г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А56-50874/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35009/2022) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2022 по делу N А56-50874/2022 (судья Селезнёва О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленный обогрев"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления от 11.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленный обогрев" (далее - заявитель, Общество, ООО "Промышленный обогрев") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 11.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.07.2022 (в виде резолютивной части) заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление Таможни от 11.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022 признано незаконным и отменено; мотивированное решение изготовлено судом 05.08.2022.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 05.08.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы указывает на то, что исходя из диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ датой совершения правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета товаров, будет являться дата фактического представления статистической формы учета, в рассматриваемом случае - 21.03.2022. Таким образом, по мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022 вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы таможенного органа отклонены.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.03.2022 Общество представило в таможенный орган статистическую форму за отчетный период - февраль 2021 года с системным номером ED20220321145416611 в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись), которая автоматически зарегистрирована на сайте Федеральной таможенной службы 21.03.2022 под кодом Санкт-Петербургской таможни с регистрационным номером 10210000/210322/С403537.
Согласно данным из представленной статистической формы в феврале 2021 года в адрес: ООО "ТехноЭлектроТовар" (Республика Беларусь, Минск, ул. Чернышевского, д.8, каб.23) отгружены товары: "комплект для заделки TKR, комплект для заделки TKR/j, комплект КСК-6, комплект для соединения СР-7, лента крепежная FT/HTM", весом нетто 2,543 кг, стоимостью 18346,80 руб.
Отгрузка осуществлялась по следующим документам: договор N ПО246-02-21ТВ от 18.02.2021, товарная накладная N 34 от 26.02.2021, счет фактура (инвойс) N 248 от 26.02.2021, счет на оплату N 302 от 17.02.2021.
В соответствии с пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, статистическая форма учета перемещения товаров за февраль 2022 года должна быть представлена в таможенный орган не позднее 15.03.2021, однако фактически представлена Обществом 21.03.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Таможни 14.04.2022 в отношении Общества протокола N 10210000-1820/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 11.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события вмененного Обществу правонарушения. Вместе с тем суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Таможни от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022, установив, что на момент вынесения постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 05.08.2022 ввиду следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила) (дата вступления в законную силу 24.07.2020).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт представления Обществом в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED20220321145416611 за отчетный период - февраль 2021 года с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил (форма представлена 21.03.2022 при установленном сроке - не позднее 15.03.2021), установлен административным органом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена части 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 также разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 15.03.2021, вследствие чего с 16.03.2021 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 16.03.2021 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, оспариваемое постановление от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022 вынесено за пределами предусмотренного статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 по делу N А42-6183/2021.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Таможни от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-1820/2022.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 05.08.2022 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 августа 2022 года по делу N А56-50874/2022
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50874/2022
Истец: ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБОГРЕВ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