город Москва |
|
26 декабря 2022 г. |
дело N А40-141316/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2022 по делу N А40-141316/22,
по заявлению ООО "Управляющая компания 24/7"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
третьи лица - 1. ООО "Управляющая компания "Надежда", 2. НАО "Жилищник Новомосковский"
о признании незаконным распоряжения;
при участии:
от заявителя - Сагенбаев И.А. по доверенности от 01.11.2022;
от заинтересованного лица - Рыжикова Т.А. по доверенности от 27.12.2021, Устинов С.Л. по доверенности от 27.12.2021;
от третьего лица - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2022 признано незаконным распоряжение Государственной жилищной инспекции г. Москвы N 12160-РЛ от 01.07.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "Управляющая компания "Надежда" и НАО "Жилищник Новомосковский", представители в судебное заседание не явились, информация о рассмотрении апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители инспекции и заявителя в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции заявителем указано на то, что собственниками многоквартирного дома принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания 24/7" для управления многоквартирным домом и реализовали принятое решение путем заключения с вновь выбранной организацией договора управления N 02-1703-ДУ от 12.06.2022 с началом действия договора с 01.07.2022. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы в связи с заключением договора управления N 02-1703-ДУ от 12.06.2022 многоквартирным домом направлено в государственную жилищную инспекцию г. Москвы 20.06.2022 с приложением документов согласно описи.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции г. Москвы N 12160-РЛ от 01.07.2022 заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта, по мотиву отсутствия размещения в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) сведений о заключении договора управления.
По мнению заявителя, выводы инспекции не соответствуют действительности в связи с тем, что сведения о заключении договора управления и скан-образ договора управления размещены в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) 19.06.2022 и системой ему присвоен идентификационный номер 1a77d5c3-7128-4a1b-aa4b-fb13bbcc51e4.
Сведения о размещении электронного образа договора управления N 02-1703-ДУ от 12.06.2022 (дата размещения, идентификационный номер, присвоенный системой) указаны в заявлении о внесении в реестр лицензий.
Заявитель, не согласившись с распоряжением N 12160-РЛ от 01.07.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы и возврате заявления, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя осуществляющего лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 названного Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с ч. ч. 3, 3.1,5 - 5.4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 названного Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр. В числе таких документов копия протокола и решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания.
В соответствии с п. 5 Порядка N 938 в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям п. п. 2 и 3 данного порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 данного порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 названного Кодекса.
В силу п. 7 Порядка N 938 по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в п. 5 данного порядка (п. 8 Порядка N 938).
Согласно п. 10 Порядка N 938 основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: несоответствие заявления и документов условиям, установленным подп. "б", "в" п. 5 данного порядка; поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в п. 4 данного Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом (п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 44.1 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством, в том числе очно-заочного голосования.
Согласно ч. 3 ст. 45 названного Кодекса, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов.
На основании ч. 1 ст. 46 Кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Исключения составляют решения, которые принимаются более чем 50 % голосов или не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 48 названного Кодекса, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собственников помещений многоквартирного дома является ничтожным в случае, если оно принято в отсутствие необходимого кворума.
Из материалов дела следует, что к заявлению от 20.06.2022 о внесении изменений в реестр обществом приложены копия протокола общего собрания собственников помещений от 12.06.2022 N 1; копия договора управления, условия которого утверждены общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме от 12.06.2022 N 02-1703-ДУ; копия документа, подтверждающего направление оригинала протокола и бюллетеней для голосования на хранение в Государственную жилищную комиссию г. Москвы; скрин-шоты страниц, подтверждающих размещение электронных образцов договора управления и протокола в ГИС ЖКХ; копии уведомлений НАО "Жилищник Новомосковский" о расторжении договора управления, копии почтовых описей о направлении Почтой России; доверенность на представителя.
23.06.2022 инспекцией проведена проверка представленных документов и установлено, что представленные документы не соответствуют требованиям п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, а именно: достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 Порядка не подтверждена в части соблюдения требований законодательства при принятии решений общим собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Москва, Московский, 3-й микрорайон, дом 17, результаты которого оформлены протоколом от 12.06.2022 N 1; по представленным документам не подтверждается заключение договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений, обладающими более 50 % голосов от общего количества голосов собственников помещений, а именно: представленный договор от 12.06.2022 N 02-1703 ДУ, подписан председателем совета многоквартирного дома от имени всех собственников.
02.06.2022 в инспекцию поступило заявление ООО "Управляющая компания "Надежда" N МЖИ-05-20739/22 о внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 28.06.2022 N 17-110 на основании решения собственников помещений данного дома, оформленного протоколом от 28.05.2022.
По существу вопрос сводится к тому, что заявление подано 20.06.2022, а требования о размещении сведений о заключении договора управления в ГИС ЖКХ исполнено только 09.07.2022 (13:16), то есть после принятия решения об отказе. Кроме того, из представленных скрин-шотов следует, что размещенные документы имеют статус "проект".
Данное обстоятельство подтверждается распечаткой ГИС ЖКХ, согласно которой размещение информации имеются у ООО "Управляющая компания "Надежда" - 14.06.2022 и в настоящий момент ООО "Управляющая компания 24/7" - 09.07.2022.
Заявка на включение в реестр лицензий г. Москвы от июня 2022 на сайте ГИС ЖКХ отсутствует.
Заявка 177095057 создана 09.07.2022.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии законных оснований для внесения изменений в реестр лицензий г. Москвы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Государственной жилищной инспекции г. Москвы является правомерным, вынесенным уполномоченным на то органом, поскольку при осуществлении деятельности ООО "Управляющая компания 24/7" допущены нарушения положений жилищного законодательства Российской Федерации.
Следует отметить, что при несоблюдении управляющей организацией срока размещения в ГИС ЖКХ соответствующих сведений о заключении договора управления многоквартирным домом, предусмотренного ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовым последствием для таких лиц является более поздняя дата начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом той управляющей организацией, которая выбрана общим собранием собственников помещений (с учетом положений ч. 7 ст. 162, ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оспариваемое распоряжение инспекции соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку общество не лишено возможности повторно обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, то есть соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе, что, и сделано заявителем.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2022 по делу N А40-141316/22 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Управляющая компания 24/7" требований о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции г. Москвы N 12160-РЛ от 01.07.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы и возврате заявления, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141316/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ 24/7"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: НАО "ЖИЛИЩНИК НОВОМОСКОВСКИЙ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАДЕЖДА"