город Томск |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А45-7359/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (N 07АП-10786/2022(1)(2)) на решение от 04.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7359/2022 (судья Пахомова Ю.А.), по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019), г. Новосибирск к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" (ОГРН 1025401496680, ИНН 5404167325), г. Новосибирск, о взыскании 3 752 021 руб. 17 коп., в том числе средства, использованные не по целевому назначению в размере 2 957 452 руб. 32 коп., штраф в размере 295 745 руб. 23 коп., пени в размере 498 823 руб. 62 коп.,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Савельева Т. В. по дов. от 01.02.2022, диплом,
От ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" (далее - ответчик, Учреждение, ГБУЗ НСО "ГКБ N34") о взыскании 3 752 021 руб. 17 коп., в том числе средства, использованные не по целевому назначению в размере 2 957 452 руб. 32 коп., штраф в размере 295 745 руб. 23
коп., пени в размере 498 823 руб. 62 коп.
Решением суда от 04.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично: с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области взыскано 3 036 909 руб. 20 коп., в том числе средства, использованные не по целевому назначению в размере 2 957 452 руб. 32 коп., штраф в размере 29 574 руб. 52 коп., пени в размере 49 882 руб. 36 коп. В удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что ответчиком истцу было направлено письмо N 1009 от 09.06.2021, к которому на двух листах был приложен реестр документов, подтверждающих расходы на сумму 2957452,32 руб. Все перечисленные расходы полностью подпадают под цели расходов средств ОМС и не подпадают под список, указанный в п.3.2 тарифного соглашения, то есть являются целевыми.
Также с апелляционной жалобой обратился Фонд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части уменьшения размера штрафа с 295 745 руб. 23 коп до 29 574 руб. 52 коп., пени с 498 823 руб. 62 коп. до 49 882 руб. 36 коп. (в 10 раз), и принять по делу новое решение, удовлетворив требования истца в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указал, что судом принято решение об уменьшении размера неустойки в отсутствие доказательств явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
От Фонда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поступил отзыв на апелляционную жалобу Учреждения, в котором не согласен с доводами ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителя не направил.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы своей апелляционной жалобы и доводы отзыва на апелляционную жалобу Учреждения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителя Фонда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, между ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" и страховой медицинской организацией ООО "СК" Ингосстрах-М" заключен договор N 5 на оказание и оплату медицинской помощи от 11.01.2013.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-42407/2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 с общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (ОГРН 1045207042528) в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" (ОГРН 1025401496680) взыскано 2 957 452,32 руб. задолженности за оказанные медицинские услуги по договору N 5 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2013 за период август - октябрь 2019 года, 14 502 руб. государственной пошлины.
После вступления решения в законную силу выдан исполнительный лист, по которому ответчиком получена от страховой медицинской организации денежная сумма в размере 2 957 452 руб. 32 коп.
Фондом на основании приказа от 31.05.2021 N 123 проведена внеплановая тематическая проверка ответчика по вопросу правильности отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильности отражения доходов и расходов согласно действующей классификации за период с 01.01.2019 по состоянию на момент проверки.
По результатам проверки Фондом составлен акт внеплановой тематической проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" от 25.06.2021, содержащий требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 957 452 руб. 32 коп. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования и уплате штрафа в размере 295 745 руб. 23 коп. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС) в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Фондом установлено, что в нарушение статьи части 6 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 14 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Порядка казначейского обслуживания, утвержденного приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н, Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н, заключенных договоров со СМО на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС ответчиком не соблюдено требование обособленного учета поступления и расходования целевых средств ОМС из страховых медицинских организаций по случаям оказания медицинской помощи сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, признанных решениями Арбитражных судов Новосибирской области от 06.07.2020, от 17.12.2020 страховыми и подлежащими оплате за счет средств ОМС.
В результате несоблюдения ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" обособленного учета средств ОМС произведено смешение расчетов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования с доходами от приносящей доход деятельности, что привело к осуществлению расходов на цели, не соответствующие условиям их получения, в сумме 2 957 452,32 руб., что в соответствии со статьями 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 28.01.2020 является нецелевым использованием средств ОМС.
Акт проверки подписан с возражениями, оформленными письмом N 1145 от 01.07.2021 (вх.N 3293 от 01.07.2021), которые отклонены ответчиком, о чем направлено письмо ТФОМС НСО от 08.07.2021 N 3202-05 с обоснованием причин отклонения доводов медицинской организации.
Акт проверки, содержащий требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, получен главным врачом ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" 24.06.2021, срок исполнения требования до 08.07.2021.
Требование страхователем в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы 3 752 021 руб. 17 коп., в том числе средства, использованные не по целевому назначению в размере 2 957 452 руб. 32 коп., штраф в размере 295 745 руб. 23 коп., пени в размере 498 823 руб. 62 коп.
Частично удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции пришел к выводу, что поступление денежных средств по исполнительному листу в оплату дебиторской задолженности страховой медицинской организации за оказание учреждением медицинской помощи по ОМС сверх объема (государственного задания), должно быть внесено в ПФХД в раздел по источнику финансового обеспечения: средства, поступившие в рамках реализации программы обязательного медицинского страхования, отдельной строкой с указанием направлений их расходования. Отсутствие такого отражения подтверждает осуществление таких расходов на цели, не связанные с ОМС. В части штрафа и пени, суд первой инстанции применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пришел к выводу о наличии оснований для снижения заявленной к взысканию суммы штрафа и пени.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регламентированы Законом N 326-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
Согласно пункту 39.2 приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного (далее- Порядок контроля), проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает в себя проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования, в том числе проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 43.2 Порядка контроля).
Судом из материалов дела установлено, ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" допущено несоблюдение обособленного учета средств ОМС, а именно, произведено смешение расчетов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования с доходами от приносящей доход деятельности, что привело к осуществлению расходов на цели, не соответствующие условиям их получения, в сумме 2 957 452,32 руб., что в соответствии со статьями 38, 306.4 БК РФ, п. 3.2 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 28.01.2020 является нецелевым использованием средств ОМС.
Раздел 3 Тарифного соглашения в системе ОМС от 28.12.2018, заключаемого ежегодно в соответствии с частью 2 статьей 30 Закона N 326-ФЗ устанавливает размер и структуру тарифов на оплату медицинской помощи, а также устанавливает случаи нецелевого использования средств ОМС.
Согласно пункту 3.2 Тарифного соглашения в системе ОМС от 28.01.2020 нецелевым использованием средств ОМС является направление медицинской организацией средств ОМС на цели, полностью или частично не соответствующие целям, установленным тарифными соглашениями, в том числе: оплата собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС.
ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" со страховой медицинской организацией ООО "СК" Ингосстрах-М" заключен договор N 5 на оказание и оплату медицинской помощи от 11.01.2013. За оказание медицинской помощи по ОМС, по указанному договору, ответчиком получена по исполнительному листу от страховой медицинской организации денежная сумма в размере 2 957 452,32 рублей.
Указанные средства перечислены на лицевой счет учреждения, предназначенный для операций со средствами от приносящей доходы деятельности и, следовательно, израсходованы на соответствующие данным доходам цели, не связанные с ОМС, и не подлежащими оплате по договору.
Так, согласно платежному поручению N 80373 от 27.10.2020 (Приложение N 2 к Акту проверки) указанная сумма поступила от страховой медицинской организации ООО "СК "Ингосстрах-М" в г. Новосибирск. Назначение платежа: "Возмещение средств согласно исполнительного листа по делу А45-42407/2019".
Указанная сумма поступила с расчетного счета N 40701810416030000035, предназначенного для ведения операций со средствами обязательного страхования и указанного в Разделе VI Договора.
Как верно отметил суд первой инстанции, поступившая сумма не является собственными средствами страховой медицинской организации, является средствами ОМС, полученными страховой медицинской организацией от ТФОМС НСО в соответствии с пунктом 1 Договора в качестве финансового обеспечения деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, поскольку между ТФОМС НСО и ООО "СК "Ингосстрах-М" в г. Новосибирск заключен договор о финансовом обеспечении N 1 от 01.01.2012 (в ред. от 03.05.2017). Спорные денежные средства присуждены ответчику не в связи с предоставлением им платных медицинских услуг или осуществления иной приносящей доход деятельности, а в связи с предоставлением бесплатной медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования сверх распределенных ему объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи по ОМС.
Судом первой инстанции приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А45-42407/2019, а именно, что сумма 2 957 452, 32 руб. - это задолженность за оказанные медицинские услуги по Договору N 5 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2013 за период август - октябрь 2019 года.
В соответствие с пункта 4.1 договора N 5 ответчик принял на себя обязательство по оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Письмом N 1918 от 27.09.2019 ответчик отказал в оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным по ОМС.
22.10.2019 и 01.06.2020 ответчику направлены претензии с требованием об оплате всех предъявленных медицинским учреждением счетов за оказанные в рамках ОМС услуги за период август - октябрь 2019 года. Отказ ответчика от исполнения обязательства по оплате послужил основанием для обращения за судебной защитой с рассматриваемыми в рамках дела N А45-42407/2019 требованиями.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что перечисленные ООО "СК "Ингосстрах-М" в г. Новосибирск средства в сумме 2 957 452,32 рублей, полученные медицинской организацией по исполнительному листу в качестве возмещения средств согласно исполнительного листа по делу А45-42407/2019, являются средствами обязательного медицинского страхования, предназначенными для оплаты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам по территориальной программе ОМС.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что указанные средства переведены страховой медицинской организацией на лицевой счет 030.13.017.5, предназначенный для операций со средствами от приносящей доходы деятельности, в то время как для средств ОМС в ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" предусмотрен лицевой счет N 030.13.017.8.
В бухгалтерском учете ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" средства, поступающие из СМО за оказанную медицинскую помощь по ОМС на основании предъявленных реестров счетов, отражаются на балансовом счете 20532 "Расчеты по доходам от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования".
Поступление средств в сумме 2 957 452,32 руб. отражено 27.10.2020 на балансовом счете 20531 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)".
В плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) средства в сумме 2 957 452,32 руб., поступившие 27.10.2020 от Филиала ООО "СК "Ингосстрах-М" в г.Новосибирск, из общего объема поступивших в 2020 году средств, не выделены, отдельной суммой не отражены.
Такое перечисление произведено на некорректный счет в связи с предоставлением ответчиком соответствующих неверных реквизитов, направленных им в адрес страховой медицинской организации письмом N 1942 от 05.10.2020.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, в результате несоблюдения ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" обособленного учета средств ОМС произведено смешение расчетов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования с доходами от приносящей доход деятельности, что привело к осуществлению расходов на цели, не соответствующие условиям их получения, в сумме 2 957 452 руб. 32 коп., что в соответствии со статьями 38, 306.4 БК РФ, пункт 3.2 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 28.01.2020 является нецелевым использованием средств ОМС.
Довод Учреждения о том, что поступление средств на счет, предназначенный для операций со средствами от приносящей доход деятельности, не означает, их расходование на те же цели, подлежит отклонению.
В соответствии с частями 6, 9 статьи 220.1 БК РФ учет операций со средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Открытие и ведение лицевых счетов в Федеральном казначействе, органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляются в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с общими требованиями, установленными Федеральным казначейством.
Согласно пункту 5 Приказа Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства", для учета операций, осуществляемых бюджетным учреждением, органами Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
а) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (далее - лицевой счет бюджетного учреждения);
б) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее - отдельный лицевой счет бюджетного учреждения);
в) лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими бюджетному учреждению (далее - лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС).
Согласно пункту 155 приказа N 21н, на лицевом счете бюджетного учреждения, отдельном лицевом счете бюджетного учреждения, лицевом счете бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС, отражаются следующие операции: поступления средств; суммы выплат (расходы).
Приказом Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 01.10.2021 N 79-НПА "Об утверждении порядка открытия и ведения лицевых счетов государственных бюджетных (автономных) учреждений Новосибирской области министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области" (пункт 3) определен порядок формирования лицевых счетов бюджетных учреждений МФ НП НСО.
Номера лицевых счетов, открываемых в Министерстве финансов, формируются из разрядов, сгруппированных в виде ААА.ББ.ВВВ.Г, где:
1) с 1 по 3 разряд (AAA) - код, присвоенный в информационной системе по исполнению областного бюджета учредителю клиента;
2) с 4 по 5 разряд (ББ) - код функциональной группы учреждений, к которой принадлежит клиент, присвоенный в информационной системе по исполнению областного бюджета;
3) с 6 по 8 разряд (ВВВ) - код клиента, присвоенный в информационной системе по исполнению областного бюджета;
4) 9 разряд (Г) - код лицевого счета, присвоенный в информационной системе по исполнению областного бюджета (где: 0 - обобщающий служебный лицевой счет, 5 - лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения, 6 - отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения, 7 - лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, 8 - отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения для учета операций со средствами ОМС).
Пунктом 4 определено, что в Министерстве финансов могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:
1) лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения для учета операций:
со средствами, предоставленными в виде субсидий из областного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ);
со средствами, полученными сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных законами, в пределах государственного задания, за выполнение работ (оказание услуг), относящихся к основным видам деятельности клиента, предусмотренных в его учредительных документах;
со средствами, полученными от осуществления иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности, предусмотренных в учредительных документах клиента; со средствами, поступающими во временное распоряжение клиента;
2) отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения для учета операций со средствами, предоставленными учреждению из областного бюджета в виде иных субсидий и субсидий на капитальные вложения;
3) лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств для отражения операций государственного бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя средств, а также переданными органами государственной власти Новосибирской области на основании соглашений полномочиями государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Новосибирской области контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности (далее - соглашение о передаче полномочий) (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности);
4) отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения для учета операций со средствами ОМС для учета операций со средствами, поступающими клиентам в рамках обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
5. Учет операций производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями действующего законодательства в Министерстве финансов.
Операции с денежными средствами бюджетного учреждения осуществляются только через лицевые счета, открытые в соответствии с настоящим Порядком, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации на основании разрешения Министерства финансов.
Таким образом, проведение операций с денежными средствами бюджетного учреждения по счетам, не предназначенным для таких операций прямо запрещено законом. При необходимости расходования средств с одного источника финансирования и целевого использования на другой сначала производится восстановление средств на соответствующий счет, и только потом производятся расходы. При необходимости производятся уточнения платежей или исправление ошибок.
С учетом изложенного, требование Фонда в части взыскания суммы 2957452,32 руб. суд первой инстанции правомерно признал обоснованным.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Поскольку ответчиком произведено смешение расчетов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования с доходами от приносящей доход деятельности, что привело к осуществлению расходов на цели, не соответствующие условиям их получения, в сумме 2 957 452 руб. 32 коп., что является нецелевым использованием средств ОМС, ответчику начислен штраф в размере 295 745 руб. 23 коп. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС), пени в размере 498 823 руб. 62 коп.
Проверив расчет штрафа, суд признал его верным.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Предоставленная суду возможность уменьшить неустойку в случае ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств является одним из правовых способов защиты от злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть по существу способом реализации требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 7-О).
Исходя из правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 N 5-КГ14-131, учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
В силу пунктов 71, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума N 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом.
Применив вышеизложенные нормы, с учетом заявленного ответчиком ходатайства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения штрафа и пени до суммы, соразмерной последствиям допущенного ответчиком нарушения обязательств, в размере 10% от суммы начисленных штрафных санкций и пени, что составляет 29 574 руб. 52 коп., пени в размере 49 882 руб. 36 коп.
Доводы Фонда о том, что судом первой инстанции необоснованно были применены положения статьи 333 ГК РФ о снижении размера неустойки в отсутствие доказательств со стороны ответчика, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, подлежат отклонению, так как не исключена возможность применения статьи 333 ГК РФ с учетом конкретных обстоятельств спора в случае ее явной несоразмерности.
В данном случае уменьшением размера штрафа не ущемляются права истца, а устанавливается баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является обоснованным, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-7359/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7359/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области
Ответчик: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34"