г. Москва |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А41-84164/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей: Игнахиной М.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания Терещенко П.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Щёлково, ЗАО "ЮНИТЕКС" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2022 года по делу N А41-84164/21 по исковому заявлению Администрации городского округа Щёлково к ЗАО "ЮНИТЕКС" о расторжении договора и встречному исковому заявлению ЗАО "ЮНИТЕКС" к Администрации городского округа Щёлково об изменении условий договора, третье лицо - МИНЖИЛПОЛИТИКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Щёлково - Терехова О.В., доверенность от 30.12.2021, удостоверение N 152;
от ЗАО "ЮНИТЕКС" - Комаров В.В., доверенность от 03.02.2022, диплом, паспорт;
от МИНЖИЛПОЛИТИКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Щелково Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ЗАО "Юнитекс" (далее - ответчик, общество, инвестор) о расторжении Инвестиционного контракта N 52 от 20.12.2002 (зарегистрирован в Минмособлстрое 30.12.2002 года за N218/14-02) на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры и строительства жилых домов в г. Щелково Московской области, заключенного между Администрацией Щелковского района и ЗАО "Юнитекс", признанного решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2014 по делу N А41-17361/2014 договором о развитии застроенной территории.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено МИНЖИЛПОЛИТИКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - третье лицо).
К производству суда принят встречный иск общества к администрации об изменении условий Договора о развитии застроенной территории, изложенных в подписанном сторонами Дополнительном соглашении N 15 от 27.06.2016 к Инвестиционному контракту N 52 на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры и строительства жилых домов в г. Щёлково Московской области от 20.12.2002, путем обязания ответчика заключить с истцом Дополнительное соглашение N 19 в редакции истца, указанной в уточненном встречном иске, который принят судом к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2022 года в иске АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО отказано. Во встречном иске ЗАО "ЮНИТЕКС" отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционным жалобам ЗАО "ЮНИТЕКС" и Администрации городского округа Щёлково к ЗАО "ЮНИТЕКС".
В апелляционной жалобе ЗАО "ЮНИТЕКС" выражает несогласие с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного искового заявления к Администрации городского округа Щелково Московской области.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Щёлково выражает несогласие с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о расторжении договора о развитии застроенной территории.
Представитель Администрации городского округа Щёлково поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "ЮНИТЕКС".
Представитель ЗАО "ЮНИТЕКС" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации городского округа Щёлково.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя МИНЖИЛПОЛИТИКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.12.2002 между Министерством строительного комплекса Московской области (далее - Министерство), Администрацией Щёлковского муниципального района (далее - Администрация) и ЗАО "Московская областная инвестиционная-строительная компания" заключен Инвестиционный контракт N 52 на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры и строительства жилых домов в г. Щёлково Московской области. На основании дополнительных соглашений NN 13, 14 от 05.06.2015 права и обязанности Министерства по Инвестиционному контракту были прекращены и произведена замена стороны Инвестора на ЗАО "ЮНИТЕКС".
В последующем решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2014 по делу N А41-17361/2014 установлен юридический факт того, что Инвестиционный контракт является договором о развитии застроенной территории.
В этой связи, дополнительными соглашениями от 05.06.2015 N 14, от 27.06.2016 N 15 в целях изложения Инвестиционного контракта в форме единого документа и приведения его в соответствие с требованиями ст. 46.2 ГрК РФ Инвестиционный контракт изложен в новой редакции и стал именоваться Договор о развитии застроенной территории города Щёлково Московской области (далее - Договор развития застроенной территории, Договор).
По условиям Договора о развитии застроенной территории, с учетом дополнительных соглашений от 14.02.2018 N 16, от 21.05.2019 N 17, от 11.09.2019 N 18 общество обязалось своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить предусмотренные настоящим Договором обязательства по развитию застроенной территории, ориентировочной площадью 29,5 га, входящей в состав микрорайонов N 7, 14 (часть до ул. Иванова) Центрального жилого района города Щёлково Московской области в границах земельного участка ограниченного: с севера-запада - ул. Центральной, с востока - ул. Иванова, с юга - ул. Первомайской г. Щёлково, на котором находятся, в том числе, жилые дома, перечень которых определен в соответствии с муниципальной программой городского поселения Щёлково "Жилище", утвержденной постановлением Администрации Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6129, а администрация, в свою очередь, обязалась создать необходимые условия для выполнения указанных обязательств и компенсации Инвестору произведенных затрат (п. 1 Договора, п. 1 Дополнительного соглашения от 11.09.2019 N 18).
Срок действия Договора о развитии застроенной территории установлен до 31.12.2027 (п. 2.1 Договора, п. 3 Дополнительного соглашения от 11.09.2019 N 18).
Так, в соответствии с п. 3.1.1. Договора, п. 6 Дополнительного соглашения N 17 от 21.05.2019 ЗАО "Юнитекс" обязалось подготовить проект планировки Застроенной территории, включая проект межевания Застроенной территории, выполнить моделирование транспортных потоков.
Срок исполнения обязательства определен - не позднее 90 календарных дней с даты заключения Договора в редакции от 21.05.2019, то есть до 11.12.2019, а обязательство считается исполненным с момента представления на утверждения уполномоченному органу редакции проекта планировки Застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории.
Вместе с тем до настоящего времени указанная обязанность обществом исполнена не была, надлежащий проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, на утверждение уполномоченному органу представлен не был.
Согласно протоколу заседания Градостроительного совета Московской области от 27.04.2021 N 14 по вопросу реализации первого этапа инвестиционного контракта от 30.12.2002 N 218/14-02, признанного договором развития застроенной территории, представленный проект планировки территории не соответствует утвержденной документации по планировке территории, а концепция реализации первого этапа направлена на доработку.
Кроме того, согласно п. 4 дополнительного соглашения к Договору от 11.09.2019 N 18 внесены изменения в Договор, и п. 3.1.1 Договора дополнен п. 3.1.1.1 в следующей редакции: "В отношении обязательства инвестора по передаче администрации не более 45 853,94 кв. м. общей площади, предназначенной для отселения граждан, проживающих в сносимых жилых домах, указанных в Приложении N 2 к Договору (п. 1.7 настоящего Договора), стороны определили, что такая передача будет проходить в два этапа: первый этап - в течение 7 (семи) месяцев после подписания Договора в настоящей редакции осуществляется переселение из 4 (четырех) жилых домов, указанных в п. 2 Приложения N 2 (Многоквартирные дома, подлежащие сносу на основании муниципальной программы городского поселения Щелково "Жилище", утвержденной Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6729).
Указанные жилые дома расположены по адресу: - Московская область, г. Щёлково, ул. Пионерская, д. 9; - Московская область, г. Щёлково, ул. Пионерская, д. 13 - Московская область, г. Щёлково, ул. Центральная, д. 50; - Московская область, г. Щёлково, ул. Центральная, д. 52; расселяемая общая площадь составляет 2 311,70 кв. м.; второй этап - осуществляется переселение из жилых домов, указанных в п. 2 Приложения N 2 (Многоквартирные дома, подлежащие сносу на основании муниципальной программы городского поселения Щелково "Жилище", утвержденной Постановлением Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6729). Расселяемая общая площадь составляет 43 542,24 кв. м.".
Срок исполнения обязательств по переселению из 4 жилых домов первого этапа истек 11.04.2020.
До настоящего времени условие по передаче жилых помещений для переселения граждан из четырех жилых домов 1 этапа, установленное п. 3.1.1.1 инвесторомзастройщиком ЗАО "Юнитекс", не исполнено, срок нарушен.
Согласно положениям п. 2.3. Договора о развитии застроенной территории (в редакции дополнительного соглашения N 15 от 27.06.2016) администрация имеет право на односторонний отказ от исполнения Договора, влекущий в силу п.2 ст. 450.1 ГК РФ его расторжение, в случае неисполнения Инвестором обязательств, предусмотренных пунктами 3.1.1,3.1.3,3.1.4 Договора, а также неисполнения Инвестором или новым правообладателем земельных участков обязательств, предусмотренных пунктами 3.1.7., 3.1.8. Договора.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Таким образом, администрация ссылается на то, что с 2002 года и по настоящее время реализация Договора о развитии застроенной территории ответчиком не осуществлялась, неоднократно сроки исполнения обязательств переносились, однако ситуация не изменилась, указанные обстоятельства являются существенными нарушениями условий Договора.
