г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А56-63296/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
при ведении протокола секретарем с/з Барахтян Д.А.,
при участии:
от истца: Выборнова Е.Д. по доверенности от 29.12.2021,
от ответчика: Михалева Е.В. по доверенности от 17.10.2022,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения в суде первой инстанции, дело N А56-63296/2022, принятое
по иску НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (истец, НО "ФКР МКД СПБ") обратилось с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ответчик, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России) о взыскании 54 719,36 рублей задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 23, корп. 1, лит. А, кв. 36 с 01.11.2014 по 28.02.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 22.08.2022 с ответчика в пользу истца взыскано 34 186,84 рублей задолженности и 1368,00 рублей судебных расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, надлежащим ответчиком по делу Учреждение не является, кроме того, государственный контракт не заключен.
Также ответчик указал на то, что рассмотрение дела в упрощенном производстве неправомерно.
В отзыве истец просил решение оставить без изменения.
По результатам проверки обоснованности апелляционной жалобы ответчика, установив, что суд рассмотрел дело в упрощенном порядке в нарушение части 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение счел подлежащим отмене по безусловным основаниям, назначив дело к судебному разбирательству по общим правилам, установленным для рассмотрения спора в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, представитель Учреждения по доводам истца возражал, просил отказать в иске, полагая, что не является надлежащим ответчиком.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ответчик является правообладателем помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Ломоносов, улица Красного Флота, д. 23 корп. 1 литера А, кв. 36.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД в размере, установленном в соответствии с минимальным размером взноса на капитальный ремонт, который установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге в 2014, в 2015, в 2016, в 2017, в 2018, в 2019, в 2020, в 2021, в 2022 годах установлены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 49, от 22.12.2014 N 1205, от 26.11.2015 N 1081, от 31.10.2016 N 952, от 12.12.2017 N 1007, от 23.10.2018 N 824, от 20.12.2019 N 939, от 22.12.2020 N 1141, от 23.12.2021 N 1055 соответственно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 171 ЖК РФ).
Поскольку ответчик является правообладателем помещения, основания для освобождения ответчика от погашения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт отсутствуют, задолженность за период с 01.11.2014 по 28.02.2022 в размере 54 719,36 рублей, предъявлена в исковом порядке к взысканию с Учреждения.
Ответчик, оспаривая иск, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации; между сторонами не был заключен государственный контракт, в связи с чем обязательств по оплате у ответчика не возникло; также заявил о пропуске срока исковой давности за период с 01.11.2014 по 28.02.2019.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в названном Кодексе; должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; при отсутствии таких условий согласно обычаям или иным обычно предъявляемым требованиям.
По смыслу статей 210 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что спорные помещения закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
Таким образом, государственное учреждение обязано нести бремя содержания переданного ему в оперативное управление имущества с момента такой передачи, в том числе, уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений не позднее восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта. Заключение договора не является обязательным для возникновения данной обязанности и осуществляется Фондом исключительно для удобства расчетов с некоторыми собственниками.
Основания для освобождения от обязанности по уплате взносов исчерпывающим образом перечислены в статье 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации, отсутствие заключенного договора к ним не относится.
Жилищный Кодекс Российской Федерации не содержит особого регулирования правоотношений по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении помещений, находящихся в государственной собственности и в оперативном управлении лиц, чья деятельность финансируется из средств бюджета. Соответственно, к таким правоотношениям должны применяться общие нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации об уплате взносов на капитальный ремонт.
Спорные правоотношения не регулируются Федеральным законом N 44 от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку положения данного закона распространяются на правоотношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Однако истец не является лицом, оказывающим ответчику какие-либо услуги, выполняющим работы либо поставляющим товары.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В части 1 статьи 155 ЖК РФ указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В данном случае срок исковой давности по самому раннему из заявленных исковых требований Фонда периоду образования задолженности - ноябрь 2014 года (срок внесения платежа - до 10.12.2014) начинает течь с 11.01.2015 и истекает 11.01.2018, аналогичный расчет применим ко всему периоду взыскания задолженности (один месяц).
Принимая во внимание, что истец обратился с иском 20.06.2022, срок исковой давности является пропущенным по взносам за период с ноября 2014 года по апрель 2019 года, как заявленный истцом за пределами установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетнего срока исковой давности.
В соответствии со статями 8, 307, 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, а также из иных оснований, указанных в законе. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, в установленные сроки. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично на основании информационного расчета задолженности истца за период с мая 2019 года по февраль 2022 года в размере 34 186,84 рублей; в остальной части суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца взыскивается 1368 рублей судебных расходов по государственной пошлине пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 по делу N А56-63296/2022 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" 34 186,84 рублей задолженности и 1368 рублей судебных расходов по государственной пошлине.
В остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63296/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны