товара, являющийся публичной офертой, заверенный надлежащим образом с переводом на русский язык;
- пояснения от продавца и покупателя по вопросу ценообразования и согласования конечной стоимости товара, поставляемого в рамках данного контракта;
- пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки; пояснения продавца по условиям оплаты по данной поставке. Документы, подтверждающие отгрузку товара, заказ и подтверждение заказа, предусмотренные контрактом;
- пояснения о факторах, оказывающих влияние на стоимость сделки. Ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в Российскую Федерацию. Документы по оприходованию предыдущих поставок или документы по оприходованию декларируемого товара при выпуске под обеспечение уплаты таможенных платежей. Документы по реализации предыдущих поставок или документы по реализации задекларированного товара (при выпуске под обеспечение уплаты таможенных платежей), бухгалтерские документы, в т.ч. счета-фактуры, банковские документы об оплате, договоры, накладные. Расчет конечной себестоимости товара на внутреннем рынке РФ. Сопоставимую информацию об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида с учетом размерного ряда, сорта, производителя и страны происхождения, и т.д.;
- сопоставимую ценовую информацию внутреннего рынка по товарам тех же характеристик, что и ввозимый товар в неформализованном виде (того же производителя, сорта, страны происхождения, размерного ряда) более трех источников. Документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены. Информация об уровне стоимости декларируемых товаров на внутреннем/мировом рынке, с учетом страны происхождения, производителя и характеристик товара;
- банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты за товар по рассматриваемой поставке (при выпуске под обеспечение уплаты таможенных платежей), по предыдущим поставкам выписки из счета, платежное поручение, заявления на перевод иностранной валюты, SWIFT, подтверждающий факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя документы по оплате предыдущей поставки в рамках контракта с предоставлением инвойса по предыдущей поставки): выписки из счета, платежное поручение, заявления на перевод иностранной валюты, SWIFT, подтверждающий факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя. Выписка из лицевого счета с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счета покупателя и продавца извещения банка в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика, с указанием реквизитов исполненного распоряжения в бумажном виде с отметками банка Ведомость банковского контроля. Вышеуказанные документы предоставить в неформализованном виде с отметками банка об их исполнении в бумажном виде;
- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Одновременно с запросом документов и (или) сведений таможенный орган указал сумму обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
ООО "Балтимпорт" распорядилось денежными средствами для выпуска товара под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
06.07.2019 товары, задекларированные по ДТ N 10216170/020719/0117253, выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуска для внутреннего потребления", в связи с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В установленный в запросе от 04.07.2019 срок ООО "Балтимпорт" представило запрошенные дополнительные документы, сведения и пояснения.
09.09.2019 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО "Балтимпорт" в ДТ N 10216170/020719/0117253, таможенная стоимость рассматриваемого товара определена в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
ООО "Балтимпорт" направило в адрес Балтийской таможни обращение от 14.10.2021 (вх. от 28.12.2021 N 32027) о внесении изменений (дополнений) в ДТ N N 10216170/061218/0136890, 10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253 и возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей в размере 398936,66 руб. по ДТ N10216170/061218/0136890; в размере 42169,92 руб. по ДТ N10216170/060220/0031270 (поскольку Таможней был возвращен Обществу платеж в размере 15104,55 руб.); в размере 113891,39 руб. по ДТ N 10216170/020719/0117253 (поскольку Таможней было произведено списание в размере 113891,39 руб.).
Таможня письмом от 21.01.2022 N 22-10/01739 отказала во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/061218/0136890, N 10216170/060220/0031270, N10216170/020719/0117253, на основании подпункта "б" пункта 18 Порядка N 289.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое судом первой инстанции удовлетворено в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 03.10.2022 в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что положения главы 5 ТК ЕАЭС не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
В силу пункта 8 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как следует из материалов дела, полагая, что представленные декларантом при таможенном декларировании документы и сведения о таможенной стоимости товаров не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, Таможней по результатам таможенного контроля по спорным ДТ, проведенного в соответствии со статьями 325, 326 ТК ЕАЭС, вынесены следующие решения:
1) решение от 14.03.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10216170/061218/0136890. В качестве обоснования принятого решения таможенный орган указал, что заявленные сведения должным образом не подтверждены; выявлены с использованием СУР признаки недостоверности заявленных сведений о стоимости товаров (пункт 1 статьи 378 ТК ЕЭС); более низкая цена декларируемого товара по сравнению с ценой на однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
2) решение от 08.04.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10216170/060220/0031270. В качестве обоснования принятого решения таможенный орган указал, что в ответ на запрос документов и (или) сведений не были представлены документы; выявлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их вывоза по информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;
3) решение от 09.09.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10216170/020719/0117253. В качестве обоснования принятого решения таможенный орган указал, что в ответ на запрос от 03.07.2019 Обществом представлен прайс-лист, в котором отсутствует сведения о получатели товара, соответственно, имеются основания полагать о влиянии на стоимость сделки скидок и аналогичных факторов, количественное влияние которых на цену сделки не определено, что не позволяет таможенному органу удостовериться в соответствии цены сделки первоначальной цене предложения, отсутствии скидок или иных условий, оказывающих влияние на цену сделки для конкретного покупателя товара; спецификация, представленная Обществом в ответ на запрос, не содержит существенных условий поставки, предусмотренных контрактом; цена за товар, фактически уплаченная или подлежащая уплате, документально не подтверждена
Пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС предусмотрено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Согласно пункту 2 статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) внесение изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании поданного в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, или документов, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, если обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не предоставляется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 ТК ЕАЭС для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.
Форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок N 289).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Порядка N 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов:
недостоверных сведений, заявленных в ДТ;
несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ;
необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ;
Из совокупного толкования положений пунктов 12, 13, 14 Порядка N 289 следует, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, которое составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом (пункт 17 Порядка N 289).
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 289 таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24 Постановления N 49 после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС и подпункт "б" пункта 11 Порядка N 289.
С учетом этих положений принятие таможенным органом в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, коде ТН ВЭД, происхождении товара, заявленные в таможенной декларации, в котором сделан вывод о неправильности определения соответствующих сведений декларантом, не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений, от которых зависит определение размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, из вышеприведенных нормативных положений и разъяснений Постановления N 49 следует, что действующее законодательство предоставляет заявителю (декларанту) право инициировать процедуру внесения изменений в декларации на товары (в том числе при наличии ранее принятого таможенным органом в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в данной декларации на товары). В свою очередь реализация заявителем соответствующего права влечет за собой обязанность таможенного органа провести таможенный контроль в форме, предусмотренной законом.
Как следует из материалов дела, ООО "Балтимпорт" направило в адрес Таможни обращение от 14.10.2021 (вх. от 28.12.2021 N 32027) о внесении изменений (дополнений) в ДТ N N 10216170/061218/0136890, 10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253 в соответствии с Порядком N 289, в котором Общество просило внести изменения в сведения в спорные ДТ с учетом того, что применимой и документально подтвержденной является таможенная стоимость, определенная по методу по стоимости сделки.
В соответствии с требованиями Порядка N 289 к заявлению от 14.10.2021 (вх. от 28.12.2021 N32027) приложены надлежащим образом заполненные КДТ-1 и ДТС-1, а также документы, подтверждающие изменения, вносимые в сведения, указанные в спорных ДТ, а именно, документы, подтверждающие заявленную Обществом таможенную стоимость товара определенную по стоимости сделки в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС (контракты, спецификации, инвойсы, экспортные таможенные декларации, прайс-листы производителя товаров, документы об оплате товара, документы об оприходовании товара, документы, подтверждающие транспортные расходы, пояснения по условиям сделки и т.д.).
Суд первой инстанции, проанализировав представленные Обществом в таможенный орган документы (как при таможенном декларировании, так и с заявлением об 14.10.2021), пришел к выводу о том, что Общество, представило в таможенный орган в соответствии с Порядком N 289 комплект документов, отвечающий критерию достаточности, предусмотренный ТК ЕАЭС. Представленные Обществом в таможенный орган документы содержат сведения о содержании сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары, которые документально подтверждены, недостоверность этих сведений не доказана таможенным органом в установленном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, представленные Обществом при таможенном декларировании по спорным ДТ, а также с заявлением от 14.10.2021 документы в своей совокупности и взаимной связи содержат сведения, необходимые и достаточные для подтверждения заявленной Обществом таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным ДТ, по стоимости сделки. В том числе, Обществом представлены документы, подтверждающие оплату за ввезенный и задекларированный по спорным ДТ товар. Каких-либо иных конкретных претензий к представленным Обществом с заявлением от 14.10.2021 документам таможенным органом в письме от 21.01.2022 N 20-10/01739 не предъявлено.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Доказательств недостоверности сведений о цене сделок либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости ввозимых Обществом товаров, таможенным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, Таможней не доказана невозможность использования документов, представленных Обществом с заявлением от 14.10.2021 (вх. от 28.12.2021 N 32027) в обоснование заявленной таможенной стоимости товара по первому методу (по стоимости сделки), равно как и не доказано наличие ограничений, препятствующих применению Обществом указанного метода.
Таким образом, вопреки доводам таможенного органа, Обществом были соблюдены все необходимые условия, предусмотренные Порядком N 289, для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ, после выпуска товаров; таможенным органом не доказано наличие предусмотренных пунктом 18 Порядка N 289 оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ.
В силу статьи 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что документы, приложенные Обществом к заявлению от 14.10.2021 (вх. от 28.12.2021 N 32027) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10216170/061218/0136890, 10216170/060220/0031270, 10216170/020719/0117253, в том числе формы КДТ, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, подтверждают указанные в заявлениях сведения, являются документально подтвержденными и позволяют определить таможенную стоимость по методу по стоимости сделки. Указанные заявления содержат обоснование права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в общей сумме 554997,97 руб., а также обоснование необходимости внесения изменений в спорные ДТ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что представленные Обществом с заявлением от 14.10.2021 документы в совокупности позволяли таможенному органу рассмотреть заявление Общества о внесении изменений в спорные ДТ и принять соответствующие обоснованные решения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 Постановления N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Установив названные обстоятельства, учитывая разъяснения, приведенные в пункте 33 Постановления N 49, отсутствие расхождений и спора по сумме излишне уплаченных таможенных платежей у сторон, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, признал незаконным решение Таможни от 21.01.2022 N 22-10/01739 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N10216170/061218/0136890, N10216170/060220/0031270, N10216170/020719/0117253, обязал Таможню внести изменения в спорные ДТ на основании обращения ООО "Балтимпорт" от 14.10.2021 и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 554997,97 руб.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нарушения норм процессуального права не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 03.10.2022.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2022 года по делу N А56-18928/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18928/2022
Истец: ООО "БАЛТИМПОРТ"
Ответчик: Балтийская таможня