город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2022 г. |
дело N А32-14702/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Бычкова А.В.по доверенности от 20.12.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.10.2022 по делу N А32-14702/2022
по заявлению Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН: 1042305701954, ИНН: 2310095359)
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания" (ОГРН: 1092312007402, ИНН: 2312165315)
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее по тексту - департамент, уполномоченный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее по тексту - антимонопольный орган, управление) от 12.01.2022 N 023/10/18.1-5916/2021 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12.01.2022 N 023/10/18.1-5916/2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания" в адрес Департамента не направлялись документы, подтверждающие отсутствие объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416, или иные обращения, на основании которых возможно установить отсутствие объектов. Факт наличия на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416 четырёх объектов капитального строительства подтверждается актом визуальной фиксации использования земельного участка N 251 от 19.04.2021. В нарушение требований подпункта "г" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ отсутствует проект демонтажа возведенного объекта. Департамент полагает, что ООО Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания" реализовало свое право на обжалование при рассмотрении материалов N 023/10/18.1-5564/2021 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, в следствии чего в данном случае имеется злоупотребление правом на подачу жалобы.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО СЗ "ЮРСК" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ООО СЗ "ЮРСК" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО СЗ "ЮРСК".
От Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар зарегистрирован в качестве юридического лица за ОГРН 1042305701954, дата присвоения ОГРН: 08.08.2004, ИНН 2310095359, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 173.
10.11.2021 ООО Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания" (далее по тексту - общество) обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, п. Пригородный, литер 1, 2, 3, 4" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416.
23.11.2021 ООО Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания" отказано в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия проекта демонтажа возведенного объекта.
Согласно письму Уполномоченного органа от 23.11.2021 N 29/18052-1, в рамках осуществления муниципального контроля в ходе проведения визуальной фиксации использования земельных участков управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416 расположены четыре объекта капитального строительства (стадия возведения - фундамент). 23.04.2021 администрацией муниципального образования город Краснодар в Арбитражный суд Краснодарского края предъявлено исковое заявление о сносе самовольной постройки. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2021 по делу N A32-18442/2021 приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста и запрета регистрационных действий в отношении спорных объектов и земельного участка.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания" на действия уполномоченного органа при осуществлении процедуры выдачи разрешения на строительство объекта "Многоэтажный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, п. Пригородный, литер 1, 2, 3, 4" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416.
Решением от 12.01.2022 N 023/10/18.1-5916/2021 Комиссия Управления признала обоснованной жалобу общества на действия Департамента при осуществлении процедуры выдачи разрешения на строительство объекта "Многоэтажный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, п. Пригородный, литер 1, 2, 3, 4" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416; материалы дела переданы должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении Департамента.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено предписание от 12.01.2022 N 023/10/18.1 -5916/2021, которым уполномоченному органу предписано в срок до 14.02.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству, а именно: повторно рассмотреть заявление ООО Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания" с учетом вынесенного решения Комиссии Краснодарского УФАС России N 023/10/18.1-5916/2021.
Не согласившись с выводами контролирующего органа, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12.01.2022 N 023/10/18.1-5916/2021 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12.01.2022 N 023/10/18.1-5916/2021.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением мероприятий, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части: а) нарушения установленных сроков осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству; б) предъявления требования осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству; в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений; г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения о Департаменте, утвержденного решением Городской думы г. Краснодар от 21.12.2006 N 17, Департамент в соответствии с основными задачами, в пределах своих полномочий осуществляет подготовку и выдает по установленным формам разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и разрешения на ввод их в эксплуатацию на территории муниципального образования г. Краснодар.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 10.08.2021 общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, п. Пригородный, литер 1, 2, 3, 4" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416.
Общество в сопроводительном письме от 13.08.2021 указало, что заявление о выдаче разрешения на строительство указанного объекта направляется в Департамент на повторное рассмотрение во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N А32-16805/2021, согласно которому решение N 29/4504-1 от 02.04.2021 об отказе Департамента в выдаче Обществу разрешения на строительство было признано недействительным и на Департамент была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Общества.
20.08.2021 Департамент письмом от 20.08.2021 N 29/12143-1 отказал обществу в выдаче разрешения на строительство, мотивировав тем, что в рамках осуществления муниципального контроля в ходе проведения визуальной фиксации использования земельных участков управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416 расположены 4 объекта капитального строительства (стадия возведения - фундамент), возведенные в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации без разрешительной документации.
По факту выявленных нарушений Администрацией муниципального образования г. Краснодар было подано исковое заявление в Арбитражный суд Краснодарского края к Обществу и индивидуальному предпринимателю Мартынову С.В. о сносе самовольно возведенных капитальных объектов (стадия возведения-фундаменты).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2021 по делу N А32-18442/2021 были приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста и запрета регистрационных действий в отношении спорных объектов, а также земельного участка.
21.10.2021 общество повторно обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, п. Пригородный, литер 1, 2, 3, 4" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416, указав, что заявление о выдаче разрешения на строительство спорного объекта направляется в Департамент на повторное рассмотрение во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по делу N А32-
16805/2021.
26.10.2021 Департамент письмом от 26.10.2021 N 29/16551-1 отказал Обществу в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что в рамках осуществления муниципального контроля в ходе проведения визуальной фиксации использования земельных участков управлением муниципального контроля Администрации муниципального образования г. Краснодар установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416 расположены 4 объекта капитального строительства (стадия возведения - фундамент), возведенные в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации без разрешительной документации.
10.11.2021 общество обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажный жилой комплекс со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, п. Пригородный, литер 1, 2, 3, 4" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416.
23.11.2021 департаментом отказано в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия проекта демонтажа возведенного объекта.
Согласно письму Уполномоченного органа от 23.11.2021 N 29/18052-1, в рамках осуществления муниципального контроля в ходе проведения визуальной фиксации использования земельных участков управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416 расположены четыре объекта капитального строительства (стадия возведения - фундамент).
В письмах Департамент ссылается на выявленный факт возведения на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416 четырех объектов капитального строительства в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации без разрешительной документации.
Апелляционной коллегией не принимается довод Департамента о том, что отказ в выдаче на разрешение строительства правомерен, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0419025:416 возведены четыре объекта капитального строительства в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации без разрешительной документации, проект демонтажа возведенного объекта отсутствует.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, отказывает в выдаче разрешения на строительство: при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи; при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта при несоответствии требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); при несоответствии представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Вместе с тем, отказывая обществу в выдаче разрешения на строительство Департамент указывает на факт возведения на земельном участке объектов капитального строительства без разрешительной документации, то есть ссылается на обстоятельства, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно позиции Департамента, отказывая Обществу в выдаче разрешения на строительство, он руководствовался подпунктом "г" пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающим обязанность представления в составе заявления о выдаче разрешения на строительство проекта организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства.
При этом, из писем Департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство не следует указание на нарушение подпункта "г" пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как и указание на непредставление Обществом проекта организации работ по сносу возведенных объектов капитального строительства, как на основание отказа.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Судом установлено, что по состоянию на дату принятия Департаментом рассматриваемых отказов в выдаче разрешения на строительство дело N А32-18442/2021 с исковыми требованиями о сносе самовольно возведенных капитальных объектов Арбитражным судом Краснодарского края по существу рассмотрено не было.
Доказательствами признания названных объектов самовольной постройкой, Департамент не располагал. Такие доказательства не были представлены и в материалы дела.
Само по себе наличие в производстве Арбитражного суда Краснодарского края искового заявления о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой не может являться основанием для отказа в предоставлении разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2022 по делу N А32-18442/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 и постановлением Арбитражного суда СевероКавказского округа от 21.06.2022 в удовлетворении исковых требований о сносе самовольно возведенных капитальных объектов отказано. Судами установлено, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, которые могут являться самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем, истец неправомерно обратился с иском в порядке статьи 222 ГК РФ.
В рамках дел N А32-16805/2021, N А32-11937/2022 судами установлено, что уполномоченный орган неправомерно отказал Обществу в выдаче разрешения на строительство на спорном земельном участке.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно указано, что вывод антимонопольного органа о наличии в действиях Департамента нарушения требований части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившегося в нарушении действующего порядка выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства и необоснованности принятого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, является обоснованным.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Ввиду отсутствия совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконными решения и предписания антимонопольного органа, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований юридического лица.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2022 по делу N А32-14702/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14702/2022
Истец: Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: ООО "Специализированный застройщик "Южная региональная строительная компания", ООО Южная-региональная строительная компания