г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А42-2856/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Новиковой Е.М., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38044/2022) индивидуального предпринимателя Овчинникова Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.10.2022 по делу N А42-2856/2022, принятое
по иску акционерного общества "Ситиматик" в лице Мурманского филиала
к индивидуальному предпринимателю Овчинникову Сергею Александровичу
о взыскании
по встречному иску о признании договора незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149; Москва, м.о. Хамовники, пер.Большой Саввинский, д.12, стр.6, этаж 1, помещ.IV, ком.1-33, 35-53; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Овчинникову Сергею Александровичу (ИНН 510600022609; далее - Предприниматель) о взыскании 180 653 руб. 25 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 06.09.2021 N 63/332/0003460 за период с 01.01.2021 по 31.03.2022.
Предприниматель обратился со встречным иском к Обществу о признании договора от 06.09.2021 N 63/332/0003460 незаключенным.
Решением суда от 12.10.2022 исковые требования удовлетворены; в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 12.10.2022, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что отсутствуют доказательства оказания услуг. Податель жалобы указывает на то, что 13.10.2021 направил отказ от акцепта. Ответчик ссылается на отсутствие аудиозаписи судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ответчик не обеспечил надлежащую связь при проведении онлайн заседания.
Возражения истца не приобщены к материалам дела, поскольку представлены с нарушением требований части 2 статьи 262, части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственности "Ловозерсая торгово-промышленная компания" (арендатор) и Предприниматель (субарендатор), заключили 01.01.2021 договор субаренды (далее - договор субаренды), согласно которому право пользования всем помещением магазина "Спутник" принадлежит арендатору на основании договора аренды нежилого помещения от 10.06.2015, в свою очередь арендатор предоставил субарендатору часть нежилого помещения общей площадью 36 кв.м на 1 этаже в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул.Победы, д.31, помещ.2а, пгт.Ревда, муниципальный район Ловозерский, Мурманская обл., для отдела торговли промышленными товарами N "3" магазина "Спутник". Субарендатор самостоятельно заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором Мурманской области АО "Управление отходами" (в настоящее время АО "Ситиматик") (пункт 2.2 договора субаренды).
Общество (региональный оператор) и Предприниматель (заказчик) 06.09.2021 заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 63/332/0003460 (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2021 (пункт 1.4 договора).
Под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 2.1 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункты 2.4, 2.5 договора).
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 договора (пункт 2.3 договора).
Порядок учета объема твердых коммунальных отходов определен разделом 5 договора, согласно которому учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным способом, исходя из (в соответствии с приложением к настоящему договору): нормативов накопления твердых коммунальных отходов, - при отсутствии в собственности или ином законном основании потребителя индивидуального контейнера, не обремененного правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому потребителю, установленного в местах накопления твердых коммунальных отходов; количества и объема контейнеров для накопления ТКО - при наличии в собственности или ином законном основании потребителя индивидуального контейнера, не обремененного правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому потребителю, установленного в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5.1 договора).
В случае, если потребитель не имеет в собственности или ином законном основании индивидуальный контейнер, не обремененный правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому потребителю, установленный в местах накопления твердых коммунальных отходов, и в соответствии с договором учет объема твердых коммунальных отходов производится расчетным способом, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, объем принимаемых твердых коммунальных отходов за год определяется в соответствии с приложением N 1 (пункт 5.2 договора).
В случае если потребитель имеет в собственности или ином законном основании индивидуальный контейнер, не обремененный правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому потребителю, установленный в местах накопления твердых коммунальных отходов, и в соответствии с договором учет объема твердых коммунальных отходов производится расчетным способом, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, объем принимаемых твердых коммунальных отходов за год определяется в соответствии с приложением N 2.
Приложением N 1 к договору установлен объем и место накопления твердых коммунальных отходов (при расчетном способе, исходя из нормативов накопления ТКО), согласно которому определены адреса: ул.Победы, д.31, пом.1, пгт.Ревда, Мурманская обл. (магазин), исходя из 36 расчетных единиц, с нормативом - 1,04 куб.м, что составляет 37,44 куб.м в год, место накопления: ул.Победы, д.29, пгт. Ревда, Мурманская обл.; ул.Победы, д.9, помещ.1, пгт.Ревда, Мурманская обл. (магазин), исходя из 119 расчетных единиц, с нормативом - 1,04 куб.м, что составляет 123,76 куб.м в год, место накопления: ул.Победы, д.9, пгт.Ревда, Мурманская обл.
На основании универсально-передаточных документов истцом в адрес ответчика выставлены счета за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами оказанные в период с 01.01.2021 по 31.03.2022, которые не оплачены Предпринимателем, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
При этом возможностью отказаться от заключения договора с региональным оператором имеют те юридические лица, которые обладают правом собственности или иным законным основанием на объекты размещения отходов, расположенные в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Общество направляло 22.10.2021, 14.12.2021 уведомило Предпринимателя о необходимости подписания договора на обращение с твердыми коммунальными отходами.
Предприниматель вернул в адрес регионального оператора не подписанный экземпляр договора, мотивированный отказ не представлен, в суд за урегулированием разногласий по договору не обратился.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанный договор считается заключенным на условиях типового договора. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Доводы ответчика о том, что он не акцептовал договор не имеют правового значения и основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается с собственником твердых коммунальных отходов, которым в данном случае является Предприниматель, осуществляющий в спорных помещениях деятельность, в результате которой непременно образуются отходы.
Вопреки доводам ответчика публичный договор считается заключённым, несмотря на возражения Предпринимателя, в силу норм специального законодательства об отходах производства и потребления, исходя из чего судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении встречного иска.
Транспортировка (перевозка, вывоз) отходов и их размещение на полигоны ТКО осуществляется в строгом соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10, на основании договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов в Мурманской области, заключаемых региональным оператором с транспортирующими организациями.
Согласно представленным первичным документам услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в спорный период выполнены транспортирующими организациями в полном объеме и в установленные сроки с учётом уточнений.
Факт оказания услуг, предусмотренных договором, их стоимость, подтверждены материалами дела.
При заключении договора заказчик определял объем необходимого к вывозу ТКО исходя из количества работников (военнослужащих), нормативов накопления ТКО, с учетом имеющегося количества контейнеров и их объема.
Исполнитель оказывает услугу на все территории зоны деятельности исполнителя, все зависимости от наличия либо отсутствия в Территориальной схеме информации о месте накопления ТКО, в соответствии с аукционной документацией.
Исполнитель предоставляет региональному оператору до 5 числа месяца, следующего за отчетным, акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с приложением к договору на оказания услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО, в Мурманской области, копии маршрутных журналов за расчётный период, счёт на оплату, счет-фактуру (УПД).
В случае нарушения транспортирующей организацией обязательств по договору, выявленного по результатам контроля, региональный оператор с участием представителя транспортирующей организации составляет акт о нарушении обязательств по договору и вручает его представителю исполнителя. При неявке представителя исполнителя региональный оператор составляет указанный акт с участием не менее чем 2 лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт исполнителю с требованием устранить выявленные нарушения в течение срока, определенного региональным оператором. К акту могут прилагаться документы, результаты фото-, видеофиксации.
Согласно актам оказанных услуг по договорам N 60-2019, N 78-2021, N 93-2021 услуги по транспортированию ТКО в спорный период выполнены транспортирующими организациями в полном объеме и в установленные сроки, следовательно, ТКО, складируемые ответчиком расположенные в местах накопления ТКО, были вывезены и обработаны (обезврежены, захоронены) посредством услуг регионального оператора в объеме и сроки, предусмотренные договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Данные маршрутных журналов о движении мусоровозов по территории расположения объектов ответчика являются основанием для составления региональным оператором внутренних актов, посредством которых региональный оператор фиксирует соотношение объема ТКО, подлежащего вывозу в соответствии с договором, и фактическим объемом ТКО, вывезенным транспортирующей организацией в расчетном периоде.
Учитывая комплексный характер правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, действующим законодательством подробно регламентирован механизм фиксации нарушений, допускаемых региональным оператором при оказании услуги по обращению с ТКО.
Указанный механизм, утвержденный Правилами N 1156 и регламентированный разделом 6 договора, должен применяться хозяйствующими субъектами как в целях соблюдения договорных обязательств, так и в целях поддержания надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки в местах накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 6.1 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору заказчик с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. О необходимости составления акта о нарушении региональным оператором обязательств по настоящему договору заказчик обязан уведомить регионального оператора за 24 часа до даты составления акта путем направления способом, определенном пунктом 4.3.8 настоящего договора.
Доказательства уведомления регионального оператора в порядке, установленном разделом 6 договора, о составлении актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору в материалы дела не представлены.
Справки командиров воинских частей, представляемые в адрес ответчика по истечении очередного периода оказания услуги, не могут служить основанием для расчета региональным оператором объемов ТКО.
Указанные справки и механизм их составления не регламентированы действующим законодательством либо заключенным договором, составлены лицами, не уполномоченными в соответствии с пунктом 4.3.6 договора на взаимодействие с региональным оператором. Проверить достоверность содержащихся в указанных справках сведений не представляется возможным.
В нарушение приведенной процессуальной нормы ответчик, требуя признания ненадлежащим исполнение истцом услуг в предъявленном ко взысканию размере, не представил каких-либо доказательств, полученных в порядке раздела 6 договора.
Доказательств того, что предъявленные к оплате услуги истцом фактически не оказаны либо оказаны иным лицом, ответчиком не представлено. Отсутствуют доказательства направления в адрес Общества каких-либо возражений по качеству, объему и стоимости услуг. Сведения о том, что в исковой период спорные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказывались иными лицами, а не Обществом, перед судом не раскрыты, в материалах дела отсутствуют.
Решение суда является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.10.2022 по делу N А42-2856/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2856/2022
Истец: АО "СИТИМАТИК", АО "Ситиматик" - Мурманский ф-л
Ответчик: Овчинников Сергей Александрович