г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А56-97350/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.,
при участии:
от заявителя: Никифоров Д.А. по доверенности;
от ответчика: Горошко М.В. по доверенности;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5972/2024) публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2024 по делу N А56-97350/2023, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Инспекция) от 20.09.2023 по делу об административном правонарушении N 1114/23, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 7 500 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Сити сервис Василеостровское" (далее - АО "Сити сервис Василеостровское").
Решением суда от 12.02.2024 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указал, что не является собственником тепловых сетей, к которым осуществлено присоединение систем теплопотребления многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 39, лит. Б, поскольку тепловая энергия поставляется посредством передачи по тепловым сетям, принадлежащим АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на основании договора на оказание услуг. Также Общество ссылается на то, что коммунальная услуга горячего водоснабжения предоставлялась со снижением температурных параметров в связи с устранением АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" повреждений на подающем трубопроводе многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, при этом полное ограничение подачи горячего теплоснабжения не вводилось. В жалобе Общество также указало, что не является исполнителем коммунальных услуг по отношению к потребителям многоквартирного дома, так как является ресурсоснабжающей организацией по отношению к многоквартирному дому; исполнителем является управляющая компания АО "Сити Сервис Василеостровское". Кроме того, Общество полагает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Инспекции выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 19.07.2023 по 02.08.2023 Инспекцией в связи с поступившей жалобой от жителя МКД проведена проверка, по результатам которой выявлены следующие нарушения в действиях ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1":
- не обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора (граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 39, лит. Б по договору теплоснабжения N 10023 от 01.06.2008, заключенному ПАО "ТГК-1" с АО "Сити Сервис Василеостровское", в период с 23.05.2023 по 22.06.2023) требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.3684-21), что является нарушением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения, установленного пунктом 5 раздела II Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" является ресурсоснабжающей организацией в части предоставления коммунального ресурса горячей воды в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 39 лит. Б, на основании договора ресурсоснабжения N 10023 от 01.06.2008.
Горячее водоснабжение поставляется по тепловым сетям, принадлежащим АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенным между ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" и АО "Теплосеть Санкт-Петербурга".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" в сети "Интернет", а также по сведениям, представленным исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД, отключение горячего водоснабжения в многоквартирном доме в связи с проведением планово-профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения производилось в период с 22.05.2023 по 02.06.2023.
В соответствии с отчетом (акт) о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за периоды с 23.05.2023 по 22.06.2023 (тип прибора ВКТ-7-04, номер прибора 78197), принятому ПАО "ТГК N 1", температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, N 39 лит. Б, составила: - 03.06.2023 - 33,6°C; в дальнейшем, 04.06.2023, 05.06.2023 температура горячей воды на вводе составляла 14,7°С, 05.06.2023 - 14,9 °С, 06.07.2023 - 15°С, начиная с 07.06.2023 указанная температура составила 66,8°С.
Выявленные нарушения отражены в акте документарной проверки N 04/14/23-Н-р от 02.08.2023 с приложением материалов проверки.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении Общества 01.09.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 04/14/23-Н-р.
Постановлением Инспекции от 20.09.2023 N 1114/23 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 7 500 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал доказанным событие и состав вмененного правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей.
Объективная сторона вменяемого правонарушения может состоять как в действиях, повлекших нарушение общеобязательных требований законодательства Российской Федерации, так и в бездействии - непринятии требуемых по закону мер.
Данная норма носит бланкетный характер, соответственно привлечение к административной ответственности возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
Целью установления административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
На основании положения статьи 157.2 ЖК РФ коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в доме предоставляется непосредственно ресурсоснабжающей организацией.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5 Приложения N 1 Правил N 354 регламентируется обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.3684-21)
Согласно пункту 84 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) температура горячей воды в местах водозабора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже + 60°C и не выше + 75°C.
СанПиН 2.1.3684-2 определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям, при котором не допускается отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в том числе, на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (Решение Верховного Суда РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394).
Судом первой инстанции установлено, что Общество не обеспечило соответствие температуры горячей воды в точке водозабора горячей воды (граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом за период с 23.05.2023 по 22.06.2023 составила менее + 60°C.
Факт нарушения Обществом нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами подтверждается материалами дела, в том числе актом документарной проверки 04/14/23-Н-р от 02.08.2023 с приложением материалов проверки, протоколом об административном правонарушении от 01.09.2023 N 04/14/23-Н-р.
Довод заявителя о том, что Общество не является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения, следовательно, не может быть субъектом вменяемого правонарушения, являются несостоятельными.
В пункте 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги.
Поскольку Общество осуществляет поставку тепловой энергии в горячей воде по спорному адресу на основании договора N 10023 от 01.06.2008, то ответственность за нарушение нормативного уровня (режима) обеспечения жильцов многоквартирного дома коммунальным ресурсом горячей воды горячей воды в точке водоразбора (граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности) возлагается на Общество.
В связи с тем, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество подачи горячей воды потребителям, то она относится к числу субъектов вмененного правонарушения как лицо, осуществляющее поставку коммунальных ресурсов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что коммунальная услуга горячего водоснабжения предоставлялась со снижением температурных параметров в связи с устранением АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" повреждений на подающем трубопроводе многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, при этом полное ограничение подачи горячего теплоснабжения не вводилось, также не могут быть признаны апелляционным судом обоснованными, поскольку проведение работ АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" в данном конкретном случае все-таки позволило Обществу осуществлять поставку горячей воды по резервной схеме, что было установлено в ходе проверки Инспекцией и подтверждено представителем Общества в судебном заседании. При этом, доказательств невозможности соблюдения температурного режима в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Административный штраф назначен Обществу в размере 7 500 руб. в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда от 12.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 февраля 2024 года по делу N А56-97350/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97350/2023
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: АО "СИТИ СЕРВИС ВАСИЛЕОСТРОВСКОЕ", АО "ТЕПЛОСЕТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"