г. Саратов |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А57-26012/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котляровой А.Ф.,
судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решетовой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Престиж"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2022 года по делу N А57-26012/2021
по исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "Престиж" (ОГРН 1156451008658, ИНН 6449078684)
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (ОГРН 1206400018769, ИНН 6449098779)
об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения N 404-ТО и договора горячего водоснабжения N 404-ГВ,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Энергоресурс" - Ивановой М.А., действующей на основании доверенности от 14.09.2022 (до перерыва), председателя ТСЖ "Престиж" - Кукленковой Т. Н. лично, паспорт обозревался
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Престиж" (далее - ТСЖ "Престиж", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - ООО "Энергосресурс", отв6етчик) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договоров N 404-ОТ и N 404-ГВ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.09.2022, с учетом определения от 30.11.2022 об исправлении опечатки, исковые требования удовлетворены частично.
Суд урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договоров N 404-ОТ и N 404-ГВ, изложив спорные пункты в следующей редакции:
Договор N 404-ОТ:
пункт 2.3.16: "Предоставить Теплоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета объектов Потребителя к автоматизированным информационно-измерительным системам учета тепловой энергии и теплоносителя и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам.
В случае осуществления расчетов за поставляемую тепловую энергию с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы энергетических ресурсов, Стороны руководствуются положениями, содержащимися в Приложении N 8 к настоящему Договору.";
пункт 2.3.22: исключить;
пункт 2.3.24: "Обеспечить в установленном порядке заключение и исполнение договоров по установке (замене) и эксплуатации приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на объектах Потребителя, а также совершить иные действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов или обеспечению надлежащей эксплуатации ранее установленных приборов учета Потребителя в соответствии с требованиями законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.".
пункт 2.4.3: "Проводить организационно-технические мероприятия по доведению режима потребления тепловой энергии Потребителя до нормативного уровня, предусмотренного настоящим Договором, предварительно предупредив Потребителя за сутки, в случаях:
а) превышения установленных Договором тепловых нагрузок (мощности);
б) бездоговорного потребления тепловой энергии".
пункт 4.5: исключить.
Приложение N 6: исключить.
Приложение N 7: принять в редакции ответчика.
Приложение N 8: принять в редакции ответчика.
Договор N 404-ГВ:
пункт 1 раздела 1: "Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества(показатели качества установлены договором с ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу холодного водоснабжения) и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды".
пункт 3 раздела 3: "Абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 7-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение".
подпункт "б" пункта 2 раздела 4: "Осуществлять контроль за фактами самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) абонента к централизованным системам горячего водоснабжения путем обхода потребителей и (или) визуального осмотра объекта по месту расположения, а также принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) абонента к централизованным системам горячего водоснабжения".
подпункт "д" пункта 2 раздела 4: "Требовать от абонента поддержания в точке подключения (технологического присоединения) режима потребления горячей воды, предусмотренного приложением N 3 к настоящему договору".
Приложение N 2 к договору N 404-ОТ, Приложение N 1 к договору N 404-ГВ "Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности" изложить в следующей редакции:
"Границей разграничения балансовой принадлежности является внешняя стена многоквартирного дома по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 150/3; г. Энгельс, ул. Тельмана, д.150б."
Границей разграничения эксплуатационной ответственности сторон является ответный фланец вводной запорной арматуры на подающем и обратном трубопроводе в подвале многоквартирных домов".
С ООО "Энергоресурс" в пользу ТСЖ "Престиж" взыскано 6 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
ТСЖ "Престиж", не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой и письменными пояснениями к ней, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ее заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции неправомерно принята редакция п.2.3.16 договора N 404-ОТ, предложенная ответчиком, при изложении такой редакции пункта нарушаются права истца, поскольку в случае установки ответчиком автоматизированной системы, на истца возлагается обязанность по контролю за работоспособностью чужого имущества, а расчет будет производиться согласно показаниям автоматизированной системы с учетом приложения N 8 договора. Также апеллянт просит дополнить п.1 раздела 1 договора N 404-ГВ следующим абзацем: "оплата за потреблённый объем горячего водоснабжения рассчитывается в куб.метрах, согласно показаний ОДПУ и стоимость компонента тепловой энергии, согласно утверждённого норматива, необходимого для подогрева, утвержденного Комитетом по регулированию тарифов Саратовской области согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", выражает свое несогласие с принятием п. "б" п.2 раздела 4 договора N 404-ГВ, в редакции ответчика, кроме того, считает необходимым установить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по договорам N 404-ОТ, N 404-ГВ в редакции истца.
Ответчиком в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене принятого судебного акта.
Представитель ответчика (до перерыва) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСН "Престиж" является управляющей организацией и осуществляет обслуживание многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 150б, д. 150/3.
ООО "Энергоресурс" является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение и теплоснабжение многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСН "Престиж".
ООО "Энергоресурс" в адрес ТСН "Престиж" направлена оферта на заключение договора N 404-ОТ (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг), оферта на заключение договора N 404-ГВ (горячего водоснабжения).
ТСН "Престиж" не согласилось с условиями направляемых договоров, в связи с чем, 09.09.2021 с сопроводительным письмом исх. N 356 направило протоколы разногласий к указанным договорам.
ООО "Энергоресурс" направило протоколы согласования разногласий, согласно которым с вносимыми истцом изменениями ответчик не согласился.
Таким образом, между ТСН "Престиж" как исполнителем и ООО "Энергоресурс" как ресурсоснабжающей организацией не согласованы пункты 2.3.16, 2.3.22, 2.3.24, 2.4.3, 4.5, Приложения N 6, N 7, N 8 договора N 404-ОТ; п. 1 раздела 1, п. 3 раздела 3, пп. б п. 2 раздела 4, пп. д п. 2 раздела 4 договора N 404-ГВ, а также границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон договора.
На основании изложенного истец был вынужден обратиться в Арбитражный суд Саратовской области с требованиями в защиту нарушенного права.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим в момент его заключения. Разрешение судом спора при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится, по существу, к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Относительно принятия п. 2.3.16 договора N 404-ОТ в редакции теплоснабжающей организации, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отпуск тепловой энергии и горячей воды осуществляются на основании договора энергоснабжения, регулируемого статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) предусмотрено, что существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: предмет договора (вид коммунального ресурса); дата начала поставки коммунального ресурса; показатели качества поставляемого коммунального ресурса; порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса; порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений и (или) потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Истец, с учетом принятых уточнений, просил принять п. 2.3.16 договора N 404-ОТ в следующей редакции:
"Предоставить Теплоснабжающей организации возможность подключения коллективного прибора учета многоквартирного дома к автоматизированной системе".
В обоснование своей позиции относительно урегулирования разногласий по пункту 2.3.16 договора N 404-ОТ, истец ссылался, что на законодательном уровне не закреплена обязанность потребителей оснащения системой ОДПУ.
При этом, в суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что возможность такой установки имеется, но управляющая организация к ней не готова, а также настаивал на том, что не согласен с принятием к п. 2.3.16 договора Приложения N 8 в редакции теплоснабжающей организации, поскольку данное приложение предусматривает назначение и проведение ответственным представителем Потребителя ежедневного контроля передачи и поступления данных, для чего потребуется дополнительные расходы.
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
При этом, пунктом 2.3.16 договора N 404-ОТ, в редакции теплоснабжающей организации, предусмотрена обязанность потребителя предоставить теплоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета объектов потребителя к автоматизированным информационно-измерительным системам учета тепловой энергии и теплоносителя и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным.
Такая обязанность установлена подпунктом "ж" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Подпунктом "ж" пункта 18 Правил N 124 предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения должна быть предусмотрена обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений (пункт 9 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1043, далее - Правила N 1034).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов, на исполнителя коммунальных услуг должна быть возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к названным системам и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
При этом подпункт "ж" пункта 18 Правил N 124 не возлагает на исполнителя коммунальных услуг обязанности по несению расходов на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором (пункт 10 Правил N 1034).
Учитывая изложенное, обязанность управляющей компании предоставить предприятию возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к названным системам и передачи показаний приборов учета возникает в соответствии с подпунктом "ж" пункта 18 Правил N 124 и условиями договора (пункт 2.3.16 договора), поскольку оказание содействия в согласовании возможности подключения к таким системам, обеспечение доступа к общедомовому прибору учета входит в полномочия управляющей организации и права собственников многоквартирных домов при этом не нарушаются.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно не установлено нарушений прав истца, поскольку данным пунктом какой-либо ответственности за работоспособность измерительной системы на истца не возлагается.
Однако, апелляционная коллегия судей не может согласиться с выводом суда первой инстанции о принятии к п. 2.3.16 договора Приложения N 8 в редакции теплоснабжающей организации на основании следующего.
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 -ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Пунктом 2.3.16 договоров теплоснабжения предусмотрена обязанность потребителя предоставить теплоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета объектов потребителя к автоматизированным информационно-измерительным системам учета тепловой энергий и теплоносителя и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным.
Такая обязанность установлена подпунктом "ж" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений (пункт 9 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1043, далее - Правила N 1034).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов, на исполнителя коммунальных услуг должна быть возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к названным системам и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, закон не предусматривает возложения дополнительных необоснованных трат, при наличии автоматизированной информационно-измерительной системы учета ресурсов.
На основании изложенного, апелляционная коллегия судей приходит к выводу об изложении пункта 2.3.16. договора теплоснабжения N 404-ОТ в редакции теплоснабжающей организации, при этом исключив из текста данного пункта абзац:
"В случае осуществления расчетов за поставленную тепловую энергию с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы энергетических ресурсов, Стороны руководствуются положениями, содержащимися в Приложении N 8 к настоящему Договору" и исключив Приложения N 8 к договору теплоснабжения N 404-ОТ.
Требования истца об исключении из договора N 404-ОТ пункта 2.3.22, согласно которому потребитель обязан иметь на узле ввода регулятор расхода, дросселирующее устройство с диаметром отверстия, рассчитанным Теплоснабжающей организацией. Установка и ревизия дросселирующих устройств (сопла элеватора, дросселирующей шайбы) производится Потребителем в присутствии представителя Теплоснабжающей организации. Все дросселирующие устройства, сбросная арматура пломбируются Теплоснабжающей организацией, о чем составляется двусторонний акт, поскольку возможно ухудшение параметров отопления, правомерно удовлетворены судом первой инстанции, поскольку вышеизложенное условие договора (пункт 2.3.22) не отнесено законодательством к существенным условиям договора теплоснабжения. Следует отметить, что действующее законодательство не регулирует вопрос об установке конкретного оборудования на узлах учета.
Таким образом, пункт 2.3.22 обосновано исключен из договора N 404-ОТ.
Апелляционная коллегия судей соглашается с данным выводом суда первой инстанции, правовых основания для его переоценки не имеется.
Также истец просил исключить из договора N 404-ОТ пункт 2.3.24, согласно которому Потребитель обязан обеспечить в установленном порядке заключение и исполнение договоров по установке (замене) и эксплуатации приборов учета тепловой энергии и теплоносителя на объектах Потребителя, а также совершить иные действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов или обеспечению надлежащей эксплуатации ранее установленных приборов учета Потребителя в соответствии с требованиями законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Ответчик, не соглашаясь с доводами истца, ссылался на положения статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства N 491 от 13.08.2006, а также положения статьи Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Утверждая пункт 2.3.24 договора N 404-ОТ в редакции ответчика, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 многоквартирные дома в срок до 01.07.2012 должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Пунктам 31 и 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме (через исполнителя коммунальных услуг - управляющей организации) обязаны обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; потребитель, в свою очередь, обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В силу пп. "с" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, за исключением случаев, когда коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, обязанность лица, выполняющего функции по управлению объектами жилищного фонда, заключается, в установке и обеспечении надлежащей эксплуатации установленного общедомового прибора учета и поддержанию его в исправном, годном для расчетов состоянии.
Как следует из материалов дела, истец просил исключить из договора N 404-ОТ пункт 2.4.3, согласно которому теплоснабжающая организация вправе проводить организационно-технические мероприятия по доведению режима потребления тепловой энергии Потребителя до уровня, предусмотренного настоящим Договором, предварительно предупредив Потребителя за сутки, в случаях:
а) превышения установленных Договором тепловых нагрузок (мощности);
б) бездоговорного потребления тепловой энергии.
В обоснование необходимости исключения указанного пункта из договора истец ссылался на то, что истцу не предоставлены проектные нагрузки и их расчет. По мнению истца, включение спорного пункта в договор повлечет необходимость увеличения потребления в случае экономии теплоносителя.
Вместе с тем, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или (теплоносителя, является одним из существенных условий договора теплоснабжения (п.21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации N 808).
Необходимость исключения указанного пункта из текста договора, истец не обосновал.
При изложенных выше обстоятельствах, указанный пункт обосновано принят судом первой инстанции в редакции ответчика.
Соглашаясь с доводами истца об исключении из договора N 404-ОТ пункта 4.5, согласно которому собственниками помещений в многоквартирном доме оплата за горячее водоснабжение может вноситься непосредственно в организацию, осуществляющую горячее водоснабжение в случаях принятия соответствующего решения на общем собрании, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае между сторонами имеются разногласия в части договора теплоснабжения, в то время как указанный пункт применим к договору горячего водоснабжения. При этом, в рамках настоящего спора между сторонами также возникли разногласия при заключении договора горячего водоснабжения.
Более того, аналогичные положения о внесении платы за коммунальные услуги по теплоснабжению непосредственно теплоснабжающей организации содержатся в пункте 4.6 договора N 404-ОТ, разногласия в отношении которого между сторонами отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об исключении пункта 4.5 из договора N 404-ОТ.
Кроме того, истец просил исключить из договора N 404-ОТ Приложение N 6, регулирующее порядок определения утечки теплоносителя в тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителя и его субабонентов.
Ответчик в обоснование необходимости включения Приложения N 6 в договор N 404-Т ссылался на положения статьи 15 Федерального закона от 27.0.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которым договор теплоснабжения должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращенного теплоносителя.
Рассмотрев доводы сторон, апелляционная коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции об исключении из договора в редакции ответчика Приложения N 6 к договору, которое устанавливает порядок определения утечки теплоносителя в тепловых сетях и теплопотребляющих установках покупателя, потребителей покупателя и субабонетов, поскольку в соответствии с согласованной между сторонами редакции пункта 3.6 договора стороны уже определили порядок учета тепловых потерь и утечек в сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета, а предусмотренные в Приложении N 6 иные условия не являются существенными для договора поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, и в силу статьи 421 ГК РФ могут быть определены обязательными только по согласию сторон.
Также истец просил исключить из договора N 404-ОТ Приложение N 7, регулирующее порядок оплаты в случаях внесения платы за коммунальные услуги непосредственно теплоснабжающей организации.
Регулируя разногласия, возникшие в отношении Приложения N 7 к договору N 404-ОТ в редакции ответчика, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с положениями статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Положениями статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрен перенос срока перехода на прямые договоры на три календарных месяца, за указанный период
Указанный период дает возможность устранить нарушения требований при составлении протоколов предусмотренные Приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 года N 44/ПР "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", а также передать в ресурсоснабжающую организацию информацию предусмотренную положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 N 354 (с изменениями согласно Постановления Правительства РФ от 25 июня 2021 N 1018).
Суд приходит к выводу, что указанное Приложение N 7 не подлежит исключению из договора N 404-ОТ, поскольку согласуется с положениями пункта 4.6 Договора N 404-ОТ, разногласия в части которого между сторонами отсутствуют.
Истец, с учетом принятых уточнений, просит дополнить п. 1 раздела I договора N 404-ГВ следующим абзацем: "Оплата за потребленный объем горячего водоснабжения рассчитывается в куб. метрах, согласно показаний ОДПУ и стоимость компонента тепловой энергии, согласно утвержденного норматива необходимого для подогрева, утвержденного Комитетом по регулированию тарифов Саратовской области согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Отклоняя редакцию п. 1 раздела 1 договора N 404-ГВ, изложенную истцом, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Изменение органом исполнительной власти субъекта РФ области государственного регулирования тарифов в период действия договора не требует внесения изменений в договор, а измененный тариф вводится в действие со дня его установления.
Согласно ст. 548 ГК РФ к договорам, связанным со снабжением горячего водоснабжения применяются правила договора энергоснабжения. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643 "Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения" утверждена форма договора горячего водоснабжения, и в соответствии с пунктом 1 типового договора горячего водоснабжения, ответчик и просил изложить спорный пункт договора.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, порядок оплаты за потребленную горячую воду согласован сторонами в разделе 3 договора N 404-ГВ, в связи с чем, указание в пункте 1 раздела 1 на порядок оплаты дополнительно не требуется.
Истец просил принять пункт 3 раздела 3 договора N 404-ГВ в следующей редакции: "Абонент оплачивает потребленную горячую воду до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых теплоснабжающей организацией, не позднее 28 числа месяца, в котором сняты показания ОДПУ".
Ответчик в свою очередь просил принять договор в типовой редакции.
Регулируя спорный пункт договора, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно пункту 311 постановления правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" товарищество, осуществляющее управление многоквартирным домом обязано при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, фактическая передача документов от товариществ и управляющих организаций происходит в конце расчетного месяца и необходимо время для обработки, подготовки, распечатки и согласования платежных документов, что и предусмотрено законодателем при разработке типовой формы.
Истцом, в нарушение ст. 65 АПК РФ не приведено доводов, основанных на доказательствах, каким образом указанный пункт нарушает права и законные интересы управляющей организации.
Истец просил исключить из договора N 404-ГВ пп. б и пп. д п. 2 раздела 4, согласно которым организация, осуществляющая горячее водоснабжение имеет право:
- осуществлять контроль за фактами самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) абонента к централизованным системам горячего водоснабжения путем обхода потребителей и (или) визуального осмотра объекта по месту расположения, а также принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) абонента к централизованным системам горячего водоснабжения";
- требовать от абонента поддержания в точке подключения (технологического присоединения) режима потребления горячей воды, предусмотренного приложением N 3 к настоящему договору.
При этом, судом первой инстанции установлено, что редакция подпунктов "б" и "д" п.2 раздела 4 договора соответствует положениям типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 N 643 и п. 5 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642. Кроме того, указанные пункты договора не предусматривают обязанность, а только дают право на осуществление указанных в пунктах действий организацией, осуществляющей горячее водоснабжение. Данные положения являются обоснованными в случае несанкционированного обеспечения до ввода в МКД, т.е. является ответственностью ресурсоснабжающей организации.
С учетом изложенного выше, пп. "б", пп. "д" п. 2 раздела 4 договора N 404-ГВ утверждены в редакции ответчика.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не нашли своего подтверждения и отклонены судом апелляционной инстанции.
Кроме того, истец, с учетом принятых уточнений, просил установить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по договору теплоснабжения N 404-ОТ, договору N 404-ГВ: "Границей разграничения балансовой принадлежности (Т1; Т2) (Т3; Т4) и эксплуатационной ответственности (Т1; Т2) (Т3; Т4) сторон является ответный фланец вводной запорной арматуры на подающем и обратном трубопроводе в подвале многоквартирных домов".
Ответчиком возражений относительно указанных доводов истца не заявлено.
Регулируя границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по договору теплоснабжения N 404-ОТ, договору N 404-ГВ, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 Правил 808 акт разграничения балансовой принадлежности - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок; граница балансовой принадлежности - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании; граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электро- тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
По смыслу приведенной нормы граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене МКД, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564).
Установление границ эксплуатационной ответственности не по внешней границе многоквартирного жилого дома возможно только при наличии прибора учета, установленного за пределами данной границы, то есть на инженерных сетях на удалении от внешней стены многоквартирного дома и при условии согласования с собственниками; при размещении же прибора учета внутри дома основания для возложения эксплуатационной ответственности за общее имущество многоквартирного дома (внутридомовые инженерные сети до места установки общедомового прибора учета) на ресурсоснабжающую организацию отсутствуют с учетом положений пункта 3 статьи 30, статей 36, 39 ЖК РФ.
Граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления (пункт 5 и 6 Правил N 491).
Учитывая, что сеть имеет коллективный прибор учета, что не оспаривается сторонами, то граница ответственности правомерно установлена по нему.
Доказательств обратного в материалы настоящего дела истцом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому, в случае не реализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением определенных действий.
Согласно части 3.1. статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования товарищества собственников недвижимости "Престиж" следует удовлетворить частично, урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договоров N 404-ОТ и N 404-ГВ
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, правовых оснований для их переоценки не имеется.
Доводы жалобы об указании в резолютивной части обжалуемого решения границы только одного дома по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 150/3. При этом урегулирование договоров коммунальных ресурсов заявлены в отношении двух домов по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 150/3, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 150б, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку допущенная опечатка исправлена определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2022 по настоящему делу, в резолютивной части решения о 19.09.2022.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ в их совокупности и системной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2022 года по делу N А57-26012/2021 подлежит изменению в части пункта 2.3.16. договора теплоснабжения N404-ОТ, который подлежит изложению в редакции теплоснабжающей организации, с исключением из текста данного пункта второго абзаца: "В случае осуществления расчетов за поставленную тепловую энергию с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы энергетических ресурсов, Стороны руководствуются положениями, содержащимися в Приложении N8 к настоящему Договору".
Также данное Приложение N 8 к договору теплоснабжения N 404-ОТ подлежит исключению.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2022 года по делу N А57-26012/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Частями 1 и 2 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно абзацу 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежит применению при разрешении исков неимущественного характера.
В настоящем деле судом рассмотрен иск об урегулировании разногласий при заключении договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, такой иск является иском неимущественного характера.
Таким образом, в рассматриваемом случае пропорционального распределения судебных расходов не предусмотрено, и с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 6 000 руб., и за рассмотрение апелляционной жалобы ы размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2022 года по делу N А57-26012/2021 изменить.
Пункт 2.3.16. договора теплоснабжения N 404-ОТ, изложить в редакции теплоснабжающей организации, исключив из текста данного пункта абзац:
"В случае осуществления расчетов за поставленную тепловую энергию с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы энергетических ресурсов, Стороны руководствуются положениями, содержащимися в Приложении N 8 к настоящему Договору".
Исключить Приложение N 8 к договору теплоснабжения N 404-ОТ.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2022 года по делу N А57-26012/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределить в порядке статьи 110 АПК РФ, взыскав с общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" в пользу товарищества собственников недвижимости "Престиж" 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Ф. Котлярова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26012/2021
Истец: ТСН Престиж
Ответчик: ООО Энергоресурс
Третье лицо: Арбитражный суд Саратовской области