г. Хабаровск |
|
26 декабря 2022 г. |
А73-19539/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Лукашина Т.В., по доверенности от 11.01.2022;
от администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
на решение от 25.10.2022
по делу N А73-19539/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
администрация Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) о признании незаконным предписания N П2021-02.1-2469 от 29.11.2021, выданного управлением, а также о признании незаконным акта проверки от 29.11.2021 NП2021-02.1-2469.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.03.2022 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые предписание и акт проверки признаны незаконными. С управления в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 решение суда от 02.03.2022 отменено в части взыскания с управления в доход федерального бюджета 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Этим же постановлением производство по делу в части заявления администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным акта проверки от 29.11.2021 N П2021-02.1-2469 прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.08.2022, решение от 02.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу N А73-17399/2021 отменено в части требований о признании незаконным предписания управления от 29.11.2021ЖП2021-02.1-2469.
В остальной части постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 оставлено без изменения.
Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении суд решением от 25.10.2022 в удовлетворении требования о признании незаконным предписания отказал.
Не согласившись с судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в адрес администрации заключение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу не поступало. Также указывает на наличие в пункте 11 распоряжения опечатки в части указания на администрацию Вяземского муниципального района. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда, а также в представленных возражениях на жалобу, представитель управления выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение оставить без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Администрация участие в заседании суда не принимала. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя управления, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением гражданина, и.о. руководителя управления вынесено распоряжение от 25.10.2021 N 5870-р (далее - распоряжение) о проведении внеплановой проверки в отношении администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно пунктам 5 и 6 распоряжения проверка проводится с целью осуществления государственного жилищного надзора и её задачами являются: исполнение администрацией и должностными лицами нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края при решении вопросов местного значения по признанию МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Срок проверки 20 рабочих дней.
В пункте 7 распоряжения перечислены правовые основания проведения проверки, в пункте 8 - обязательные требования, подлежащие проверке.
Согласно пункту 9 распоряжения в процессе проверки следует провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения задач проверки, а именно: исследовать документацию по рассмотрению заключения на межведомственной комиссии по признанию МКД аварийным, а также о сроках отселения физических лиц, проживающих в МКД в период с 29.10.2021 по 29.11.2021.
Обстоятельства проведения проверки по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, рп. Корфовский, пер. Приморский, 16 (далее - МКД) оформлены актом от 29.11.2021, согласно которому 15.12.2020 в адрес администрации Корфовского поселения управлением направлено заключение, свидетельствующее о нарушении эксплуатационных характеристик МКД, неудовлетворительном состоянии конструктивных элементов МКД.
В период проверки (с 29.10.2021 по 29.11.21) подлежащая исследованию документация о рассмотрении администрацией Корфовского городского поселения ранее направленного заключения, принятии мер по изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещений МКД, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, администрацией в установленные сроки не предоставлена.
На основании акта в адрес администрации выдано предписание от 29.11.2021 N П2021-02.1-2469 об устранении выявленных нарушений пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 8 части 1 статьи 14, статьи 15, части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), разделов III, IV Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Указанным предписанием администрации предписано в срок до 31.12.2021 на межведомственной комиссии рассмотреть вопросы о признании помещений в МКД непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установить сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с действующим законодательством.
Считая акт проверки и предписание незаконными, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Федеральным законом от 21.12.2013 N 370 "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 77 Закона N 131-ФЗ дополнена частью 2.6, согласно которой, внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
В соответствии с пунктом 3.1.2.10. Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр (в редакции, действовавшей до 13.12.2021), главное управление уполномочено на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного и частного жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10 статьи 32 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение N 47).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий является администрация.
Согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения N 47).
Как следует из материалов дела, 15.12.2020 в адрес администрации направлено заключение по результатам обследования МКД о нарушении эксплуатационных характеристик МКД и неудовлетворительном состоянии конструктивных элементов МКД (далее - Заключение по результатам обследования МКД).
Согласно материалам судебного дела, заключение получено администрацией 15.12.2020, в графе "резолюция, ход рассмотрения" отражена информация о получении документов главой администрации-Аврамец Э.Б., которой, в свою очередь исполнение документов поручено Судариковой Д.Ю., Кудлай А.А, срок исполнения 13.01.2021.
Вместе с тем, получив заключение от управления, администрация не исполнила установленные законом обязанности, а именно, на межведомственной комиссии не рассмотрены вопросы о признании помещений в МКД непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не установлены сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с действующим законодательством.
При этом доводы администрации о не направлении в ее адрес заключения, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Также правомерно отклонены судом первой инстанции доводы администрации о наличии в распоряжении ошибки в части указания на администрацию Вяземского муниципального района, поскольку данная опечатка не является существенной, и не может повлечь за собой отмену результатов проверки оспариваемого предписания и признание его незаконным.
Кроме того, в пункте 1 распоряжения от 25.10.2021 N 5870-р указано, что внеплановую проверку провести в отношении администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, указан юридический адрес администрации: 680504, Хабаровский край, р-н Хабаровский, рп. Корфовский, ул. Таежная, д. 19.
Таким образом, принимая во внимание, что нарушение, послужившее основанием для вынесения оспариваемого предписания, имело место, его наличие органом местного самоуправления не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у органа жилищного надзора имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание от 29.11.2021 N П2021-02.1-2469 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы администрации, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.10.2022 по делу N А73-19539/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19539/2021
Истец: Администрация Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6893/2022
25.10.2022 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19539/2021
12.08.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3268/2022
25.05.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2085/2022
02.03.2022 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19539/2021