г. Москва |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А40-166516/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2022 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-166516/22
по иску ООО "НФБ-Павловская" (ОГРН: 1132362000044, ИНН: 2346017650)
к ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "НФБ-Павловская" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (далее по тексту - ответчик) о взыскании 421 500 руб. 00 коп. убытков, причиненных простоем вагонов по договору.
Решением суда от 17.11.2022 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "НФБ-Павловская" взысканы убытки в размере 421 500 руб. 00 коп., причиненные простоем вагонов по договору.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском.
Полагает, что истец не доказал факт несения убытков, вызванных ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств, не указал какое его конкретное право нарушил перевозчик.
Ссылается на то, что штрафные санкции на сумму 421 500,00 руб., выставленные истцу контрагентами ООО "Альянс Сервис" предъявлены ОАО "РЖД" не обоснованно.
ОАО "РЖД" ходатайствует об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Полагает, что претензии N 754-22/УБ от 18.05.2022 г., в адрес ОАО "РЖД" не поступали.
Считает, что истец не доказал, каким образом действия ОАО "РЖД" нарушили права истца и каким образом подача искового заявления восстановит якобы нарушенные права.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Договором N 1 от 25.02.2014 г. (далее - Договор), заключенного между ООО "Альянс-Сервис" (далее - Заказчик) и ООО "НФБ-павловская" (далее - Исполнитель, Истец), Заказчиком были переданы Исполнителю вагоны для слива и хранения выгруженных нефтепродуктов.
В соответствии с п. 5.2.1. Договора срок нахождения цистерн на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения, выставочных путях и/либо на подъездных путях грузоотправителя) в связи с ожиданием слива (разгрузки), под сливом (под разгрузкой), в ожидании отправки, либо в ином случае, не должно превышать двух суток; исчисление начала срока нахождения цистерн, вагонов у грузополучателя начинается с даты, следующей за датой прибытия на станцию назначения и до 24 часов 00 минут даты возврата Исполнителем перевозчику цистерн, вагонов. Время использования цистерн, вагонов свыше установленного срока исчисляется в сутках.
Дата прибытия цистерн на станцию назначения и дата сдачи порожней цистерны перевозчику для перевозки (дата отправки порожнего вагона) может определяться по данным ГВЦ ОАО "РЖД", либо иного документа, составленного в соответствии с нормами законодательства о перевозках грузов железнодорожным транспортном.
В случае сверхнормативного нахождения цистерн на станции выгрузки, (свыше срока, установленного в п. 5.2.1) Исполнитель возмещает Заказчику все расходы, связанные с таковыми нарушениями, включая, штрафы, сборы предъявляемые Заказчику перевозчиком, экспедитором, грузоотправителем, поставщиком и иные убытки подтвержденные документально.
Подача вагонов, указанных в расчете требований, под выгрузку и уборка с путей необщего пользования для отправки, осуществлялось в даты, указанные уведомлениях о завершении грузовой операции и готовности вагона к уборке, памятках приемосдатчика, ведомостях подачи и уборки вагонов (даты прописаны в расчете требований).
Так грузовые операции по вагонам, указанным в расчете, грузополучателем были произведены своевременно, о чем свидетельствуют уведомления о завершении грузовой операции, памятки приемосдатчика, ведомости подачи/уборки вагонов (данные документы прилагаются).
Кроме того, заготовки железнодорожных накладных по возврату порожних вагонов оформлены своевременно, в даты уборки вагонов с пути необщего пользования в автоматизированной системе ЭТРАН. ОАО "РЖД" является обладателем автоматизированной системы ЭТРАН.
Учитывая вышеизложенное, и в связи с превышением Исполнителем срока использования цистерн на станции назначения (по вине РЖД), Заказчиком были выставлены в адрес Исполнителя претензии, перечисленные в расчете претензионных требований, на сумму 421 500,00 руб.
Таким образом, Истец понес расходы за сверхнормативный простой цистерн по вине Ответчика (ОАО "РЖД").
На основании заключенного Договора N 102/2 на подачу и уборку вагонов от 29.11.2018 г. (далее - Договор подачи/уборки) между ООО "НФБ-Павловская" (далее - Истец/Пользователь) и ОАО "РЖД" (далее - Ответчик/Перевозчик) и в соответствии с ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" N 18-ФЗ от 10.01.2003 года (далее - Устав) осуществляется подача, расстановка на места слива, налива и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу инфраструктуры - ОАО "РЖД", примыкающего к пути N 5 станции Сосыка-Ейская СКЖД. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика.
