г. Москва |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А40-117101/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей Е.А. Птанской, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Газпромнефть-Логистика" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 октября 2022 года по делу N А40-117101/22, принятое по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" к ООО "Газпромнефть-Логистика" о взыскании 951 183 руб. 12 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Колыбалов С.В. по доверенности от 23.11.2020
от ответчика: Шавкуненко В.А. по доверенности от 24.12.2021, Чулыгина С.А. по доверенности от 30.06.2022
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Логистика" о взыскании 951 183 руб. 12 коп. денежных средств, из них 862 670 руб. неустойка, 88 513 руб. 12 коп. убытки.
Решением от 12 октября 2022 года по делу N А40-117010/22 Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, представитель ответчика обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, решение суда считает законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит изменению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках настоящего спора истец отыскивает штраф в общем размере 862 670 руб., начисленный на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в связи с искажением в транспортной железнодорожной накладной N ЭО187948 сведений об исправности вагона (котла), возникла аварийная ситуация, а также убытки в результате устранения аварийной ситуации, возникшей с вагоном N 50250943 в размере 88 513 руб. 12 коп., в том числе: затраты АО "ЦАСЭО" по локализации и ликвидации последствий инцидента -87 585,28 руб.; дополнительные затраты ОАО "РЖД" (стоимость двух ЗПУ) с НДС - 927,84 руб.
Актом служебного расследования от 15.03.2022 зафиксирован факт возникновения аварийной ситуации. По результатам расследования установлено, что случай течи опасного груза из вагона-цистерны N 50250943 на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги допущен по причине нарушения грузоотправителем ООО "Газпромнефть- Логистика" требований пунктов 5 и 8 главы 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2019 года N 245, в части не обеспечения исправности котла вагона-цистерны.
Претензия истца об оплате штрафа и убытков оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пришел к следующим выводам, что ОАО "РЖД", принимая груз к перевозке в вагоне N50250943, по железнодорожной транспортной накладной NЭО187948 оформленной ООО "Газпромнефть -Логистика", руководствовалось сведениями указанными грузоотправителем в данной накладной об исправности вагона (котла) и арматура, проверка которой является его прямой обязанностью, установленной законом, и приняло к перевозке вагон с грузом, эксплуатация которого и перевозка по инфраструктуре общего пользования была запрещена, в соответствии с требованиями ПТЭ; также в результате ненадлежащего исполнения ООО "Газпромнефть-Логистика" своих установленных законом обязанностей и недостоверного указания сведений в железнодорожной транспортной накладной N ЭО187948 сведений об исправности вагона (котла), возникла аварийная ситуация; убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшей по вине Грузоотправителя аварийной ситуацией документально подтверждены истцом, с учетом чего усмотрел правовые основания для удовлетворения требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в части того, что истец обязан не принимать к перевозке вагоны, имеющие технические неисправности/коммерческие непригодности и возвратить их грузоотправителю до устранения замечаний подлежат отклонению.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и их права, обязанности и ответственность регламентированы положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определено, что опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Согласно абзацу 3 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн (абзац 4 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
На основании пункта 3.9 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 25, грузоотправитель обязан по окончании налива обеспечить правильность установки соответствующей диаметру крышки уплотнительной прокладки; герметичное закрытие крышки загрузочного люка, бункера, сливно-наливной арматуры, заглушек; пломбирование ЗПУ колпака цистерны в соответствии с Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте.
Согласно абзацу 7 пункта 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.
Помимо статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" на эту обязанность грузоотправителя указано в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации": арбитражным судам следует иметь в виду, что согласно статье 20 Устава обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом возложена на грузоотправителя. Если же грузоотправитель не выполнил указанные обязанности и вследствие технической неисправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов произошла утрата или недостача груза при перевозке, обязанность по возмещению грузополучателю (грузоотправителю) стоимости утраченного либо недостающего груза на перевозчика возложена быть не может.
