город Ростов-на-Дону |
|
26 декабря 2022 г. |
дело N А32-1308/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "СК-Качество" посредством веб-конференции: Бондарчук Н.С.
по доверенности от 16.08.2022;
от УФАС по Краснодарскому краю посредством веб-конференции: Мурадян О.А.
по доверенности от 13.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "СК-Качество"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.10.2022 по делу N А32-1308/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК-Качество"
(ИНН 2337044016, ОГРН 1142337000101)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК-Качество" (далее - ООО "СК-Качество", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю, антимонопольный орган, управление) об оспаривании постановления от 27.12.2021 N 023/04/14.32-5880/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1 758 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2022 признано незаконным и изменено постановление УФАС по Краснодарскому краю от 27.12.2021 по делу N 023/04/14.32-5880/2021 в части размера административного штрафа. Обществу с ограниченной ответственностью "СК-Качество" назначено административное наказание за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 586 040 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СК-Качество" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о снижении двукратно установленного размера штрафа.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что оно находится в затруднительном финансовом положении, оплата штрафа в установленном размере будет для общества связана с большим количеством рисков, которые влекут за собой возможность сокращения штата, неисполнения принятых на себя обязательств по контрактам, а также возможность полной финансовой несостоятельности. Введение с конца февраля текущего года в отношении отдельных предприятий и секторов экономики финансовых и экономических санкций отражается на экономической деятельности хозяйствующих субъектов. ООО "СК-Качество" является добросовестным участником системы закупок, все заключенные данным обществом контакты исполняются в полном объеме. Учитывая на момент совершения правонарушения и рассмотрения дела общеизвестные негативные последствия для субъектов экономической деятельности, вызванные новой коронавирусной инфекцией и недружественными действиями стран, а также принимаемые Правительством Российской Федерации в указанных условиях меры по поддержке экономики, общество полагает, что снижение размера штрафных санкций будет отвечать принципу баланса частных и публичных интересов и не нарушит принципы соразмерности и справедливости.
От УФАС по Краснодарскому краю поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 12.12.2022 удовлетворено ходатайство ООО "СК-Качество" о проведении веб-конференции.
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайство УФАС по Краснодарскому краю о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель ООО "СК-Качество" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель УФАС по Краснодарскому краю возражал против удовлетворения апелляционной, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, основанием для выводов административного органа о наличии в деяниях ООО "СК-Качество" состава административного правонарушения явилось решение УФАС по Краснодарскому краю от 30.11.2021 по делу N 023/01/11-676/2021, согласно которому установлен факт нарушения ООО "СК-Качество" п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон N 135-ФЗ), путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в электронных аукционах от 22.04.2019 N 0875100003519000017, от 20.05.2019 N 0318100051719000020, от 17.06.2019 N 0875100004019000080, от 22.07.2019 N 0318100051719000036, от 05.08.2019 N 0875100004019000119.
При указанных обстоятельствах 15.12.2021 антимонопольным органом в отношении ООО "СК-Качество" составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/14.32- 5880/2021 по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом 27.12.2021 принято постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/14.32-5880/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ виде штрафа в размере 1 758 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ устанавливает ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Статьей 11 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.
В частности, указанной статьей установлено, что признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к поддержанию цен на торгах.
В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
УФАС по Краснодарскому краю по результатам анализа имеющихся в деле документов выявлена совокупность обстоятельств и фактов, свидетельствующих о реализации хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения с целью поддержания цен на торгах, тем самым нарушив запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции; действия ООО "СК-Качество", ООО "СТМ-СТРОЙ", ООО "ГАРАНТСТРОЙСЕРВИС" не соответствуют принципу добросовестности и являются следствием заключенного между ними картельного соглашения.
Согласно апелляционной жалобе, ООО "СК-Качество" не оспаривает выявленное правонарушение, просит снизить размер штрафа в двукратном размере от суммы 586 032,16 руб. до 293 016,08 руб.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: решением от 30.11.2021 по делу N 023/01/11-676/2021, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Согласно ч. 6 ст. 14.32 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Решение комиссии УФАС по Краснодарскому краю вынесено 30.11.2021. Обществом не обжаловано, незаконным в соответствующем порядке не признано.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
При установлении размера штрафа, подлежащего взысканию с ООО "СК-Качество", учтены, что смягчающие административную ответственность лица, виновного в совершении административного правонарушения, а именно добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения.
Согласно части 4 примечания к статье 14.43 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Судом первой инстанции, с учетом сведений, имеющихся в материалах дела произведен перерасчет размера штрафа, который уменьшен им до 586 040 руб. Административный орган не возражал против назначенного судом административного штрафа ООО "СК-Качество".
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
Заключение антиконкурентного соглашения предполагает сознательное и намеренное поведение лица, рассматриваемое законодателем как потенциально опасное для всех сфер общественных отношений. О важности охраняемых правоотношений также свидетельствуют более продолжительный (по сравнению с общеустановленным) срок давности привлечения к административной ответственности и размер штрафных санкций. Поэтому закон также содержит императивные нормы, не позволяющие заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе статьей 14.32 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
В апелляционной жалобе общество ссылается на затруднительное финансовое положение, общеизвестные негативные последствия для субъектов экономической деятельности, вызванные новой коронавирусной инфекцией и недружественными действиями стран.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В таком случае, в силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при применении указанной нормы суду надлежит установить наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Имущественное и финансовое положение общества имеет факультативное значение и само по себе в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не может служить основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела.
В данном случае исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не имеется.
Таким образом, обстоятельства, связанные с характером и последствиями нарушения, совершенного ООО "СК-Качество" правонарушения, не являются исключительными.
Иные обстоятельства, указанные обществом в качестве исключительных, таковыми не являются и не могут служить основанием для снижения размера административного штрафа.
Апелляционная коллегия считает, что в настоящем случае, снижение размера административного штрафа не обеспечит основной цели административной ответственности: предупреждения совершения новых правонарушений, поскольку размер штрафа не будет обладать сдерживающим эффектом, как на то указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, судебная коллегия считает, что наказание в виде административного штрафа в размере 586 040 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы жалобы в части несогласия с размером назначенного административного штрафа не нашли подтверждения, поскольку действия общества носили умышленный характер, у общества имелась возможность не допускать правонарушение.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 по делу N А32-1308/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1308/2022
Истец: ООО "СК-КАЧЕСТВО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС ПО КК