В соответствии с п.п. 6 и 9 Договора подачи/уборки, о готовности вагонов к сдаче с железнодорожного пути необщего пользования Пользователь передает уведомление приемосдатчику станции Сосыка-Ейская. На основании п. 3.7. "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г., срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
Об окончании слива Пользователь уведомил Перевозчика о готовности к уборке вагонов. Факт своевременного уведомления о завершении операции отражен в памятках приемосдатчика, ведомостях подачи и уборки вагонов, а также в уведомлениях о завершении грузовой операции.
Исковые требования Истца о возмещении убытков вытекает не из договоров перевозки грузов, а из Договора подачи и уборки вагонов, который представляет собой Договор возмездного оказания услуг.
По Договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом Договора на подачу на подачу и уборку вагонов является услуга, оказываемая ОАО "РЖД". Данная услуга оказывается по заданию Истца. Для целей оказания этой услуги ОАО "РЖД" локомотивом на железнодорожные пути необщего пользования, то есть на пути Истца, подает вагоны к местам выгрузки. Готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях Истца, чем и обусловлено ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на подачу и уборку.
Учитывая неисполнение Ответчиком обязательств по Договору и понесения в связи с этим убытков, в адрес Ответчика Истцом была выставлена претензия N 754-22/УБ о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов на сумму 421 500,00 руб., которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
В силу пунктов 12,15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п.1 ст.393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Частью 2 статьи 393 ГК РФ устанавливается, что убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Сумма убытков составила 421 500 руб. 00 коп.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод в силу следующего.
По мнению Ответчика, срок исковой давности должен исчисляться в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании п. 3 ст. 797, согласно которому срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Однако исковые требования заявлены не на основании договора перевозки, а на основании договора возмездного оказания услуг (Договора подачи и уборки вагонов N 102/2 от 29.11.2018 г.) и требований о взыскании убытков, по которым срок исковой давности определяется в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет три года.
Течение срока исковой давности в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинается с даты, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своего права, то есть, с даты получения претензий поставщика, дата вручения ответчику первой претензии - 18.05.2022 г. По указанным в расчете претензиям поставщика трехлетний срок исковой давности начинает истекать только - 18.05.2025 г., который истцом не пропущен. Исковое заявление Истцом подано в Арбитражный суд г. Москвы - 03.08.2022 г.
Учитывая изложенное, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и п. 3 ст. 797 ГК РФ при разрешении спора применению не подлежит, и оснований для вывода о пропуске Истцом срока исковой давности не имеется.
Довод заявителя о том, что истец не доказал факт несения убытков, вызванных ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств, не указал какое его конкретное право нарушил перевозчик, не может быть признан апелляционным судом состоятельным.
Как усматривается из материалов дела, между Истцом и Ответчиком заключен Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 102/2 от 29.11.2018 г. (Далее-Договор подачи и уборки).
На основании данного Договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу.
Согласно пункта 3.7 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г., срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
Предметом Договора на подачу и уборку вагонов является услуга, оказываемая ОАО "РЖД".
Данная услуга оказывается по заданию Истца. Для целей оказания этой услуги ОАО "РЖД" локомотивом на железнодорожные пути необщего пользования, то есть на пути истца, подает вагоны к местам выгрузки. Готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях Истца, чем и обусловлено ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на подачу и уборку.
Кроме того, в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза (ст. 25 Устава жд транспорта).
Согласно ст. 35 Устава жд транспорта грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, ссылка Ответчика о том, что Истец получил компенсацию путем взыскания пени за просрочку в доставке груза по спорным вагонам, перечисленным в п. 1 Отзыва на исковое заявление, не имеет отношения к настоящему спору, поскольку спорные накладные ранее рассматривались в рамках Договора перевозки.
Действие Договора перевозки груза распространяется с момента проставления календарного штемпеля в жд накладной об отправлении груза и до момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения, что также подтверждается календарным штемпелем Перевозчика в жд накладных. Перевозчик обязан выдать груз и накладную грузополучателю в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов.
Требование о возмещении убытков вытекает не из договора перевозки грузов, а в связи с нарушением ответчиком договора на подачу и уборку вагонов N 102/2 от 29.11.2018, следовательно, УЖТ РФ при разрешении споров применению не подлежит. Убытки подлежат возмещению на основании ст.15 ГК РФ.
Расчет убытков Истцом произведен за период прибытия вагонов на станцию назначения до момента подачи Ответчиком вагонов под выгрузку на подъездные пути Истца и за период с момента уведомления Ответчика о завершении грузовых операций до момента уборки вагонов Ответчиком с подъездных путей Истца и отправления Ответчиком порожних вагонов. То есть, за периоды, которые находятся в зоне ответственности Ответчика по Договору подачи и уборки вагонов и напрямую зависят от исполнения Ответчиком своих обязательств.
Таким образом, сверхнормативный оборот вагонов произошел по вине Ответчика, не обеспечившего своевременную подачу/уборку вагонов на/с пути необщего пользования в связи с чем, в адрес Ответчика Истцом выставлена претензия о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов на сумму 421 500,00 руб., которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Также, Истец представил в материалы дела памятки приемосдатчика, в которых отслеживается полный технологический процесс на подачу Ответчиком вагонов под выгрузку на подъездные пути Истца, уведомлений Истцом о завершении грузовых операций, уборку Ответчиком вагонов с путей необщего пользования. Данные, указанные в памятках приемосдатчика полностью соответствуют данным Истца в расчете иска.
Все данные о передвижениях вагонов, в том числе, даты прибытия груженых вагонов и даты отправки порожних вагонов, содержаться в базе Главного информационного центра ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД"). ОАО "РЖД" является обладателем автоматизированной системы ЭТРАН.
Расчет убытков подготовлен на основании электронного комплекта документов из системы ЭТРАН ОАО "РЖД", предъявляемых в адрес Истца претензий, а также памяток приемосдатчика, ведомостей подачи и уборки вагонов.
Расчет является верным. При этом, надлежащих доказательств обратного Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, вопреки доводу жалобы, Истец представил доказательства, что у него возникла обязанность выплатить штраф своим Контрагентам в рамках Договоров, данные доводы не были опровергнуты Ответчиком, доказательства обратного не представлены.
Суд апелляционной инстанции отклоняет также довод ответчика о том, что договором не предусмотрено обязательство для Истца соблюдать какие либо нормативные сроки на разгрузочные операции, следовательно, возмещение каких-либо убытков, в том числе связанных с необходимостью возмещать своим контрагентам расходы по уплате собственникам вагонов неустоек за сверхнормативное пользование вагонами, не является неизбежной обязанностью Истца.
Истцом в исковом заявлении указаны пункты Договоров, в которых предусмотрены нормативные сроки на разгрузочные операции.
При этом дата прибытия груженого вагона на станцию назначения и дата сдачи порожнего вагона определяется по данным Главного вычислительного центра ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД").
Учитывая вышеизложенное и в связи с превышением Истцом срока использования цистерн на станции назначения (по вине РЖД), Контрагентом были выставлены в адрес Истца претензии, перечисленные в расчете иска, на сумму в размере 421 500,00 руб.
Таким образом, сверхнормативный оборот вагонов произошел по вине Ответчика, не обеспечившего своевременную подачу/уборку вагонов на/с пути необщего пользования.
Довод Ответчика о том, что Истец не обратился с требованиями о привлечении перевозчика к ответственности за нарушение обязательств по подаче и уборке вагонов в рамках ст. 100 УЖТ РФ не может быть признан обоснованным, поскольку выбор способа защиты права является правом истца.
Довод Ответчика о том, что предъявленные Истцом расходы по накладным, перечисленным в Дополнении к отзыву на исковое заявление, является предметом спора по делам о взыскании пени за просрочку доставки грузов на основании статьи 97 Устава, суд апелляционной инстанции признает необоснованным на основании следующего.
Пени является мерой ответственности за нарушение срока доставки груза, в то время, как убытки являются расходами Истца за превышение срока пользования вагонами на путях необщего пользования ввиду несвоевременной подачи и уборки вагонов по вине ответчика.
Таким образом, рассматривать пени и убытки, как двойную ответственность не представляется возможным, поскольку пени предусмотрены за нарушение условий договора перевозки, а убытки ввиду неисполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг (подачи и уборки вагонов).
ОАО "РЖД" в жалобе ссылается на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, поскольку претензия N 754-22/УБ от 18.05.2022 в адрес ОАО "РЖД" не поступала, просит оставить исковое заявление без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, поскольку претензия N 754-22/УБ от 18.05.2022 отправленная 18.05.2022 по юридическому адресу ответчика (почтовый идентификатор 11745271010971) была ему вручена 20.05.2022.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2022 года по делу N А40-166516/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166516/2022
Истец: ООО "НФБ-ПАВЛОВСКАЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"