Суд первой инстанции установил, что грузоотправитель (ответчик), представляя Перевозчику (истцу) заполненную железнодорожную накладную N ЭО187948, гарантировал исправное состояние котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, а также гарантировал безопасную перевозку груза на всем пути следования до станции назначения, что соответствует Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах от 27.05.2003 NЦМ-943.
При проведении технического осмотра поезда N 2005 (индекс 830003-923-780001) на пути N 12 парка "Г" железнодорожной станции Московка ЗападноСибирской железной дороги обнаружена струйная течь груза у вагона-цистерны N 50250943 через отверстие в сварном шве с торца котла вагона-цистерны.
По факту обнаружения течи груза составлен акт общей формы ГУ-23 ВЦ на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги от 15.03.2022 N 1/1396.
Согласно акту общей формы ГУ-23 ВЦ от 15.03.2022 N 1/1398,составленный на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги, течь груза временно устранена при помощи холодной сварки.
По результатам расследования установлено, что случай течи опасного груза из вагона-цистерны N 50250943 на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги допущен по причине нарушения грузоотправителем ООО "ГПН- Логистика" требований пунктов 5 и 8 главы 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2019 года N 245, в части не обеспечения исправности котла вагона-цистерны
По смыслу статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода; пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с расчетом затрат на ликвидацию аварийной ситуации ОАО "РЖД" были понесены расходы в размере 88 513,12 руб., в том числе: затраты АО "ЦАСЭО" по локализации и ликвидации последствий инцидента -87 585,28 руб.; дополнительные затраты ОАО "РЖД" (стоимость двух ЗПУ) с НДС - 927,84 руб.
Исходя из доказанности факта несения истцом убытков по вине ответчика, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в указанной части.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы в части применения положений статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в силу следующего.
Согласно статье 98 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за искажение в железнодорожной транспортной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Таким образом, положения статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" регулирует ответственность за искажение сведений о грузах, указанных в накладной, а также искажение массы груза что влияет на стоимость перевозок грузов.
Положение указанной статьи о влиянии искажения сведений в накладной о грузе на безопасность движения изложено в контексте именно сведений о грузе, а не технического состояния котла цистерны.
Относительно особых отметок в железнодорожной накладной п. 122 Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения" установлено, что Грузоотправителем (отправителем) в указанной графе указываются (при наличии) следующие сведения: - осуществление перевозки грузов, порожних вагонов, контейнеров, локомотивов, специального самоходного подвижного состава транзитом через территорию Российской Федерации, ввозимых или вывозимых в (из) Российскую Федерацию в непрямом международном сообщении с указанием наименования страны отправления и назначения; - льготный и зональный габариты.
Грузоотправителем (отправителем) в указанной графе проставляются надписи и штемпели, предусмотренные правилами перевозок грузов либо иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, в отношении грузов, порожних вагонов, требующих соблюдения особых, мер предосторожности или условий перевозки.
В представленной в материалы дела транспортной железнодорожной накладной N ЭО187948 в графе 1 "Особые отметки" внесены сведения о прикрытии цистерны с опасным грузом, информация о том, что груз является легковоспламеняющимся и следует с охраной. В графе 19 "Наименование груза" грузоотправителем указаны: код груза - 214109; наименование и отличительные признаки груза, номер ОООН-30/ООН 1202, Газойл (температура вспышки более 60°С и более 100°С) судовое масляное топливо СМТ (DMA) вид Э), 3, АК 315, паспорт качества 22005150).
Таким образом, в транспортную железнодорожную накладную грузоотправителем внесены полные сведения о грузе перевозимом в цистерне N 50250943, что истцом не оспаривалось.
Следовательно, обстоятельства, влияющие на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возникли не в результате внесения грузоотправителем в транспортную железнодорожную накладную искаженных данных о перевозимом грузе.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для начисления штрафа в размере 862 670 руб. предусмотренного статьей 98 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не имеется.
Учитывая изложенное, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда подлежит изменению.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 октября 2022 года по делу N А40-117101/22 изменить.
Взыскать с ООО "Газпромнефть-Логистика" в пользу ОАО "Российские железные дороги" в возмещение убытков 2 049 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117101/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЛОГИСТИКА"