г. Самара |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А65-19380/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Лихоманенко О.А., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.12.2022 в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив Темп-35" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.10.2022 по делу N А65-19380/2022 (судья Мазитов А.Н.), возбужденному по заявлению товарищества собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив Темп-35" (ИНН 1657019539, ОГРН 1021603152185), г.Казань, к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ИНН 1653015798, ОГРН 1021602858243), г.Казань,
об оспаривании отказа,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив Темп-35" (далее - ТСЖ "ЖСК Темп-35", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее по тексту - ГЖИ Республики Татарстан, инспекция) от 29.06.2022 N 06-14/6271, выразившегося в отказе во включении в реестр специальных счетов сведений по многоквартирному дому N 24 по ул.Волгоградской в г.Казани, в соответствии с решением общего собрания собственников от 16.03.2014, выбравших способ формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете N 40703810_402 в ПАО "Сбербанк"; об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества.
Решением от 13.10.2022 по делу N А65-19380/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ТСЖ "ЖСК Темп-35" в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГЖИ Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 24 по ул.Волгоградской в г.Казани выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владелец специального счета, а также выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, - ОАО "Сбербанк".
Принятие данных решений подтверждается протоколом общего собрания ТСЖ "ЖСК Темп-35" от 16.03.2014.
03.06.2014 ТСЖ "ЖСК "Темп-35" открыло в ОАО "Сбербанк" специальный счет N 40703810_402.
14.06.2022 в ГЖИ Республике Татарстан поступило заявление ТСЖ "ЖСК Темп-35" (вх.N 9165) о включении в реестр специальных счетов сведений по многоквартирному дому N 24 по ул.Волгоградской в г.Казани в соответствии с протоколом общего собрания собственником помещений от 16.03.2014, выбравших способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Письмом от 29.06.2022 N 06-14/6271 ГЖИ Республики Татарстан возвратило заявление ТСЖ "ЖСК Темп-35" и сообщило о том, что поскольку в установленные действующим законодательством сроки товарищество документы, предусмотренные ч.1 ст.172 ЖК РФ, в инспекцию не представило, решение собственников о выборе специального счета в качестве способа формирования фонда капитального ремонта собственниками не реализовано, следовательно, способ формирования фонда капитального ремонта для собственников помещений в указанном МКД не меняется. В соответствии с постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 30.04.2014 N 2262 в отношении МКД N 24 по ул.Волгоградской в г.Казани определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Изложенное послужило основанием для обращения товарищества с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников отнесено принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч.3 ст.169 ЖК РФ).
В соответствии со ст.2 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в которую включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Республики Татарстан, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта, предложенных в ч.3 ст.170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
ГЖИ Республики Татарстан указала на то, что решение о способе формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в МКД N 24 по ул.Волгоградской в г.Казани должно было быть принято не позднее 18.04.2014.
В том случае, когда в качестве способа формирования фонда капитального ремонта собственники выбирают специальный счет, они должны определить в соответствии с ч.4 ст.170 ЖК РФ размер взноса, перечень необходимых дому работ, сроки их проведения, владельца специального счета и кредитную организацию.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч.3 и 4 ст.170 данного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.172 ЖК РФ).
Специальный счет в ОАО "Сбербанк" открыт товариществом 03.06.2014.
Однако уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (заявление о включении в реестр специальных счетов) с приложением копии протокола общего собрания от 16.03.2014 товарищество направило в ГЖИ Республики Татарстан только 14.06.2022, то есть спустя 8 лет по истечении срока, установленного ч.1 ст.172 ЖК РФ.
При этом справку ПАО "Сбербанк" об открытии специального счета товарищество в нарушение ч.1 ст.172 ЖК РФ к указанному заявлению не приложило; уведомление об открытии счета, изготовленное и подписанное самим товариществом 14.06.2022, справкой банка об открытии специального счета не является.
Довод ТСЖ "ЖСК Темп-35" о том, что уведомление об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и об открытии специального счета в кредитной организации оно направило в ГЖИ Республики Татарстан 10.06.2014, является бездоказательным.
Представленная в подтверждение этого довода копия описи вложения в ценное письмо (с отметкой отделения почтовой связи, датированной 10.06.2014; л.д.20) не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, поскольку не содержит почтовый идентификатор, позволяющий достоверно установить факт направления в ГЖИ Республики Татарстан такого уведомления. Кроме того, в описи указано на протокол ТСЖ "ЖСК Темп-35" от 18.03.2014, тогда как решение об избрании способа формирования фонда капитального ремонта оформлено протоколом от 16.03.2014 (л.д.52).
ГЖИ Республики Татарстан получение от товарищества почтовой корреспонденции в 2014 году отрицает, в подтверждение чего представила скриншот из журнала документооборота (л.д.49).
Каких-либо иных доказательств своевременного направления в ГЖИ Республики Татарстан уведомления о выбранном собственниками помещений в МКД способе формирования фонда капитального ремонта (с приложением предусмотренных ч.1 ст.172 ЖК РФ документов) ТСЖ "ЖСК Темп-35" по настоящему делу не представило.
Кроме того, следует отметить, что Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 30.04.2014 N 2262 многоквартирный дом N 24 по ул.Волгоградской в г.Казани включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта; в отношении этих домов принято решение формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Таким образом, учитывая, что ТСЖ "ЖСК Темп-35" в рассматриваемом случае допущены существенные нарушения порядка и срока направления в инспекцию уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, установленных ЖК РФ, у ГЖИ Республики Татарстан отсутствовали правовые основания для включения в реестр специальных счетов сведений по многоквартирному дому N 24 по ул.Волгоградской в г.Казани.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции обоснованно отказал ТСЖ "ЖСК Темп-35" в удовлетворении заявленных требований.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ТСЖ "ЖСК "Темп-35".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2022 года по делу N А65-19380/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19380/2022
Истец: ТСЖ "Жилищно-строительный кооператив "Темп-35", ТСЖ "Жилищно-строительный кооператив "Темп-35", г.Казань
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд