город Москва |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А40-145212/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022
по делу N А40-145212/22,
по заявлению ОАО "РЖД"
к Центральному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020 в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 322323900245 о назначении административного наказания от 29.06.2022 по делу о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что должностным лицом центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесено постановление N 322323900245 о назначении административного наказания от 29.06.2022 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Восточной транспортной прокуратурой 31.05.2022 на платформах железнодорожной станции Купавна, расположенной по адресу: Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Купавна, вблизи дома 6/2 по улице Крылова в границах полосы отвода железной дороги станции Купавна Горьковского направления Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" проведена проверка.
По результатам проверки выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
В соответствии с требованиями ст. 3 Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, в том числе станции и остановки пригородного пассажирского транспорта входят в перечень объектов, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных граждан.
Указанные требования реализуются в Своде правил СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В ходе проверки выявлены нарушения: на платформе отсутствуют пандусы с поручнями и подъемные устройства (п. 4.1.14 СП 59.13330.2020); на платформе отсутствуют знаки доступности объекта транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе обозначение путей движения и зон посадки (п.4.1.1, 4.1.3. 5.5.1. СП 59.13330.2020); отсутствуют тактильные указатели краев платформы (п. 7.4.15 СП 59.13330.2020); отсутствует дублирование визуальной информации речевой, а также звуковой (речевой) информации текстовой информацией (п. 7.4.15 СП 59.13330.2020); краевые ступени лестничных маршей платформы не выделены цветом или фактурой (п. 4.1.12 СП 59.13330.2020).
Доступность маломобильных групп населения и инвалидов к инфраструктуре железнодорожного транспорта не обеспечена.
Таким образом, ОАО "РЖД" по состоянию на 31.05.2022 на платформах железнодорожной станции платформах железнодорожной станции Купавна, расположенной по адресу: Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Купавна, вблизи дома 6/2 по улице Крылова в границах полосы отвода железной дороги станции Купавна Горьковского направления Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", допущено уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, за что в соответствии с требованиями ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
29.06.2022 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 322323900245 о назначении административного наказания, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены.
Объектом данного правонарушения, выступают общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Объективная сторона правонарушения заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов.
Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 3 Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, станции и остановки всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области
В соответствии ст. 4 Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-03 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: средствами визуальной и звуковой информации; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонамиавтоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарногигиеническими помещениями; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей, остановок городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в подземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "РЖД" допущено уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры.
Факт принадлежности инфраструктуры ОАО "РЖД" подтвержден материалами дела и не оспаривается.
Доказательств того, что у ОАО "РЖД" не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в ходе проведения проверки представлено не было.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана.
Доводы заявителя о применении положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам, подлежат отклонению в силу следующего. Исходя из требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, указание на применение положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Неисполнение ОАО "РЖД" требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами.
Довод заявителя о том, что в настоящем случае обязанность по соблюдению требований законодательства возложена на АО "Центральная ППК", как на арендатора объекта, отклоняется судом, поскольку не свидетельствует о принятие заявителем мер, направленных на выполнение возложенных на него, как собственника объекта транспортной инфраструктуры, обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-145212/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145212/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Третье лицо: ЦУГ ж.д. надзора ФС