г. Челябинск |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А07-6221/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2022 по делу N А07-6221/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Гафаров Н.И. (доверенность от 02.08.2022, диплом).
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Каменный край" (далее - ответчик, ООО "Каменный край", общество) о взыскании ущерба в размере 425 010 рублей в доход Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии у истца полномочий на обращение в суд с настоящим иском, в письменных пояснениях дал объяснения по расчету размера вреда, причиненного ответчиком недрам.
В представленном отзыве ответчик ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывал на неправильный расчет вреда, произведенный Министерством, в частности, при определении объема полезного ископаемого, его цены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Каменный край" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1170280004531 и являлся недропользователем на основании выданной Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 ТП на геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, участок недр имеет статус геологического отвода, дата окончания лицензии 01.03.2023.
Пунктом 5.1 условий пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, являющимися приложением к лицензии серии УФА N 03299 ТП, предусмотрена обязанность общества осуществлять все работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
21.09.2021 Министерство приказом N 841п в связи с нарушением существенных условий лицензии УФА N 03299 ТП досрочно прекращено право пользования недрами ООО "Каменный край" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан.
15.09.2020 постановлением Министерства N 292 ООО "Каменный край" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Основанием для привлечения к административной ответственности явился установленный факт добычи обществом на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан полезного ископаемого в объеме, превышающем объем, необходимый для осуществления деятельности по лицензии серии УФА N 03299 ТП, что следует из положительного экспертного заключения N 192-02-05/2019 от 30.10.2019. Указанные обстоятельства установлены судами в рамках рассмотрения дела Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-27882/2020.
23.12.2020 постановлением Министерства N 375 ООО "Каменный край" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности явились установленные Министерством факты невыполнения обществом условий лицензии серии УФА N 03299 ТП, а именно: 29.09.2020 в результате осмотра Министерством лицензионного участка недр установлено, что отсутствует опробование разведочных работ на всем лицензионном участке, не создана сеть шурфов, на 5 вскрытых участках превышены размеры допустимых шурфов, зафиксированы три кучи добытого природного камня на общей площади 65 кв.м, общим объемом 38,6 куб.м без учета коэффициента, учитывающего неплотности при складировании каменных плит в штабель (т.1, л.д. 14-20).
ООО "Каменный край" также являлось недропользователем на основании выданной Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан лицензии от 16.07.2021 серии УФА N 03905 ТЭ на разведку и добычу сланцев (строительного камня) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания лицензии 01.08.2031.
Пунктом 5.1 условий пользования недрами на разведку и добычу сланцев (строительного камня) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, являющимися приложением к лицензии серии УФА N 03905 ТЭ, предусмотрена обязанность общества осуществлять все работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
07.11.2022 Министерство приказом N 1213п в связи с нарушением существенных условий лицензии серии УФА N 03905 ТЭ досрочно прекращено право пользования ООО "Каменный край" недрами в целях разведки и добычы сланцев (строительного камня) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан.
05.08.2021 постановлением Министерства N 118 ООО "Каменный край" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности явились факты нарушения обществом условий лицензии серии УФА 03905 ТЭ от 16.07.2021 на разведку и добычу сланцев (строительного камня), не выполнив условия лицензии, а именно: отсутствие закрепления точек горного отвода, отсутствие обеспечения проведения топографо-геодезических работ, отсутствие оформления отвода земельного участка, несогласование с Министерством программы мониторинга месторождения полезных ископаемых, несогласование с Ростехнадзором ПРГР, с 16.07.2021 сразу приступило к добыче и перемещению строительного камня (т.1, л.д. 24-29).
В связи с установленными фактами нарушений обществом условий лицензий от 22.02.2018 серии УФА N 03299 ТП и от 16.07.2021 серии УФА 03905 ТЭ, Министерство пришло к выводу о причинении ООО "Каменный край" вреда окружающей среде, ее компоненту - недра, размер которого определен на основании данных об объемах добытого полезного ископаемого, указанных в постановлениях Министерства от 15.09.2020 N 292, от 23.12.2020 N 375, от 05.08.2021 N 118, и составил 425 010 рублей (т.1, л.д. 11-12, л.д. 21-22, л.д. 30-31).
29.12.2021 Министерством в адрес общества направлены претензии N N 13/20556, 13/20557, 13/20555, оставленные обществом без удовлетворения.
В связи с чем Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства права на подачу настоящего искового заявления.
Заслушав объяснения представителя Министерства, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 утверждено Положение о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостана.
Суд первой инстанции указал, что пункт 4.12 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостана в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.02.2014 N 53 содержал полномочие Министерства на расчет вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, и право на предъявление в установленном законодательством Российской Федерации исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
В свою очередь постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.10.2021 N 574 "О внесении изменений в Положение о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан" пункт 4.12 полностью исключен из Положения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии полномочий у Министерства на обращение в суд с настоящим иском.
Вывод суда первой инстанции сделан при неправильном применении норм материального права.
Согласно распоряжению Гостехнадзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2013 N 507-р/23/522 об утверждении Перечня распространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан строительный камень метаморфической породы относится к общераспространенным полезным ископаемым.
Статьей 11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" определено, что получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется путем обращения к республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования с дальнейшим определением недропользователя при проведении установленных статьей 11.1 Закона процедур.
Согласно пункту 1.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет в пределах своей компетенции управление государственным фондом недр в отношении участков недр местного значения.
В силу пункта 3.20. постановления Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обеспечивает в области лицензирования недр:
а) функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения;
б) предоставление права пользования участками недр местного значения, включая:
принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения;
оформление, регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения;
в) принятие решений, согласованных с территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр, для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
г) внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр местного значения;
д) принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения;
е) подготовку условий пользования участками недр местного значения.
Таким образом, Министерство в пределах своей компетенции на территории Республики Башкортостан осуществляет управление государственным фондом недр в отношении участков недр местного значения и обеспечивает лицензирование недр местного значения, в том числе, определяет условия пользования участками недр местного значения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
В свою очередь компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Статьей 6 Закона N 7-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, обладают полномочием на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3.57 постановления Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 установлено, что Министерство также предъявляет иски о взыскании ущерба (возмещении вреда), причиненного окружающей среде и природным объектам, расположенным на территории Республики Башкортостан, в результате нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Поскольку недра являются частью окружающей среды (ее компонентом), то в случае причинения вреда недрам полномочие, установленное пунктом 3.57 постановления Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200, является основанием для предъявления Министерством иска в суд.
При этом судебная коллегия учитывает, что исходя из гражданско-правовой природы настоящего иска право на подачу искового заявления о возмещении вреда окружающей среде, обуславливает необходимость обоснования размера вреда, в том числе, включающего его расчет, в связи с чем иск подан Министерством, как уполномоченным лицом.
Из преамбулы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу абзаца четвертого статьи 1 Закона N 7-ФЗ недра, поверхностные и подземные воды относятся к компонентам природной среды.
Геологическое изучение, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также разведка и добыча полезных ископаемых являются видами пользования недрами (пункты 2, 3 части статьи 6 Закона о недрах).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пунктам 1, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах обязанностями пользователя недр являются, в том числе, соблюдение законодательства в области использования и охраны недр, выполнение условий, установленных лицензией.
Как следует из материалов дела, общество являлось недропользователем на основании выданной Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 ТП на геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан.
21.09.2021 Министерство приказом N 841п в связи с нарушением существенных условий лицензии УФА N 03299 ТП досрочно прекращено право пользования недрами ООО "Каменный край" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан.
ООО "Каменный край" также являлось недропользователем на основании выданной Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан лицензии от 16.07.2021 серии УФА N 03905 ТЭ на разведку и добычу сланцев (строительного камня) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан.
Таким образом, в период с 22.02.2018 до 16.07.2021 общество согласно условиям лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 имело право только на геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень), результатом которого являлось не позднее 53 месяцев со дня государственной регистрации лицензии завершение оценочных работ на лицензионном участке с подсчетом запасов сланцев по результатам геологического изучения и подготовка геологического отчета с подсчетом запасов сланцев (строительный плитчатый камень) на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых (абзац 9 пункта 5.2 условий пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, являющимися приложением к лицензии серии УФА N 03299 ТП).
Следовательно, в течение указанного периода времени на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан общество имело право проводить только оценочные работы в рамках геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений сланцев согласно условиям лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 и не вправе было вести добычу полезного ископаемого.
В соответствии со статьей 75 Закона N 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Статьей 51 Закона о недрах также установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда.
Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 N 2795-О).
Судами в рамках дела Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-27882/2020, где обществом обжаловалось постановление Министерства от 15.09.2020 N 292 о привлечении ООО "Каменный край" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, установлено, что 24.06.2020 обществом под видом проведения испытаний и экспертизы на лицензионном участке недр площадью 87,78 кв.км на Янташевской площади в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, в нарушение условий лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 осуществляло добычу и реализацию строительного камня в объеме 19,74 куб.м, из которого 80% составляет строительный плитчатый камень и 20% вскрышные породы (дресва).
Так, 24.06.2020 инспекторами ДПС ОГИБДД ОМВД по России по Хайбуллинскому району на 4 км автомобильной дороги Садовый-Ивановка остановлена грузовая автомашина общества марки "Шакман" SX 3255DR384 с государственным регистрационным знаком 0934НВ102, на которой перевозили камень плитняк с вскрышными породами. 25.06.2020 специалисты Министерства прибыли в ОМВД по России по Хайбуллинскому району и установили, что рядом со зданием ОМВД находится задержанная автомашина "Шакман" SX 3255DR384 с государственным регистрационным знаком 0934НВ102, груженая плитняком, вскрышными породами, согласно проведенным замерам с использованием рулетки 5 м, объем перевозимого груза на кузове автомашины составил 19,74 куб.м, из которых 80% составляет строительный плитчатый камень и 20% - вскрышные породы (дресва).
Также судами в рамках дела N А07-27882/2020 установлено, что положительным экспертным заключением от 30.10.2019 N 192-02-05/2019 на проектную документацию в целях поиска и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площадке в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, выданным Федеральным агентством по недропользованию, предусмотрено, что ООО "Каменный край" в процессе проведения геологоразведочных работ имеет право с каждого участка отобрать штуфы (монолиты) размером 20x20x5 см для испытаний по полной программе и 5x5x5 см по сокращенной программе, по три из каждого шурфа, полностью вскрывшего полезную толщу (40 шурфов, 120 монолитов, в том числе 40 штуфов на полную программу). Минимальный размер штуфов определяется максимально допустимой толщиной кондиционных плит (5 см). Со всей Янташевской площади лицензионного участка недр площадью 87,78 кв.м для проведения испытаний и экспертизы строительного камня общество вправе отобрать 80 монолитов природного камня размером 5x5x5 см и 40 монолитов размером 20x20x5 см, кроме того, могут быть отобраны: на химический (силикатный) анализ - 7х0,5 кг = 3,5 кг; на радиационно-гигиеническую безопасность - 4 кг; валовый технологический анализ - 7 куб.м; уточнение минерального состава - 14 сколков; на агрохимические исследования - 7 проб.
В рамках дела N А07-27882/2020 судами установлено, что 29.07.2020 специалистами Министерства совместно с сотрудниками ОМВД России по Хайбуллинскому району произведены измерения размеров и количества изъятого у ООО "Каменный край" и выгруженного на территории ОМВД России по Хайбуллинскому району материала: отобраны 49 монолитов размером более 20x20x5 см; отобраны 101 монолитов, превышающих размеры 5x5x5 см; измерена куча строительного плитчатого камня длиной 7,2 м шириной 3,6 м при высоте 0,74 м (объем составил 19,18 куб.м), в итоге установлено, что добытый обществом для исследования камень (монолиты) превышает размер установленных норм для проведения испытаний и экспертизы строительного камня согласно положительному экспертного заключения от 30.10.2019 N 192-02-05/2019.
Таким образом, судами в рамках дела N А07-27882/2020 установлено, что на 24.06.2020 общество осуществляло добычу полезного ископаемого (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, поскольку его объем превышал установленные нормы для проведения испытаний и экспертизы строительного камня согласно положительному экспертному заключению от 30.10.2019 N 192-02-05/2019 на проектную документацию в целях поиска и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площадки в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан", выданному Федеральным агентством по недропользованию.
Также 23.12.2020 постановлением Министерства N 375 ООО "Каменный край" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности явились установленные Министерством факты невыполнения обществом условий лицензии серии УФА N 03299 ТП, а именно: 29.09.2020 в результате осмотра Министерством лицензионного участка недр установлено, что отсутствует опробование разведочных работ на всем лицензионном участке, не создана сеть шурфов, на 5 вскрытых участках превышены размеры допустимых шурфов, зафиксированы три кучи добытого природного камня на общей площади 65 кв.м, общим объемом 38,6 куб.м без учета коэффициента, учитывающего неплотности при складировании каменных плит в штабель.
Таким образом, 24.06.2020 и 29.09.2020 общество осуществляло добычу полезного ископаемого (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, поскольку его объем превышал установленные нормы для проведения испытаний и экспертизы строительного камня для проведения геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плиточный камень), что не соответствует условиям лицензии серии УФА N 03299 ТП и повлекло за собой факт изъятия и утраты запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью Республики Башкортостан, в результате которого причинен вред недрам.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что Министерством не доказан объем причинения вреда недрам на основании постановления Министерства от 05.08.2021 N 118 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Каменный край" также являлось недропользователем на основании выданной Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан лицензии от 16.07.2021 серии УФА N 03905 ТЭ на разведку и добычу сланцев (строительного камня) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, участок недр имеет статус горного отвода, дата окончания лицензии 01.08.2031.
Пунктом 5.2 условий пользования недрами на разведку и добычу сланцев (строительного камня) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, являющимися приложением к лицензии серии УФА N 03905 ТЭ, предусмотрена последовательности видов работ и сроки их проведения.
Так, добыча сланцев (строительного камня) разрешена только на основании согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения на лицензионном участке и ежегодными планами развития горных работ.
05.08.2021 постановлением Министерства N 118 ООО "Каменный край" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, основанием для привлечения к административной ответственности явились факты нарушения обществом условий лицензии серии УФА 03905 ТЭ от 16.07.2021 на разведку и добычу сланцев (строительного камня), а именно: отсутствие закрепления точек горного отвода, отсутствие обеспечения проведения топографо-геодезических работ, отсутствие оформления отвода земельного участка, несогласование с Министерством программы мониторинга месторождения полезных ископаемых, несогласование с Ростехнадзором плана развития горных работ, тем не менее с 16.07.2021 общество приступило к добыче и перемещению строительного камня (т.1, л.д. 24-29).
Из постановления следует, что 16.07.2021 сотрудниками ГИБДД остановлены автомашины марки Шакман, государственный номе О934НВ102, под управлением Новикова А.В., марки ДАФ, государственный номер А056РЕ702, под управлением Сулейманова Т.Н., на которых перевозили камень с лицензионного участка, где ведет деятельность ООО "Каменный Край" согласно лицензии от 16.07.2021 серии УФА N 03905 ТЭ, из объяснений указанных водителей следует, что общий объем камня составляет 33 куб.м, вместе с тем, иных доказательств, подтверждающих объем добытого полезного ископаемого, истцом не представлено, в связи с чем не представляется возможным достоверно и объективно определить его объем.
Таким образом, Министерством доказано, что 24.06.2020 и 29.09.2020 общество с несоблюдением условий лицензии серии УФА N 03299 ТП в нарушение пунктов 1, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах осуществляло незаконную добычу полезного ископаемого (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, что повлекло за собой факты изъятия и утраты запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью Республики Башкортостан, в результате которого причинен вред недрам.
В силу пункта 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В статье 51 Закона о недрах также установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее - Правила N 564).
Из пункта 2 Правил N 564 вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный, в том числе самовольным пользованием недрами (данный правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694).
В силу пункта 4 Правил N 564 размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, учтенных государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых (далее - учтенные запасы), а также утрату полезных ископаемых, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых (далее - неучтенные полезные ископаемые), определяется по формуле:
D = Lз + Cл + Cо.
где:
D - размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);
Lз - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);
Cл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей);
Cо - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 564 стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, определяется по формуле:
Lз = Nбз x Р,
где:
Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;
Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).
Судебная коллегия, определяя объем полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, исходит из следующих обстоятельств.
Судами в рамках дела Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-27882/2020 установлено, что 24.06.2020 обществом под видом проведения испытаний и экспертизы на лицензионном участке недр площадью 87,78 кв.км на Янташевской площади в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, в нарушение условий лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 осуществляло добычу строительного камня в объеме 19,74 куб.м, из которого 80% составляет строительный плитчатый камень и 20% вскрышные породы (дресва).
Министерством в иске по указанному факту расчет вреда произведен из объема полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, равного 19,18 куб.м, вместо 19,74 куб.м (т.1, л.д.30), поэтому суд не может выйти за пределы требования истца и принимает для расчета объем утраченного полезного ископаемого 19,18 куб.м.
Судебная коллегия принимает для расчета объема утраченного полезного ископаемого 80% от объема 19,18 куб.м, что составляет 15,34 куб.м, ввиду установления судами в рамках дела N А07-27882/2020, что 20% составляет вскрышная порода (дресва), или 3,84 куб.м.
Вскрышная порода является пустой породой, горной породой, покрывающей и вмещающей полезные ископаемые, которая не содержит полезные ископаемые.
В постановлении от 23.12.2020 N 375 установлено, что 29.09.2020 в результате осмотра Министерством лицензионного участка недр установлен добытый природный камень объемом 38,6 куб.м без учета коэффициента, учитывающего неплотности при складировании каменных плит в штабель.
Судебная коллегия учитывает, что технология добычи полезного ископаемого в любом случае сопровождается поднятием на поверхность вскрышной породы (покрывает полезное ископаемое), для исключения излишнего определения размера вреда следует определить объем вскрышной породы 20%, или 7,72 куб.м, объем утраченного полезного ископаемого по этому факту 30,88 куб.м (или 80%).
Из расчета истца следует, что для определения показателя "Р" им приняты данные о цене 1 куб.м строительного плитчатого камня в сентябре и декабре 2020 года, равной 4 500 рублей, согласно письму индивидуального предпринимателя ИП Гибадатова И.М. от 11.01.2021 N 04/01 (т.1, л.д.13, 31).
На вопрос суда апелляционной инстанции о причинах принятия данного показателя "Р" в указанном значении, истцом даны пояснения, что на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики отсутствуют данные о средней стоимости строительного плитчатого камня.
Между тем, в пункте 7 Правил N 564 установлено, что сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указанное, исключает применение в формуле расчета вреда цены добытого полезного ископаемого, представленного субъектом предпринимательской деятельности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 7 Правил N 564 установлено, что вид добытого полезного ископаемого определяется в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации.
В Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.04.2019 N АКПИ19-82 отражена правовая позиция, согласно которой в подпункте 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ содержится перечень полезных ископаемых, который включает такой вид добытых полезных ископаемых, как неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии). Перечень полезных ископаемых, отнесенных к неметаллическому сырью, используемому в основном в строительной индустрии, является открытым.
Камень для строительства включен в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, утвержденный постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. N 503-ст.
Суд учитывает, что данные Федеральной службы государственной статистики формируются на основании группировки полезных ископаемых.
Из исследованных судом апелляционной инстанции данных, представленных на сайте https://www.fedstat.ru/indicator/57606, установлено наличие сведений по группировке "Гранит, песчаник и прочий камень для памятников или строительства" (Приволжский федеральный округ).
Поскольку ответчиком допущены нарушения условий лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 ТП на геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, то применительно к утраченному полезному ископаемому (строительный плиточный камень) в результате незаконных действий ответчика судебная коллегия считает возможным принять данную группировку полезных ископаемых.
Таким образом, стоимость единицы полезного ископаемого (строительный плиточный камень) за тонну метрическую, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенное правонарушение (24.06.2020), составит 4 633,95 рублей.
