г. Москва |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А40-104354/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.В. Захаровой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Акционерного общества "Апатит" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2022, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-104354/22,
по исковому заявлению Акционерного общества "Апатит" (ОГРН: 1025100561012, ИНН: 5103070023)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании неустойки,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Апатит" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 29 368 руб. 80 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 29.06.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 13.09.2022 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От ответчика поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 13.09.2022 не имеется на основании следующего.
В обоснование исковых требований истец указал следующее.
26 декабря 2021 года со станции отправления Калий 4/ Белорусской железной дороги был принят к перевозке в прямом международном сообщении по железнодорожной СМГС-накладной 22991309 вагон 53812848.
Поскольку перевозка по СМГС-накладной 22991309 осуществлялась со станции Калий 4 (Беларусь) до станции Кошта Северной железной дороги (железные дороги Российской Федерации), то к отношениям сторон подлежат применение Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее по тексту - СМГС).
Груз находился в пути свыше норм, предусмотренных статьей 24 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, и прибыл на станцию назначения Кошта Северной железной дороги в адрес АО "Апатит" 06.01.2022.
В соответствии с §3 статьи 37 СМГС перевозчик несет ответственность за превышение срока доставки груза.
В силу §1 статьи 45 СМГС, если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, рассчитанный в соответствии со статьёй 24 СМГС, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.
В соответствии с § 1 ст. 24 СМГС, если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных в настоящей статье.
Таким образом, срок доставки определяется на весь путь следования груза.
Из СМГС - накладной 22991309 следует, что груз принят к перевозке 26.12.2021, доставлен 06.01.2022, нормативный срок доставки в накладной не указан.
Таким образом, срок доставки груза, исходя из норм, определяется на каждые начатые 200 км и начинает исчисляться со дня, следующего за днем заключения договора перевозки, т.е. с 27.12.2021.
Согласно отметкам, в графе 22 СМГС-накладной 22991309 маршрут следования вагона 53812848 состоял из следующих участков пути:
1) станция Калий 4 - станция Осиповка (Белорусская ж/д):
2) станция Красное (пограничная станция Российская ж/д) - станция Кошта Северная ж/д (Российские ж/д).
По расчету истца, произведенному на основании § 2, § 3 и 5 статьи 24 СМГС, а также СМГС-накладной 22991309, нормативный общий срок доставки груза по указанной отправке составляет 9 суток.
Исходя из расчета, превышение срока доставки груза по Российским железным дорогам составляет 2 суток.
Согласно требованиям §2 статьи 45 СМГС размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно:
6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки;
18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки;
30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Так, величина превышения срока доставки по Российской железной дороге составляет 0,23 от общего срока доставки (2 суток превышение срока доставки: 9 суток общий срок доставки = 0,23).
При превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки, размер неустойки составляет 18 % 52 756.00рублейх 18 % = 9 496 руб. 08 коп.
Поскольку перевозка по СМГС-накладной 22991312 осуществлялась со станции Калий 4 (Беларусь) до станции Кошта Северной железной дороги (железные дороги Российской Федерации), то к отношениям сторон подлежат применение Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее по тексту - СМГС).
В данном случае о заключении между сторонами договора перевозки груза свидетельствует составленная и выданная отправителю груза транспортная железнодорожная СМГС-накладная 22991312.
Вышеуказанный груз находился в пути свыше норм, предусмотренных статьей 24 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, и прибыл на станцию назначения Кошта Северной железной дороги в адрес АО "Апатит" 06.01.2022.
Из СМГС - накладной 22991312 следует, что груз принят к перевозке 26.12.2021, доставлен 06.01.2022, нормативный срок доставки в накладной не указан.
При этом в силу § 5 статьи 24 СМГС течение срока доставки груза начинается с 0.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателю уведомления о прибытии груза, при этом неполные сутки считают за полные.
Таким образом, срок доставки груза, исходя из норм, определяется на каждые начатые 200 км и начинает исчисляться со дня, следующего за днем заключения договора перевозки, т.е. с 27.12.2021.
Согласно отметкам, в графе 22 СМГС-накладной 22991312 маршрут следования вагона 59032938 состоял из следующих участков пути:
1) станция Калий 4 - станция Осиповка (Белорусская ж/д):
2) станция Красное (пограничная станция Российская ж/д) - станция Кошта Северная ж/д (Российские ж/д).
По расчету истца, произведенному на основании § 2, § 3 и 5 статьи 24 СМГС, а также СМГС-накладной 22991312. нормативный общий срок доставки груза по указанной отправке составляет 9 суток из расчета:
- на операции, связанные с отправлением груза - 1 сутки:
- по территории Белоруссии: 397 км/200 км = 1, 985 суток, с учетом округления 2 суток:
- по территории России: 1157 км/200 км - 5,785 суток, с учетом округления б полных суток.
Исходя из расчета, Белорусской железной дорогой не было допущено просрочки доставки груза, в связи с чем, АО "Апатит" не предъявляет требования об уплате неустойки за нарушение срока доставки по Белорусской железной дороге.
Исходя из расчета, превышение срока доставки груза по Российским железным дорогам составляет 2 суток.
Согласно требованиям §2 статьи 45 СМГС размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно:
6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки:
18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки:
30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Так, величина превышения срока доставки по Российской железной дороге составляет 0,23 от общего срока доставки (2 суток превышение срока доставки: 9 суток общий срок доставки = 0,23).
Размер провозной платы составил 52 756 рублей.
При превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки, размер неустойки составляет 18 %.
18.02.2021 г. АО "Апатит" в адрес Московского ТЦФТО направило претензию исх. N АП-Ч. 160.10/3688-2022 от 18.02.2022 г. о взыскании неустойки за превышение срока доставки груза по отправке 22991312 на сумму 9 496 руб. 08 коп.
В соответствии с ответом Московского ТЦФТООАО "РЖД" исх. N ТЦФТОМЮ-22/611 от 04.05.2022 в удовлетворении претензионных требований отказано.
Вышеуказанный груз находился в пути свыше норм, предусмотренных статьей 24 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, и прибыл на станцию назначения Кошта Северной железной дороги в адрес АО "Апатит" 18.01.2022.
Из СМГС - накладной N 32089243 следует, что груз принят к перевозке 05.01.2022, доставлен 18.01.2022, нормативный срок доставки в накладной не указан.
Согласно абзацу 1 § 2 статьи 24 СМГС срок доставки груза определяется исходя из следующих норм: для контейнеров - 1 сутки на каждые начатые 150 км: для остальных отправок - I сутки на каждые начатые 200 км.
Кроме того, в силу § 3 статьи 24 СМГС срок доставки груза увеличивается на 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза.
При этом в силу § 5 статьи 24 СМГС течение срока доставки груза начинается с 0:00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателю уведомления о прибытии груза, при этом неполные сутки считают за полные.
Таким образом, срок доставки груза, исходя из норм, определяется на каждые начатые 200 км, и начинает исчисляться со дня, следующего за днём заключения договора перевозки, то есть с 19.01.2022.
Согласно отметкам, в графе 22 СМГС-накладной 32089243 маршрут следования вагонов состоял из следующих участков пути:
1) станция Мадоиа/Латвийской ж.д. - станция Зилупе (ЭКСП.) (пограничная станция Латвийской ж/д):
2) станция Поешь (ЭКСП.) (пограничная станция Российских.ж/д) - Кошта Российской ж/д.
По расчёту истца, произведённому на основании § 2. § 3 и 5 статьи 24 СМГС, а также СМГС-накладной 32089243, нормативный общий срок доставки груза - по отправке 32089243 составляет 9 суток из расчёта:
- на операции, связанные с отправлением груза - 1 сутки:
-по территории Латвии: 216 км/200 км = 1.08 суток, с учётом округления 2 полных суток по территории России: 1152 км/200 км = 5. 76 суток, с учётом округления 6 полных суток.
