г. Пермь |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А50-24126/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Герасименко Т.С.,
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Министерства транспорта Пермского края,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 08 декабря 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-24126/2023
по заявлению Министерства транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678, ИНН 5902291090)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании недействительным решения от 12.09.2023 N 203S19230016724 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Пермского края (далее - заявитель, Министерство, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Отделение, страховщик, Фонд) от 12.09.2023 N 203S19230016724 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 декабря 2023 года (резолютивная часть от 30 ноября 2023 года), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать решение Отделения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионногострахования и обязательного социального страхования от 12 сентября 2023 года
203S19230016724 незаконным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы страхователь указывает, что выводы суда о наличии вины в действиях Министерства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права; Министерство исполнило свои обязанности по направлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в полном объеме в установленный Законом N 27-ФЗ срок. По мнению заявителя, исходя из положений Распоряжения и Соглашения, функции страхователя по направлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме ЕФС-1 переданы в ГКУ "ЕЦУ". Выписка из АЦК "Финансы", подтверждающая отсутствие вины Министерства, представлялась в суд первой инстанции, однако, судом не учтена. Ссылаясь на пункт 5.1 Соглашения, считает ответственность за допущенное правонарушение должно нести ГКУ "ЕЦУ", однако, судом указанные обстоятельства не учтены, правовая оценка указанным доводам судом не дана.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу не направил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, по факту выявления нарушения заявителем срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме ЕФС-1 раздел 1 подраздел 1.1 в отношении 1 застрахованного лица по 2 кадровым мероприятиям: нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 06.07.2023 и 26.07.2023, фактически представлены - 28.07.2023.
04.08.2023 должностным лицом фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования N 203S18230014022, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 12.09.2023 N 203S19230016724, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Не согласившись с решением Отделения от 12.09.2023 N 203S19230016724, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности нарушения срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и, таким образом, наличия оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2023) страхователь представляет в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в составе единой формы сведений.
Приказом СФР от 17.11.2023 N 2281 утверждена единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядок ее заполнения.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации.
Исходя из подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг)) следующие сведения и документы:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 пункта 2), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается и страхователем не оспаривается, что страхователем 05.07.2023 с Хайруллиной Г.Я. заключен договор подряда N 002-ГПХ-2023. Следовательно, не позднее следующего рабочего дня (06.07.2023) страхователь обязан был направить страховщику сведения о заключении этого договора. Фактически такие сведения (по форме ЕФС-1) подписаны и направлены страховщику только 28.07.2023, то есть с нарушением установленного законом срока.
25.07.2023 указанный договор был расторгнут, соответственно, сведения о застрахованных лицах страхователь обязан был представить не позднее 26.07.2023. Однако, фактически сведения представлены 28.07.2023.
Таким образом, факт выявленного Фондом нарушения срока представления Министерством сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 1 застрахованного лица по 2 кадровым мероприятиям подтвержден материалами дела.
При этом суд первой инстанции обосновано исходил из того, что нарушение страхователем совершено в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей, доказательств обратного не представлено.
Более того, судом первой инстанции учтено, что вступая в правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования и являясь их участником, страхователь должен был не только знать о существовании обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в данной сфере, но и обязан был обеспечить их выполнение.
Доказательств наличия обстоятельств, исключающих вину плательщика в совершении правонарушения, не представлено, в связи с чем к нему применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы заявителя об отсутствии вины со ссылкой на заключенное с Государственным казенным учреждением Пермского края "Единый центр учета" соглашение о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского), налогового учета, отдельных направлений кадрового учета, финансово-экономического обеспечения и формирования отчетности, были предметом исследования судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Как было указано ранее, обязанность по обеспечению своевременного направления и получения органами Фонда сведений о застрахованных лицах в составе отчетности возложена Законом N 27-ФЗ именно на страхователя, а способы организации исполнения указанной нормативной обязанности (самостоятельно или с привлечением иных лиц) определяющего значения для целей контроля не имеют.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 декабря 2023 года (резолютивная часть от 30 ноября 2023 года) по делу N А50-24126/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24126/2023
Истец: Министерство транспорта Пермского края
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю