г.Москва |
|
25 декабря 2022 г. |
N А40-158008/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "СК Артена"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-158008/22
по заявлению ООО "СК Артена"
к ИФНС России N 5 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СК Артена" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 5 по г.Москве (далее также - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 22.06.2022 N 770520221506793106 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 07.10.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований Общества отказано полностью.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Основанием для обращения заявителя в арбитражный суд послужило постановление Инспекции от 22.06.2022 N 770520221506793106 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, что составило 78 750 руб.
При этом основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил выявленный Инспекцией факт осуществления Обществом 29.06.2020 выплаты иностранным гражданам (нерезидентам) на основании трудовых договоров заработной платы в валюте Российской Федерации в наличной форме из кассы организации в общей сумме 105 000 руб., минуя счета в уполномоченных банках.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
На основании подп."б" п.9 ч.1 ст.1 указанного Федерального закона валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом-резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под понятие "валютная операция".
Абзацем 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Между тем возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации указанной нормой не предусмотрена.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
При этом согласно ст.131 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с ч.3 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ч.5 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Учитывая, что в настоящем случае работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Следовательно, нормы трудового законодательства не препятствовали Обществу в осуществлении расчетов с работниками-нерезидентами с соблюдением правил, установленных валютным законодательством.
Таким образом, выплата Обществом нерезидентам денежных средств из кассы организации в общей сумме 105 000 руб. произведена с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Факт выявленного в действиях Общества правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В настоящем случае заявитель не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего валютного законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Заявитель располагал информацией о том, что физические лица являются нерезидентами, которым в соответствии с приведенными выше нормами работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета, открытые в уполномоченных банках.
При этом возлагая на себя обязанность по выплате заработной платы в виде наличных денежных средств, Общество осознано приняло на себя все риски, в том числе и в сфере соблюдения требований валютного законодательства.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены. Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, с учетом положений ч.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, соблюден.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, с учетом положений п.18 и п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, как и оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, с учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о законности оспариваемого постановления.
На дату вынесения оспариваемого постановления (22.06.2022) санкция ч.1 ст.15.25 КоАП РФ предусматривала административный штраф для юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ санкция ч.1 ст.15.2.5 КоАП РФ для юридических лиц изменена, допущенное юридическим лицом административное правонарушение по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции.
Таким образом, административная ответственность для юридических лиц в части размера административного штрафа смягчена (было от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции, стало от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции).
Началом действия Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ в части изменения санкции по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ является 24.07.2022.
Как разъяснено в п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публичноправового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя (п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37).
Согласно п.2 ст.31.7 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, прекращает исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлено постановление Инспекции от 25.08.2022 N 770520221506793106 о прекращении исполнения оспариваемого постановления в части 47 250 руб.
Рзмер административного штрафа снижен обществу только до 30% незаконной валютной операции.
30% от незаконной валютной операции в сумме 105 000 руб. составляет 31 500 руб.
Административный штраф по постановлению назначен в размере 78 750 руб.
Постановлением от 25.08.2022 исполнение прекращено в части взыскания с общества 47 250 руб. (78 750 руб. - 31 500 руб.).
В оспариваемом постановлении Инспекции сказано, что отсутствуют обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Следовательно, размер административного штрафа не может превышать 20% суммы незаконной валютной операции.
20% от незаконной валютной операции в сумме 105 000 руб. составляет 21 000 руб.
Следовательно, размер административного штрафа по оспариваемому постановлению Инспекции должен составлять 21 000 руб.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает необходимым признать не подлежащим исполнению оспариваемое постановление Инспекции о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25. КоАП РФ и оспариваемое решение суда в части взыскания с общества административного штрафа в размере, превышающем 21 000 руб.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
При таких данных у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-158008/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление ИФНС N 5 по г. Москве от 22.06.2022 N 7705202211506 о привлечении ООО "СК АРТЕНА" к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25. КоАП РФ и решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-158008/22 в части взыскания с ООО "СК АРТЕНА" административного штрафа в размере, превышающем 21 000 (двадцать одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.288.2 АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158008/2022
Истец: ООО "СК АРТЕНА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО Г. МОСКВЕ