Исходя из расчёта истца:
-Латвийской железной дорогой была допущена просрочка доставки груза на 3 суток, при этом АО "Апатит" не предъявляет требования об уплате неустойки за нарушение срока доставки по Латвийской железной дороге:
-При следовании груза по СМГС-накладной 32089243 по Российским железным дорогам была допущена просрочка доставки груза на 1 сутки.
Согласно требованиям §2 статьи 45 СМГС размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно:
- 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки:
- 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки:
- 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Так, величина превышения срока доставки груза составляет 0.12 от общего срока доставки (1 сутки превышения срока доставки: 9 суток общий срок доставки = 0.12).
Размер провозной платы, установленной ОАО "РЖД" за рассматриваемый груз, составил 57 648 руб.
При превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки, размер неустойки составляет 18%.
03.03.2022 истец в адрес Московского ТЦФТО направило претензию исх. N 4802-2022 от 02.03.2022 о взыскании неустойки за превышение срока доставки груза по отправке 32089243 на сумму 10 376 64 руб.
В соответствии с ответом Московского ТЦФТО ОАО "РЖД" исх. N ТЦФТОМЮ-22/770 от 04.05.2022 в удовлетворении претензионных требований отказано.
Общая сумма неустойки по СМГС-накладным N N 22991309, 22991312, 32089243 составила 29 368 руб. 80 коп. = (9 496,08 руб. + 9 496,08 руб. + 10 376,64 руб.)
В целях соблюдения обязательного досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию, однако ответчик оставил данную претензию без удовлетворения.
В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Как установлено статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Как предусмотрено статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истцом при расчете неустойки не учтен п. 6.7 Правил доставки грузов N 245, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
По накладной N 22991309 вагон был задержан в пути следования на ст.Лоста Северной ж.д., в связи с неприемом поезда станцией назначения Кошта по причинам, зависящим от грузополучателя (АО "Апатит").
В связи с неприемом грузовых вагонов железнодорожной станцией назначения Кошта Северной ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования, начальник станции назначения направил обращения от 04.01.2022 N 7, о необходимости задержки в пути следования грузовых вагонов, следующих в адрес АО "Апатит".
На основании обращения был издан оперативный приказ о задержке вагонов в пути следования N 122 от 04.01.2022.
Па начало задержки был составлен акт общей формы от 04.01. 2022 N 6/1002.
После освобождения путей станции назначения, оперативным приказом от 06.01.2022 N 149 вагоны были направлены на станцию назначения Кошта, с указанием составления актов общей формы по увеличению сроков доставки.
На окончание задержки был составлен акт общей формы от 06.01.2022 г. N 6/1400.
На станции назначения был составлен акт общей формы от 06.01. 2022 N 3/1000 на увеличение срока доставки на 2 суток.
Ответчик представил в материалы дела анализ занятости пути необщего пользования АО "Апатит" по станции Кошта в период с 04.01.2022 по 06.01.2022, подтверждающий занятость пути необщего пользования истца в указанный период.
В подтверждение занятости пути необщего пользования ранее прибывшими в адрес истца вагонами также оформлены актами общей формы: от 04.01.2022 - 2/71, 2/107, 2/101, 2-103, от 05.01.2022 - 2/110, 2/119, 2/1222, 2/129, 2/134, от 06.01.2022 - 2/143, в которых указано, что вагоны простаивают в ожидании подачи на выставочный путь для грузополучателя АО "Апатит", в связи с отсутствием локомотива грузополучателя.
Кроме того, представленные в материалы дела памятки подачи/уборки, ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждают неприем станции назначения Кошта Северной ж.д. вагона по отправке N 22991309 по вине грузополучателя АО "Апатит" из-за занятости пути необщего пользования АО "Апатит" в период с 04.01.2022 по 06.01.2022.
Грузополучатель пользуется путями необщего пользования по станции Кошта Северной ж.д. на основании договора N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ФосАгро-Череповец" по станции Кошта Северной ж.д. от 13.07.2012.
Анализ ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика и актов общей формы позволяет сделать вывод о нарушении грузополучателем АО "Апатит" технологических сроков оборота вагонов под грузовыми операциями, предусмотренным договором N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ФосАгро-Череповец" по станции Кошта Северной ж.д. от 13.07.2012.
В соответствии с § 8 Договора (с учетом протокола разногласий) технологический срок оборота вагонов составляет 30 часов.
Из представленных ответчиком ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, а также актов общей формы следует, что грузополучатель нарушал технологический срок оборота вагонов.
Следовательно, нарушение технологического срока оборота вагонов грузополучателем АО "Апатит" привело к последующему накоплению прибывающих в адрес грузополучателя вагонов и необходимости задержки их в пути следования на промежуточных станциях, что является прямым подтверждением причины такой задержки по не зависящим от перевозчика обстоятельствам.
Таким образом, истцом необоснованно начислены пени по отправке N 22991309 на сумму 9 496,08 руб.
По накладной N 22991312 вагон был задержан в пути следования на ст.Лоста Северной ж.д., в связи с неприемом поезда станцией назначения Кошта по причинам, зависящим от грузополучателя (АО "Апатит"),
В связи с неприемом грузовых вагонов железнодорожной станцией назначения Кошта Северной ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования, начальник станции направил обращения от 04.01.2022 N 7 о необходимости задержки в пути следования грузовых вагонов, следующих в адрес АО "Апатит".
На основании обращения был издан оперативный приказ о задержке вагонов в пути следования N 122 от 04.01.2022.
На начало задержки был составлен акт общей формы от 04.01. 2022 N 6/999.
После освобождения путей станции назначения, оперативным приказом от 06.01.2022 N 149 вагон был направлен на станцию назначения Кошта, с указанием составления актов общей формы по увеличению сроков доставки.
На окончание задержки был составлен акт общей формы от 06.01.2022 г. N 6/1406.
На станции назначения был составлен акт общей формы от 06.01.2022 N 3/980 на увеличение срока доставки на 2 суток.
Ответчиком был представлен анализ занятости пути необщего пользования АО "Апатит" по станции Кошта в период с 04.01.2022 по 06.01.2022, подтверждающий занятость пути необщего пользования истца в указанный период.
В подтверждение занятости пути необщего пользования ранее прибывшими в адрес истца вагонами оформлены актами общей формы: от 04.01.2022 - 2/71, 2/107, 2/101, 2-103, от 05.01.2022 - 2/110, 2/119, 2/1222, 2/129, 2/134, от 06.01.2022 - 2/143, в которых укачано, что вагоны простаивают в ожидании подачи на выставочный путь для грузополучателя АО "Апатит", в связи с отсутствием локомотива грузополучателя. Кроме того, представленные памятки подачи/уборки, ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждающие неприем станции назначения Кошта Северной ж.д. вагона но отправке N 22991312 по вине грузополучателя АО "Апатит" из-за занятости пути необщего пользования АО "Апатит" в период с 04.01.2022 по 06.01.2022.
Грузополучатель пользуется путями необщего пользования по станции Кошта Северной ж.д. на основании договора N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ФосАгро-Череповец" по станции Кошта Северной ж.д. от 13.07.2012.
Анализ ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика и актов общей формы позволяет сделать вывод о нарушении грузополучателем АО "Апатит" технологических сроков оборота вагонов под грузовыми операциями, предусмотренным договором N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ФосАгро-Чсрсповец" по станции Кошта Северной ж.д. от 13.07.2012.
В соответствии с § 8 Договора (с учетом протокола разногласий) технологический срок оборота вагонов составляет 30 часов.
Из представленных ответчиком ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, а также актов общей формы следует, что грузополучатель нарушал технологический срок оборота вагонов.
Следовательно, нарушение технологического срока оборота вагонов пгузополучателем АО "Апатит" привело к последующему накоплению прибывающих в адрес грузополучателя вагонов и необходимости задержки их в пути следования на промежуточных станциях, что является прямым подтверждением причины такой задержки по независящим от перевозчика обегоятельсткам.
Таким образом, истцом необоснованно начислены пени по отправке N 22991312 на сумму 9 496,08 руб.
По накладной N 32089243 вагоны были задержаны в пути следования на ст. Поста Северной ж.д., в связи с неприемом поезда станцией назначения Кошта по причинам, зависящим от грузополучателя (АО "Апатит").
В связи с неприемом грузовых вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения Кошта Северной ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования, начальник станции направил обращения от 15.01.2022 N 50 о необходимости задержки в пути следования грузовых вагонов, следующих в адрес АО "Апатит".
На основании обращения был издан оперативный приказ о задержке вагонов в пути следования N 523 от 15.01.2022.
На начало задержки был составлен акт общей формы от 15.01. 2022 N 6/4446.
В связи с освобождением путей приема, оперативным приказом от 17,01.2022 N 588 вагоны были направлены на станцию назначения Кошта, с указанием составления актов общей формы по увеличению сроков доставки.
На окончание задержки был составлен акт общей формы от 06.01.2022 г. N 6/4850.
Однако в пути следования вагоны были вновь задержаны в связи с неприемом станцией назначения на основании обращения начальника станции от 18.01.2022 N 61 и оперативным приказом на временное отставление от движения грузового поезда N 244 от 18,01.2022 по станции Чебсара.
На начало задержки был составлен акт общей формы от 18.01. 2022 N 5/15.
В связи с освобождением путей приема, по обращению начальника станции от 18.01.2022 N 62, оперативным приказом от 18.01.2022 N 236 вагоны были направлены на станцию назначения Кошта, с указанием составления актов общей формы по увеличению сроков доставки.
На окончание задержки был составлен акт общей формы от 18.01.2022 N 5/17.
На станции назначения был составлен акт общей формы от 18.01.2022 N 3/2975 на увеличение срока доставки на 3 суток.
С учетом нормативного срока доставки по территории Российской Федерации и с учетом просрочки по Латвийской ж.д., вагоны по накладной N 32089243 должны были прибыть 17.01.2022, а прибыли 18.01.2022.
Однако с учетом продления срока доставки, согласно представленных документов на 3 суток, просрочка доставки груза по накладной N 32089243 отсутствует.
В подтверждение занятости пути необщего пользования ранее прибывшими в адрес истца вагонами оформлены актами общей формы: от 16.01.2022 - 2/522, от 17.01.2022 -2/528, 2/551, в которых указано, что вагоны простаивают в ожидании подачи на выставочный путь для грузополучателя АО "Апатит", в связи с отсутствием локомотива грузополучателя.
Кроме того, представленные памятки подачи/уборки, ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждающие неприем станции назначения Кошта Северной ж.д. вагонов по отправке N 32089243 по вине грузополучателя АО "Апатит" из-за занятости пути необщего пользования АО "Апатит" в период с 15.01.2022 по 18.01.2022.
Грузополучатель пользуется путями необщего пользования по станции Кошта Северной ж.д. на основании договора N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ФосАгро-Череповец" по станции Кошта Северной ж.д. от 13.07.2012.
Анализ ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика и актов общей формы позволяет сделать вывод о нарушении грузополучателем АО "Апатит" технологических сроков оборота вагонов под грузовыми операциями, предусмотренным договором N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ФосАгро-Череповец" по станции Кошта Северной ж.д. от 13.07.2012.
В соответствии с § 8 Договора (с учетом протокола разногласий) технологический срок оборота вагонов составляет 30 часов.
Из представленных ответчиком ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, а также актов общей формы следует, что грузополучатель нарушал технологический срок оборота вагонов.
Следовательно, нарушение технологического срока оборота вагонов грузополучателем АО "Апатит" привело к последующему накоплению прибывающих в адрес грузополучателя вагонов и необходимости задержки их в пути следования на промежуточных станциях, что является прямым подтверждением причины такой задержки по независящим от перевозчика обстоятельствам.
Таким образом, истцом необоснованно начислены пени по отправке N 32089243 на сумму 10 376,64 руб.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необоснованности исковых требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2022 года по делу N А40-104354/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104354/2022
Истец: АО "АПАТИТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"