Администрацией ответчику неоднократно отказывалось в заключении дополнительного соглашения к Договору о развитии застроенной территории в части перенесения сроков строительства и переселения граждан, продления сроков первого этапа (от 22.04.2020 N 172-01Исх-5390С, от 07.07.2021 N 172-01Исх-2013Д, от 31.08.2021 N 172-01Исх-4694Д).
Направленная в адрес ЗАО "Юнитекс" требование (претензия) о расторжении договора развития застроенной территории от 24.06.2021 N 172-01 Исх-1313 Д осталась без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Ответчик, возражая на иск, указывал, что обществом в рамках реализации Договора о развитии застроенной территории подготовлено несколько проектов планировки застроенной территории и проект застроенной территории. Однако несвоевременное реагирование истца по согласованию отдельных моментов реализации Договора, и несвоевременное представление (непредставление) необходимых сведений и принятие решений, существенно влияют на сроки реализации, как отдельных этапов Договора, так и Договора в целом. Таким образом, общество полагало, что истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ, не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
Разрешая требования Администрации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 450 ГК РФ, - расторжение договора возможно по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке, если это предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ, - по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), - каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (ст. 67 АПК РФ).
Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что истцом не учтены правовые основания для расторжения договора развития застроенной территории. Расторжение договора в судебном порядке допускается в случаях, строго предусмотренных законом.
Одним из оснований расторжения договора судом является его существенное нарушение, таковым по смыслу ст. 452 ГК РФ признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таких оснований судом первой инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и пояснений ответчика, получив статус нового Инвестора по Инвестиционному контракту, на основании Дополнительного соглашения N 13 от 05.06.2015 к Договору развития застроенной территории (в редакции Дополнительного соглашения N 14 от 05.06.2015), общество, на основании переданных администрацией исходных данных и условий договора, приступило к подготовке Проекта планировки застраиваемой территории.
Проект планировки застраиваемой территории был изготовлен 10.08.2015 и направлен 21.08.2015 в Межведомственную комиссию Министерства строительного комплекса Московской области на утверждение.
По результатам рассмотрения 22.10.2015 Проекта планировки застраиваемой территории были выявлены замечания, как устранимые силами общества, так и находящиеся вне его полномочий, в том числе касающиеся обеспеченности подлежащей застраиванию территории объектами здравоохранения, отсутствием в Проекте сведений о строительстве отдельно стоящего здания военкомата, несоответствия домов, указанных в Договоре, количеству подлежащих сносу жилых домов муниципальной программе и Проекту планировки территории, относящиеся непосредственно к ведению администрации.
В части замечаний Межведомственной комиссии, касающихся непосредственно общества, имеющиеся замечания были устранены, что подтверждается письмом общества от 06.11.2015 в адрес заместителя Министра строительного комплекса Московской области.
В целях согласования Проекта планировки территории с профильными министерствами и ведомствами, обществом 25.11.2015 и 30.11.2015 также были направлены соответствующие обращения.
Представленный на согласование Проект планировки территории был согласован, в том числе и аэродромом Чкаловский (письмо N 3775 от 12.07.2016).
Также в адрес администрации были направлены запросы о предоставлении ранее не переданной информации: о муниципальной программе переселения жителей с подлежащей застраиванию территории, материалов публичных слушаний по Проекту планировки территории, сведений о возможности строительства отдельно стоящего здания военкомата.
На запросы общества было получено письмо от 30.12.2015 N 172-01/исх-16398к, в котором администрация сообщила о нахождении на рассмотрении вопроса о строительстве отдельно стоящего здания военкомата, что являлось самостоятельным неустранимым обстоятельством, препятствующим обществу в утверждении Проекта планировки территории.
Решение о строительстве отдельно стоящего здания военкомата было принято администрацией только 27.06.2016, на основании пункта 3.1.12 дополнительного соглашения N 15 к Договору о развитии застроенной территории, которым стороны закрепили обязанность общества построить отдельно стоящее здание военкомата.
Однако земельный участок, на котором предполагалось строить военкомат, не был определен администрацией, в связи с чем, общество неоднократно, в том числе, письмом от 24.08.2017 просило администрацию подготовить задание на размещение здания военкомата с указанием земельного участка под строительство.
Пунктом 3.1.1 Дополнительного соглашения N 15 к Договору развития застроенной территории, была установлена очередность реализации обществом Договора:
1) Подготовка проекта планировки территории, включая проект межевания;
2) Выполнение моделирования транспортных потоков;
3) Создание или приобретение жилья для расселения жильцов ветхих домов. Одновременно с подготовкой проектов, внесением изменений и дополнений, а также согласованием таких дополнений и изменений, обществом прорабатывались вопросы, связанные с непосредственным расселением граждан из подлежащих сносу домов, о чем администрация была уведомлена. Проект межевания территории является производным документом, от прошедшего согласование Проекта планировки территории, поскольку межевание территории (земельного участка) в существующей ситуации возможно провести только после того, как будут утверждены места размещения подлежащих строительству новых домов и иных объектов.
Между тем, обществом, с учетом представленного на утверждение Межведомственной комиссии Проекта планировки территории, был подготовлен и представлен для утверждения Проект межевания территории, указанной в Проекте планировки застраиваемой территории.
В соответствии с Протоколом Межведомственной Комиссии Градостроительного совета Московской области от 26.10.2016 N 31исх-70533/03-06 на момент рассмотрения Проекта планировки территории отсутствовали утвержденные Правила землепользования и застройки в отношении подлежащей застройке территории, отсутствовало согласование Министерства здравоохранения Московской области в части обеспечения застройки местами в существующих объектах здравоохранения; не было представлено согласование Министерства образования Московской области в части обеспеченности застройки местами в планируемых объектах образования на близлежащих территориях не были проведены публичные слушания.
Реализация названных мероприятий находится вне полномочий общества, и относится к компетенции администрации. Условиями заключенного Договора развития застроенной территории, на общество не было возложено обязанности по дополнительному строительству объектов социальной инфраструктуры.
Создание условий для получения общедоступного и бесплатного образования в муниципальных школах и детских садах, а также медицинское и иное социальное обслуживание населения, относится к вопросам местного значения.
22.08.2017 письмом администрации в адрес Первого заместителя Главы Щелковского муниципального района, для корректировки Проекта планировки застраиваемой территории, была направлена информация относительно существующих дошкольный и школьных образовательных учреждений, в соответствии с которой возможность дополнительного размещения детей дошкольного возраста в детских садах, находящихся в близости от подлежащей застройке территории, отсутствует в границах указанной территории общеобразовательных учреждений нет. Дети этого микрорайона посещают МБОУ СОШ N 8, МБОУ СОШ N 4, МБОУ Щёлковский лицей N 7. Классы переполнены, возможность дополнительного размещения детей в этих учреждениях отсутствует ввиду их максимальной укомплектованности.
Письмом от 24.08.2017 общество в очередной раз обратилось к администрации с просьбой предоставить недостающие исходные данные, связанные с наличием свободных мест в средних и детских образовательных учреждениях, существующих объектах здравоохранения.
Основываясь на предоставленной администрацией информации, обществом был подготовлен новый (скорректированный) Проект планировки территории и Проект межевания территории.
Во всех разрабатываемых обществом Проектах планировки территории учитывались необходимые объекты социальной инфраструктуры, с учетом имеющихся у общества сведений, так как это требование нормативов градостроительного проектирования. О необходимости администрации проработать вопрос обеспечения планируемого строительства объектами социального назначения также даны рекомендации в Протоколе совещания по вопросу реализации инвестиционного контракта от 30.12.2002 N 218/14-02, признанного договором о развитии застроенной территории от 29.11.2018. В письме от 13.08.2019 N Исх-12266/16-10 Министерства образования Московской области в адрес администрации указано на то, что создание условий для получения, общедоступного и бесплатного образования в муниципальных школах и детских садах относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
Одновременно было обращено внимание на то, что наполняемость предлагаемых администрацией общеобразовательных организаций МАОУ СОШ N 8 и МБОУ Щелковский лицей N 7 уже превышает проектную мощность зданий, обучение организовано в 2 смены.
Отсутствие со стороны администрации названных документов, согласований, и решений, связанных с обеспечением застройки объектами социальной инфраструктуры, в том числе местами в существующих объектах здравоохранения, обеспеченности застройки местами в планируемых объектах образования на близлежащих территориях, входящих в пакет документации Проекта планировки застраиваемой территорий не устранено до настоящего времени, что для общества является неустранимым обстоятельством, препятствующим в утверждении не только Проекта планировки территории. Проекта межевания этой территории, но и совершения дальнейших действий по реализации Договора о развитии застроенной территории. В период действия Договора о развитии застроенной территории, неоднократно менялось законодательство, регулирующее градостроительную деятельность и градостроительное проектирование, менялись соответствующие нормы и нормативы.
Отсутствие на протяжении длительного времени со стороны администрации необходимых действий и непринятие соответствующих решений в части обеспечения перспективных жителей строящегося микрорайона социально значимыми объектами и инфраструктурами, дополнительно влекло для общества обязательную необходимость внесения в подготовленный Проект планировки территории, а в последствии и Концепцию строительства стартового 17-ти этажного дома, дополнений и корректировок, в целях приведения Проектов в соответствие с требованиями вновь принятых нормативов градостроительного проектирования.
По инициативе администрации между сторонами было заключено Дополнительное соглашение N 18 от 11.09.2019 к Договору развития застроенной территории, положениями п. 1.11 которого, реализация Договора была разделена на 2 этапа.
Первым этапом реализации Договора было строительство стартового 17-ти этажного дома в рамках Проекта планировки территории, ранее утвержденного Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 25.12.2007 N 4356.
Стороны Договора подтвердили намерения идти по пути поэтапной его реализации, предусмотренной положениями пункта 1.4. Дополнительного соглашения N 15 от 27.06.2016.
Общество приступило к подготовке Концепции строительства стартового 17-ти этажного дома.
Письмом N 1/09исх от 09.10.2019 в адрес Министра жилищной политики Московской области, общество обратилось с просьбой рассмотреть возможность проведения рабочего совещания по вопросу строительства 17-ти этажного жилого дома в рамках выполнения первого этапа переселения согласно Договору развития застроенной территории.
Отсутствие со стороны администрации действий по разрешению вопросов социального обеспечения не только в строящемся микрорайоне, но и в стартовом доме поставило под угрозу срыва реализацию обществом Договора развития застроенной территории, в том числе в части строительства стартового дома.
Оценивая сложившуюся ситуацию, в целях оказания помощи, обществом дополнительно к принятым обязательствам в рамках Договора о развитии застроенной территории, было предложено со своей стороны принять участие в софинансировании строительства дополнительных площадей для средней школы N 8 в г. Щелково, а также разместить на первом этаже в планируемом к строительству 17-ти этажном стартовом доме: дошкольные группы и кабинет врача общей практики, что, после согласования с администрацией данных предложений, повлекло за собой необходимость изыскания дополнительной территории для жилого, дома, в том числе в части обеспечения стартового дома нормативным количеством парковочных мест, вследствие чего обществу пришлось включить в первый этап переселения дополнительно два дома (изначально на первом этапе строительства планировалось расселить 4 жилых дома).
Письмом от 02.03.2020 N 1/02исх в адрес Министра жилищной политики Московской области обществом были представлены дополнительные необходимые сведения для согласования Концепции строительства стартового дома, в том числе содержащие информацию о том, что ответчик принял на себя дополнительное обязательство по софинансированию строительства дополнительных площадей для средней школы N 8 в г. Щелково, расположенной в непосредственной близости от подлежащей развитию застроенной территории.
В целях ускорения процесса устранения замечаний Межведомственной комиссии в представленной Концепции строительства стартового 17-ти этажного дома, общество в рамках рабочего совещания, проведенного в администрации, и оформленного Протоколом от 23.03.2020, выступило с инициативой самостоятельно направить в Министерство здравоохранения Московской области обращения относительно обеспечения местами в поликлиниках; в Министерство, транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обращения относительно согласования схемы транспортного обслуживания и решения дефицита парковочных мест; а также подготовить предложения по организации рабочих мест.
Одновременно, в целях актуализации сроков выполнения этапов реализации Договора развития застроенной территории, комиссией было принято решение о подготовке проекта дополнительного соглашения к Договору.
Однако в подписании направленного обществом в адрес администрации проекта дополнительного соглашения N 19 к Договору развития застроенной территории, администрация отказала.
Сопроводительным письмом от 24.06.2021 обществом была получена выписка из Протокола N 14 от 27.04.2021 заседания Градостроительного совета Московской области о реализации первого этапа Договором развития застроенной территории, в соответствии с которым Градостроительная концепция была направлена на доработку, в связи с тем, что в части обеспечения, планируемого населения необходимым, количеством объектов социально-бытового назначения необходимо согласование уполномоченных органов государственной власти Московской области; планируемое жилищное строительство не в полном объеме обеспечено объектами нормирования, а именно: больница, почта, станция медицинской скорой помощи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, входящих в зону ответственности администрации.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Договора развития застроенной территории, в редакции Дополнительного соглашения N 15 от 27.06.2016, а также в редакции Дополнительного соглашения N 17 от 21.05.2019, максимальный срок исполнения обязательства по подготовке Проекта планировки застроенной территории, в соответствии с действующим законодательством, а также иными требованиями, предъявляемыми к подготовке документации по планировке территории, установленными Градостроительным кодексом РФ и настоящим Договором - не позднее 90 календарных дней с даты заключения Договора в настоящей редакции, в установленный срок не включается время, в течение которого подготовленная документация находится на рассмотрении в администрации, необходимое для подготовки и проведения публичных слушаний, а также время, необходимое на выполнение иных процедур, проведение которых не зависит от действий инвестора.
В рассматриваемом случае причиной задержки сроков утверждения проекта развития территории, включая проект межевания застроенной территории, явилось, с учетом вышеизложенных обстоятельств, неисполнение администрацией договорных и соответствующих публично-правовых обязанностей в рамках данного договора.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлено, что требования Администрации по заявленным основаниям удовлетворению не подлежат.
В уточненном встречном иске общество просило изменить Договор о развитии застроенной территории, изложенный в подписанном сторонами Дополнительном соглашении N 15 от 27.06.2016 к Инвестиционному контракту N 52 на выполнение Программы переселения граждан из ветхого жилищного фонда в благоустроенные квартиры и строительства жилых домов в г. Щёлково Московской области от 20.12.2002 года, путем обязания ответчика заключить с истцом Дополнительное соглашение N 19 к Договору, в следующей редакции: "1). Внести изменения в Договор, изложив п. 2.1 Договора в следующей редакции: "2.1. Срок действия Договора до 31.07.2029 года. Окончание срока действия настоящего Договора не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон, не освобождает Стороны от ответственности за нарушения, если таковые имели место при исполнении условий настоящего Договора, за исключением случаев, когда такие нарушения произошли не по вине Сторон". 2). Внести изменения в пункт 3.1.1.1. Договора в следующе редакции: "3.1.1.1. В отношении обязательства Инвестора по передаче Администрации не менее 45 853,94 кв. м общей площади, предназначенной для отселения граждан, проживающих в сносимых жилых домах, указанных в "Перечне многоквартирных домов, подлежащих сносу на основании муниципальной программы городского поселения Щёлково "Жилище", утвержденной Постановлением Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6729".
Стороны определили, что такая передача будет проходить в два этапа: 1 (первый) этап передачи - осуществляется в течение 19 месяцев с момента исполнения Администрацией обязанностей, предусмотренных пунктом 3.3.1.5.1 настоящего Договора, в соответствии с "Планом-графиком мероприятий по выполнению первого этапа переселения жителей в благоустроенные помещения", который включает в себя обязательства Администрации, срок выполнения которых существенно влияет на конечный срок реализации первого этапа. Реализация первого этапа в части расселения подлежащих сносу (ветхих) домов, производится в отношении 6 (шести) жилых домов, указанных в "Перечне многоквартирных домов, подлежащих сносу на основании муниципальной программы городского поселения Щёлково "Жилище", утвержденной Постановлением Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6729".
Указанные жилые дома расположены по адресу: 1. ул. Пионерская, д. 13; 2. ул. Пионерская, д. 9; 3. ул. Центральная, д. 52; 4. ул. Центральная, д. 50; 5. ул. Пионерская, д. 4; 6. ул. Пионерская, д. 6. Расселяемая общая площадь составила 2 726,66 кв.м. План-график мероприятий по выполнению первого этапа переселения жителей в благоустроенные помещения представлен в материалы дела и поименован с 1 по 8 пункты.
При реализации 1 этапа Договора о развитии застроенной территории Стороны руководствовались сроками на реализацию мероприятий, указанными в Плане графике мероприятий по выполнению первого этапа переселения жителей в благоустроенные помещения, с расчетом предельно необходимого времени для реализации первого этапа строительства стартового жилого дома и переселения граждан из подлежащих сносу домов, в целях освобождения земельного участка для строительства стартового дома, являющимся неотъемлемой частью настоящего Дополнительного соглашения.
Судом первой инстанции установлено, что в сроки, указанные в Плане графике мероприятий по выполнению первого этапа переселения жителей в благоустроенные помещения не включалась время, в течение которого подготовленная согласно мероприятиям План-графика документация находится на рассмотрении в Администрации, министерствах и ведомствах и их структурных подразделениях, а также время, необходимое на выполнение иных процедур, проведение которых не зависит от действий Инвестора. - 2 (второй) этап передачи - осуществляется переселение из жилых домов, указанных в "Перечне многоквартирных домов, подлежащих сносу на основании муниципальной программы городского поселения Щёлково "Жилище", утвержденной Постановлением Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6729".
Расселяемая общая площадь составила 42 299,85 кв. м.
Перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу на основании муниципальной программы городского поселения Щёлково "Жилище", утвержденной Постановлением Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6729 представлен в материалы дела в виде таблицы и поименован с 1 по 87 пункты.
3). Дополнить Договор пунктами 3.3.1.5.1 и 3.3.1.5.2 в следующе редакции: "3.3.1.5.1 Обеспечить стартовый дом и перспективную жилую застройку всеми необходимыми объектами социального обслуживания в соответствии с СП 42.13330.2016 "Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений", иными действующими федеральными, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, регулирующими правоотношения сторон, а именно: Учреждениями образования; Учреждениями культуры; Учреждениями здравоохранения; Физкультурно-спортивными сооружениями; Предприятиями торговли и общественного питания; Предприятиями бытового и коммунального обслуживания; Административными, финансовыми учреждениями, предприятиями связи.
В целях актуализации сведений о подлежащих расселению домах в зоне действия Договора о развитии застроенной территории, предоставить Инвестору информацию: о действующей муниципальной программе городского поселения Щелково "Жилище", с учетом распространения действия данной программы на Договор о развитии застроенной территории, в том числе в редакции, утвержденной Постановлением Администрацией Щёлковского муниципального района Московской области от 31.12.2016 N 6729" о наличии иных федеральных, региональных и муниципальных программ городского поселения Щёлково, распространяющихся на территорию действия Договора.
"3.3.1.5.2 При реализации Инвестором Договора, оказывать в рамках своих полномочий содействие Инвестору в реализации развития застроенной территории, в том числе по вопросам согласования реализации перспективной жилой застройки в министерствах и ведомствах и их структурных подразделениях".
4). Во всем, что не предусмотрено Дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями Договора.
5). Настоящее Дополнительное соглашение заключено во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по делу А41-84164/2021.
6). Настоящее Дополнительное соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
7). Дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и является неотъемлемой частью Договора о развитии застроенной территории города Щёлково Московской области.".
Проверив обоснованность встречных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, - граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Из п. 2 ст. 422 ГК РФ следует, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу п. 2 ст. 451 ГК РФ, - если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Само по себе изменение обстоятельств не может автоматически влечь негативные последствия для сторон гражданско-правовых отношений - всех или каждого или являться достаточным основанием для изменения гражданско-правового обязательства. Обязательным условием для применения рассматриваемой нормы также является то, что исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Существенность изменения обстоятельств в каждом случае подлежит установлению судом исходя из обстоятельств конкретного дела.
Судом первой инстанции установлено, что обществом, применительно к оспариваемым пунктам Договора, не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии совокупности вышепоименованных обстоятельств, указывающих на допустимость изменения условий Договора по решению суда по правилам указанной нормы, в том числе, касающихся продления срока действия Договора.
Общество не указало ни одного факта или риска возникновения издержек или убытков, которые оно понесет в связи с исполнением спорного Договора, или что оно будет лишено того, на что рассчитывало при заключении договора.
Также судом первой инстанции установлено, что ответчиком во встречном иске не приведено соответствующего обоснования того, что в случае изменения Договора в предложенной обществом редакции, он будет исполнен в указанный срок.
Невыполнение отдельных обязанностей по договору его сторонами либо несвоевременное их выполнение нельзя признать существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ, - в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Поскольку основания, влекущие обязанность администрацию согласовать изменение условий Договора, обществом не приведены и доказательств наличия таких обстоятельств в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что встречный иск по заявленным основаниям также не подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано и в иске АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО и во встречном иске ЗАО "ЮНИТЕКС".
Относительно доводов истца об отсутствии целесообразности сохранения в действии Договора развития застроенной территории суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Оценка целесообразности не является правовой категорией. Суд при рассмотрении дела связан предметом, и основанием иска.
Заключенный между истцом и ответчиком Договор развития застроенной территории отвечает всем требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации и исполняется ответчиком.
Как было изложено выше, строительство стартового 17-ти этажного дома было решено реализовывать в рамках Проекта планировки территории, утвержденного Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 25.12.2007 г. N 4356 (том 2 лист 33).
В силу давности проекта планировки, утвержденного Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 25.12.2007 г. N 4356 в Проекте планировки застраиваемой территории не учтен ряд объектов, требуемых к размещению согласно действующим нормативам. В этой связи ответчик принял на себя обязательства по разработке нового Проекта планировки территории, параллельно со строительством стартового дома. В настоящее время ответчиком заключен, и является действующим, договор с проектной организацией на разработку концепции развития территории в границах Договора о развитии застроенной территории (том 8 листы дела 49-51), которая в дальнейшем станет основой для разработки нового проекта планировки, учитывающего все требования действующих на сегодняшний день нормативов градостроительного проектирования.
О заключении договора на разработку концепции развития территории в границах Договора о развитии застроенной территории, ответчик уведомил истца (Администрацию городского округа Щелково) письмом N 01/01 от 01 февраля 2022 г. (приложение 5 к Объяснениям истца по встречному иску от 27.04.2022 г.). Впоследствии, письмом Исх N 24/01 от 24.02.2022 г. (том 8 лист дела 52), адресованным Администрации городского округа Щелково, в целях разработки Концепции развития территории, ответчик просил представить данные по всем объектам капитального строительства, расположенным в границах территории действия Договора о развитии застроенной территории. Письмом от 04.03.2022 г. N 158Исх- 2775/08.1 (том 8 лист дела 53) Администрация сочла нецелесообразным представление ответчику запрашиваемой информации.
Таким образом, в настоящее время разработка концепции развития территории в границах Договора о развитии застроенной территории - не произведена.
Вышеизложенные обстоятельства дополнительно свидетельствуют о ненадлежащем исполнении истцом обязательств, принятых в рамках Договора, и подлежащих исполнению в соответствии с положениями: ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СП 42.13330.2016 от 01.07.2017 г. "Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений" (пункты 1.2, 4.1 (абз 1, 2), 4.2, 4.7, 4.15 (абз 9), 5.1 (абз 6), 5.5, 5.6, 10.1 приложения "Д"), ч.1 ст.718 ГК РФ.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителей, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2022 года по делу N А41-84164/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84164/2021
Истец: Администрация городского округа Щелково Московской области, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО "ЮНИТЕКС"