г. Чита |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А19-22664/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2024 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Горбатковой Е.В., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2024 года по делу N А19-22664/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" к Администрации города Иркутска о взыскании 699 737 руб. 02 коп.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - истец, ООО "Байкальская энергетическая компания") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Иркутска (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 665 993 руб. 36 коп. основного долга, 33 743 руб. 66 коп. - неустойки, а также неустойки, начисленной на сумму основного долга 665 993 руб. 36 коп. за период с 24.01.2024 по день фактической оплаты долга в соответствии с ч. 9.3. Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2024 года исковые требования удовлетворены. С ответчика у пользу истца взыскано сумма 665 993 руб. 36 коп. - основной долг, сумма 33 743 руб. 66 коп. - неустойка, неустойка, начисленная на сумму основного долга 665 993 руб. 36 коп. за период с 24.01.2024 по день фактической оплаты долга в соответствии с ч. 9.3. Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", 16 995 руб. - расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, требования истца направлены на взыскание оплаты нормативных тепловых потерь. Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом.
Ответчик считает, что расчет нормативных технологических потерь произведен истцом неверно, судом на правильность не проверен, в материалах дела не содержится ни одного документа, подтверждающего достоверность исходных данных, на основании которых произведен расчет.
Кроме того, по мнению заявителя, риск образования потерь возлагается на теплосетевую организацию, в фактическом владении которой была или находится соответствующая инженерная сеть. Теплосетевая организация, компенсируя теплоснабжающей организации потери тепловой энергии, возникающие в своих сетях, включает соответствующие затраты (в объеме нормативов потерь) в состав собственных расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, и таким образом получает их последующее возмещение от потребителей услуг по передаче тепловой энергии в составе соответствующей платы (тарифа).
По мнению заявителя, затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В этой связи ответчик указывает, что взыскание теплоснабжающей организацией нормативных потерь тепловой энергии с владельца тепловых сетей либо с собственника тепловых сетей, не обладающих статусом профессионального участника рынка теплоэнергетики (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией), которые не имеют право на получение платы за переток тепловой энергии по принадлежащим им тепловым сетям до конечных потребителей, фактически приводит к нарушению принципа соблюдения баланса экономических интересов участников гражданского оборота.
Ответчик не обладает статусом теплосетевой или теплоснабжающей организации, не является специализированным участником рынка теплоснабжения, а потери тепловой энергии, образующиеся при передаче теплового ресурса, относятся к одному из видов экономически обоснованных расходов, подлежащих включению в тариф на тепловую энергию, ответчик объективно лишен возможности получить последующее возмещение в составе соответствующего тарифа.
Между тем, по мнению заявителя, судом первой инстанций вопрос о включении нормативных технологических потерь в состав тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "БЭК" не исследовался в принципе, составляющие тарифа, установленного для ООО "БЭК" не исследовались, расходы (затраты), которые заявлялись ЕТО при расчете тарифа для конечных потребителей не рассматривались.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 1 декабря 2020 года ООО "Байкальская энергетическая компания" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в г. Иркутске.
Как следует из материалов дела, сооружения коммунального хозяйства - теплосети, с кадастровыми номерами 38:36:000022:48287 и 38:36:000000:11030, 3 расположенные в г. Иркутске, в/г 114, являются собственностью муниципального образования г. Иркутска (запись о праве собственности от 07.08.2020 N 38:36:000022:48287-38/116/2020-3 и от 10.08.2020 N 38:36:000000:11030-38/123/2020-3).
В соответствии с письмом Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска от 11.10.2021 N 405-719-10231/21 организация, осуществляющая эксплуатацию поименованных тепловых сетей, не определена; тепловые сети находятся в муниципальной казне г. Иркутска.
ООО "Байкальская энергетическая компания" направило в адрес Администрации муниципальный контракт теплоснабжения N 16006, действие которого распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.12.2020, в соответствии с пунктом 1.1 которого единая теплоснабжающая организация (далее - ЕТО) обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель (сетевую воду) (далее - тепловую энергию) до точки (точек) поставки в количестве, установленном сторонами в соответствии с приложением N 1 к контракту, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В ответ на обращение ООО "Байкальская энергетическая компания" о заключении муниципального контракта теплоснабжения (поставки) Потребителя тепловой энергии в горячей воде N 16006 Администрация сообщила об отсутствии возможности заключения данного договора по причине отсутствия в бюджете муниципального образования целевой статьи на оплату потерь в сетях теплоснабжения.
Согласно доводам искового заявления, ООО "Байкальская энергетическая компания" в июле 2023 года продолжало подавать абонентам тепловую энергию, через сети, находящиеся в собственности Администрации, в которых образовывались потери тепловой энергии.
Истцом ответчику предъявлена к оплате стоимость потерь в тепловых сетях в сумме 665 993 руб. 36 коп., о чем в адрес Администрации направлены товарная накладная от 31.07.2023 N 19204 и счет-фактура от 31.07.2023 N 41293-16006.
Оплата стоимости потерь тепловой энергии ответчиком не произведена, ввиду чего в порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 11.08.2023 N 0000079601 с требованием произвести оплату задолженности в течение 3 дней с даты получения данной претензии.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 329, 330, 332, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Методическими рекомендациями по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация как собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), а также Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В пункте 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении определено, что теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии, с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Согласно части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети, обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно пункту 113 Правил N 808 организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет теплосетевым организациям подписанные со своей стороны договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях.
Таким образом, обязанность теплосетевой организации приобрести тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, не поставлена в зависимость от наличия у сторон заключенного договора на передачу тепловой энергии.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество (далее - ГК РФ), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ).
Исходя из системного анализа указанных положений, Общество, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (в размере разницы стоимости между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы на тепловую энергию в объеме потерь в сетях, не принадлежащих ей.
Таким образом, ООО "БЭК" вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Суд первой инстанции установил, что спорные тепловые сети являются муниципальной собственностью. Администрация не предприняла соответствующих действий по передаче принадлежащих ей сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с Обществом.
ООО "Байкальская энергетическая компания" как гарантирующий поставщик осуществляло в спорный период поставку тепловой энергии абонентам через сети, находящиеся в собственности Администрации, в которых образовывались потери тепловой энергии, что сторонами не оспаривается.
Расчет стоимости тепловых потерь, выполненный истцом, проверен судом и признан правильным. Контррасчет Администрацией не представлен.
Доказательства, подтверждающие оплату предъявленной задолженности, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, требование о взыскании стоимости потерь тепловой энергии в сетях за рассматриваемый период предъявлено обоснованно.
Ввиду отсутствия доказательств своевременной оплаты задолженности, требования истца о взыскании неустойки за период с 16.08.2023 по 23.01.2024 в сумме 33 743 руб. 66 коп., а так же начисленной на сумму основного долга 665 993 руб. 36 коп., за период начиная с 24.01.2024 по день фактической оплаты долга, являются правомерными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом предъявлены к взысканию нормативные потери, опровергается материалами дела.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, им дана надлежащая правовая оценка; судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2024 года по делу N А19-22664/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22664/2023
Истец: ООО "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация города Иркутска