Так, средняя цена за 6 месяцев, предшествующих месяцу нарушения (24.06.2020):
05.2020 - 4 759,19 руб.;
04.2020 - 4 933,44 руб.;
03.2020 - 4 934 руб.;
02.2020 - 4 792,23 руб.;
01.2020 - 4 478 руб.;
12.2019 - 3 906,85 руб.
Средняя рыночная цена реализации: 4 633,95 рублей.
Стоимость единицы полезного ископаемого (строительный плиточный камень) за тонну метрическую, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенное правонарушение (29.09.2020), составит 4 125,17 рублей.
Так, средняя цена за 6 месяцев, предшествующих месяцу нарушения (29.09.2020):
08.2020 - 4 993,98 руб.;
07.2020 - 4 885,93 руб.;
06.2020 - 5 238,50 руб.;
05.2020 - 4 759,19 руб.;
04.2020 - 4 933,44 руб.
Средняя рыночная цена реализации: 4 125,17 рублей.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики средняя рыночная цена реализации единицы полезного ископаемого определены за тонну метрическую (1 000 кг), в то время как Министерством определен объем незаконного добытого полезного ископаемого в кубических метрах, в связи с чем необходимо объем незаконного добытого полезного ископаемого перевести в его массу.
Как следует из материалов дела, незаконное добытое полезное ископаемое обнаружено истцом 24.06.2020 погруженным в кузов автомобилей, либо 29.09.2020 навалом в кучах на спорном лицензионном участке.
Судом установлено, что в открытом доступе имеются справочные таблицы весов строительных материалов (Е.В. Макаров, Н.Д. Светлаков, 1971 год издания, http://www.utsks.com/images/My_pdf/tablici_vesow.pdf), содержащие в себе данные о насыпном, объемном и удельном весе материалов при измерении их в кубических метрах.
Так, вес сланца кровельного к 1 кубическому метру составляет 1 500 кг, соответственно, 24.06.2020 незаконно добытое полезное ископаемое в объеме 15,34 куб.м составит 23,01 тн (15,34 куб.м х 1500 кг/1000 кг); 29.09.2020 незаконно добытое полезное ископаемое в объеме 30,88 куб.м составит 46,32 тн (30,88 куб.м х 1500 кг/1000 кг).
Министерством установлено отсутствие расходов на ликвидацию последствий вреда (показатель Сл) и расходов на оценку размера вреда (показатель Со), значение которых принято за 0 рублей.
Таким образом, расчет вреда, причиненного обществом недрам, в результате противоправной добычи полезного ископаемого (строительный плиточный камень) 24.06.2020 и 29.09.2020 на участке недр, предоставленному обществу по лицензии от 22.02.2018 серии УФА N 03299 ТП на геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений сланцев (строительный плитчатый камень) на Янташевской площади участка недр, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостана, выглядит следующим образом:
(23,01 тн х 4 633,95 руб.) + (46,32 тн х 4 125,17 руб.) = 106 627, 19 руб. + 191 077,87 руб. = 297 705,06 рублей.
Таким образом, вред, причиненный недрам, в результате незаконной добычи ООО "Каменный край" полезного ископаемого (строительный плитчатый камень) в размере 297 705,06 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Статьей 5 Закона об охране окружающей среды органам государственной власти Российской Федерации предоставлено право на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае Министерство выступает не от своего имени, а как орган государственной власти от имени субъекта Российской Федерации в защиту его прав и законных интересов; при взыскании денежных средств за вред, причиненный полезным ископаемым местного значения, взысканная сумма подлежит зачислению в доход Республики Башкортостан.
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в связи с чем с общества подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 8 055 рублей (70%).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2022 по делу N А07-6221/2022 отменить.
Исковые требования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каменный край" (ИНН 0267021604, ОГРН 1170280004531) в доход Республики Башкортостан 297 705,06 рублей в возмещение вреда, причинённого недрам.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каменный край" (ИНН 0267021604, ОГРН 1170280004531) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 055 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6221/2022
Истец: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министретство прородопользования и экологии РБ
Ответчик: ООО "Каменный край"