г. Владивосток |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А51-21688/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5029/2022
на решение от 21.06.2022
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-21688/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форест-Стар" (ИНН 2537043066, ОГРН 1032501797844)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339)
о признании незаконным решения,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: представитель Моисеенко О.Г. по доверенности от 30.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 25663), копия свидетельства о заключении брака, служебное удостоверение;
от ООО "Форест-Стар": Медведева Е.В. по доверенности от 15.04.2021, сроком действия 3 года, удостоверение адвоката.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Форест-Стар" (далее - заявитель, общество, ООО "Форест-Стар") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - Министерство) об отказе в принятии лесной декларации от 01.11.2021 N 6-2021, выраженное в письме от 11.11.2021; об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края рассмотреть вопрос о принятии лесной декларации ООО "Форест-Стар" от 01.11.2021 N 6-2021 в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации.
Решением суда от 21.06.2022 заявленные требования удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенных прав суд обязал Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края рассмотреть вопрос о принятии лесной декларации ООО "Форест-Стар" от 01.11.2021 N 6-2021 в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации. Также с Министерства в пользу общества взыскано 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.06.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и правомерности принятого решения об отказе в принятии лесной декларации от 01.11.2021 N 6-2021, выраженное в письме от 11.11.2021, Министерство указывает, что в спорной лесной декларации обществом был заявлен к вырубке недоиспользованный в 2020 году объем древесины, равный 5.275 м3, на лесосеках общей площадью 192 га. Вместе с тем, судом при вынесении решения не было учтено, что ООО "Форест-Стар" были проведены работы по таксации, в результате чего изменились количественные и качественные характеристики участка. Апеллянт ссылается на то, что согласно отчету об использовании лесов за 2020 год по Договору в эксплуатационных лесах при выборочных рубках, при рубке спелых и перестойных насаждений в хвойном хозяйстве использовано 3 829 м3 на площади 99,1 га. Остаток по лимиту за 2020 год в эксплуатационных лесах при выборочных рубках, при рубке спелых и перестойных насаждений в хвойном хозяйстве - 6171 м3 на площади 82,9 га. Таким образом, площадь, задекларированная в представленной лесной декларации, превышает допустимую на 109,1 га.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.08.2022 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
К судебному заседанию через канцелярию суда от ООО "Форест-Стар" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи О.Ю. Еремеевой в отпуске на основании определения суда от 03.10.2022 произведена её замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начинается сначала.
К судебному заседанию через канцелярию суда от ООО "Форест-Стар" поступил дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 31.10.2022 произведена её замена на судью Т.А. Солохину, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начинается сначала.
29.11.2022 в канцелярию суда от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира ПК поступили дополнительные пояснения, которые приобщаются к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
19.12.2022 от ООО "Форест-Стар" поступили возражения на дополнительные пояснения, которые приобщаются к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. К тексту пояснения приложена сравнительная таблица.
На основании определений суда от 05.09.2022, 15.09.2022, 03.10.2022, 01.11.2022, 29.11.2022, в соответствии с положениями части 5 статьи 158, статей 184, 185, 266 АПК РФ, арбитражным судом откладывались судебные разбирательства, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации на официальном сайте Пятого арбитражного апелляционного суда по адресу: http://5aas.arbitr.ru, информационном стенде в помещении суда.
В судебных заседаниях представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края поддержала доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просила отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Форест-Стар" на доводы апелляционной жалобы возражала по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
11.09.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО "Форест-Стар" заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 75/29, предметом которого является лесной участок площадью 49304 га; местоположение: Приморский край, Чугуевский район, Чугуевское лесничество, Берёзовское участковое лесничество, кварталы NN 2 - 15, 17-18,21-27,29-38,40-43,47-50, 57-63, 80-84,100-102, 104-106, 111-115,127,132-134,139, 150, 167, 170, 171, 186, 187, 194-197, 204, 214, 215, 217-221, 228-230; кадастровый номер 25:00:000000:964; номер учетной записи в государственном лесном реестре 11/1105030-2008-05.
26.03.2010 во исполнение предписания Приморского УФАС России от 09.03.2010 по делу N 03/08-2010 дополнительным соглашением в Договор внесены изменения, касающиеся размера арендной платы.
08.12.2014 Департаментом лесного хозяйства Приморского края с ООО "Форест-Стар" заключено дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений к договору аренды лесного участка от 11.09.2008 N 75/29, которым изменен размер арендной платы и приложения к Договору, в том числе ежегодно допустимый к изъятию объем древесины.
30.12.2020 на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2020 по делу N А51-9745/2020 между Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и ООО "Форест-Стар" заключено дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений к Договору.
25.01.2021 дополнительное соглашение к Договору от 30.12.2020 зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, о чем сделана соответствующая запись о государственной регистрации N 25:00:000000:9-25/058/2021-10.
С учетом новых характеристик лесного участка и на основании дополнительного соглашения арендатором разработан новый проект освоения лесов, утвержденным приказом Министерства от 24.02.2021 N 229.
01.11.2021 ООО "Форест-Стар" подало в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края для рассмотрения и принятия лесную декларацию N 6-2021, на основании которой заявлен к рубке недоиспользованный в 2020 г. объем древесины, равный 5275 м3, на лесосеках общей площадью 192 га.
Решением, изложенным в письме от 11.11.2021, Министерство отказало ООО "Форест-Стар" в принятии лесной декларации от 01.11.2021 N 6-2021, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене на основании следующего:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Частью 2 данной статьи установлено, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 29 ЛК РФ).
Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539 (далее - Порядок N 539).
В силу пункта 2 Порядка N 539, лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 ЛК РФ.
Согласно пункту 3 Порядка N 539, в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Пунктом 6 Порядка N 539 предусмотрено, что лесная декларация и приложения к ней подлежат регистрации в день поступления в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа (пункт 6.1 Порядка N 539).
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Привала N 993).
В пункте 4 Правил N 993 указано, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.11.2021 ООО "Форест-Стар" подана в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края для рассмотрения и принятия лесная декларация N 6-2021, на основании которой заявлен к рубке недоиспользованный в 2020 г. объем древесины, равный 5275 м3, на лесосеках общей площадью 192 га.
Вместе с тем, как верно отмечено Министерством, на дату подачи спорной декларации действовал новый Проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу и утвержденный приказом министерства от 24.02.2021 N 229, в связи с введением в действие материалов лесоустройства лесного участка и заключением дополнительного соглашения к договору от 30.12.2020.
Действительно, в соответствии с пунктом 9 Правил N 993 лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года.
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству.
При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.
В соответствии с представленной лесной декларацией заявителем на период использование лесов с 11.11.2021 по 10.11.2022 заявлен к рубке недоиспользованный в 2020 году объем древесины, равный 5275 м3, на лесосеках общей площадью 192 га.
Вместе с тем, согласно буквальному смыслу части 1 статьи 26 ЛК РФ и пункту 3 Порядка N 539 лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с действующим проектом освоения лесов на декларируемый период, о чем было указано министерством в оспариваемом письме.
Доказательства того, что спорная лесная декларация соответствует действующему проекту освоения лесов на декларируемый период, материалы дела не содержат.
Так, заявителем при подаче лесной декларации не учтены изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, отраженных в материалах лесоустройства по лесному участку, предоставленному в аренду ООО "Форест - Стар" по договору аренды от 11.09.2008 N 75/29.
Судом установлено, что согласно отчету об использовании лесов за 2020 год по договору аренды лесного участка от 11.09.2008 N 75/29, в эксплуатационных лесах при выборочных рубках, при рубке спелых и перестойных насаждений в хвойном хозяйстве использовано 3.829 м3 на площади 99,1 га, то есть остаток по лимиту за 2020 год в эксплуатационных лесах при выборочных рубках, при рубке спелых и перестойных насаждений в хвойном хозяйстве - 6.171 м3 на площади 82,9 га.
Однако, согласно спорной лесной декларации от 01.11.2021 N 6-2021, выборочные рубки, при рубке спелых и перестойных насаждений в хвойном хозяйстве, задекларированы на площади 192 га.
Таким образом, при установленной площади при выборочных рубках, при рубке спелых и перестойных насаждений в хвойном хозяйстве в эксплуатационных лесах 42 га. Арендатором в 2021 задекларированы выборочные рубки спелых и перестойных насаждений в хвойном хозяйстве на площади 224,6 га.
Следовательно, как верно отмечено Министерством, площадь, задекларированная в спорной лесной декларации, превышает допустимую на 109,1 га, то есть не соответствует действующему проекту освоения лесов.
Приказом министерства от 24.02.2021 N 229 утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов.
Соответственно, после введения в действие материалов лесоустройства, то есть с 05.06.2020 лесной участок, предоставленный в аренду, имеет иные количественные и качественные характеристики, изменен объем использования лесов, виды рубок.
Учитывая выше установленные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что ООО "Форест - Стар" не доказало право на заготовку недоиспользованного объема древесины, поскольку доказало соответствие спорной декларации условиям дополнительного соглашения от 30.12.2020 к договору аренды лесного участка от 11.09.2008 N 75/29 и изменениям к проекту освоения лесов.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия руководствуется тем, что на момент подачи спорной лесной декларации качественные и количественные характеристики лесного участка, в том числе проектируемые объемы использования лесов, существенно изменены, что следует из решения Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2020 по делу N А51-9745/2020.
Суд апелляционной инстанции также находит обоснованной ссылку Министерства на то, что в случае, если общество осуществит заготовку недоиспользованного объема в соответствии со спорной декларацией, будет нарушен один из ключевых принципов лесного законодательства о неистощительном использовании лесов (пункт 4 статьи 1 ЛК РФ).
При таких обстоятельствах решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об отказе в принятии лесной декларации от 01.11.2021 N 6-2021, выраженное в письме от 11.11.2021, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, апелляционная жалоба Министерства подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 21.06.2022 подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся судом апелляционной инстанции на ООО "Форест - Стар".
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не относит на Министерство судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.06.2022 по делу N А51-21688/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21688/2021
Истец: ООО "ФОРЕСТ-СТАР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