г. Москва |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А40-138678/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен: 26 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.
судей Новиковой Е.М., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУЗ Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр" на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-138678/22
по иску (заявлению) ГБУЗ Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр" (ИНН 6027019497)
к ответчикам: 1.Государственной корпорации "Ростех" (ИНН 7704274402); 2. ООО "РТ-Соцстрой" (ИНН 7704837944);
третьи лица: Администрация Псковской области (ИНН 6027022330); Комитет по здравоохранению Псковской области (ИНН 6027087867) об обязании
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: 1) Исаенко Д.С. по доверенности от 13.12.2021, 2) Плотникова Н.С. по доверенности от 10.12.2021,
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственной корпорации "Ростех", ООО "РТ-Соцстрой" об обязании выполнить гарантийные обязательства в срок до 30.12.2022 в виде:
N п/п |
Виды работ, необходимых для устранения выявленных дефектов и недостатков |
1. |
Оборудовать Тамбур около помещения 5055 и 5054 АУПС (перегородка более 0.4 м.) |
2. |
Оборудовать Помещение центральной бельевой (N 5031) категории выше, чем В4, противопожарной дверью |
3. |
Провести работы по заделке негорючими материалами в помещении венткамеры, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями. |
4. |
Оборудование предназначенное для подпора воздуха в случае пожара привести в соответствие с требованиями нормативной документации (для создания избыточного давления 20 Па в безопасных зонах при пожаре) |
5. |
Оборудовать Тамбур около помещения 5033 и 5032 АУПС (перегородка более 0.4 м.) |
6. |
Оборудовать АУПС Помещение поста дежурной медсестры 4088 А. |
7. |
Дооборудовать помещения N 4039, 4040 1 датчиком АУПС. |
8. |
Оборудовать АУПС Тамбур в помещениях 2Q24A, 4037, 4038 |
9. |
Оборудовать АУПС Помещения 4033, 3124(комната отдыха), 2056 (кабинет старшей медицинской сестры), 2089А (помещение медицинской сестры) |
10. |
Оборудовать АУПС в помещении 2043 при перепаде высот потолка более 0,4 у окна |
11. |
Дооборудовать помещение коридора (перехода между корпусом В и новым корпусом) датчиками АУПС в соответствии с требованиями нормативной документации. |
12. |
Оборудовать АУПС Помещение лифтового холла в подвале. |
13. |
Привести систему дымоудаления объекта в работоспособное состояние |
14. |
Оборудовать АУПС за потолочным пространством у помещения охраны |
15. |
Оборудовать АУПС Помещение гардероба на 1 -м этаже (перепад более 0,4 м) |
16. |
Организовать эвакуационный выход из помещения буфета (Выход ведет через помещение фойе. Фойе не имеет выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа) |
17 |
Организовать второй эвакуационный выход из помещения конференц-зала, рассчитанного на 100 посадочных мест. (Один из выходов ведет в фойе. Фойе не имеет выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа) |
18 |
Организовать эвакуационный выход из помещения аппаратной на 5-м этаже (выход ведет через помещение фойе). Фойе не имеет выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа |
19 |
Сократить количество ступеней до 2-х со сцены в конференц-зале на путях эвакуации |
20 |
Выгородить строительными конструкциями с пределами огнестойкости не менее EI 150 Помещения для вентиляционного оборудования, расположенные вне пожарного отсека, в котором находятся обслуживаемые и защищаемые помещения |
21 |
Разделить противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м. Коридор на 5-ом этаже около пом. N 5015,5020,2021 |
22 |
Сократить эвакуационный путь из помещения сестры хозяйки (пом. N 4071) до эвакуационного выхода составляет до 35 м. (сейчас - 49 м.) |
23 |
Разделить противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м. Коридор на 4-ом этаже от пом. N 4071 до 4083А |
24 |
Установить Дверь на пути эвакуации между кабинетами N 4003 и N 4005, чтобы открывать по направлению эвакуации |
25 |
Установить Дверь на пути эвакуации около кабинета N 4004, чтобы открывалась по направлению эвакуации |
26 |
Разделить противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м. Коридор на 2-ом этаже в отделении выхаживания недоношенных детей (2 этап) |
27 |
Установить систему вытяжной противодымной вентиляции из коридора (переход между корпусом В и новым корпусом) |
28 |
Разделить противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м. коридор на 1-ом этаже около пом. N 1092 (приемный покой) |
29 |
Заменить двери в операционную часть, чтобы при одностороннем открывании ширина горизонтального участка в свету составляла 1,2 м. |
30 |
Организовать 2-й эвакуационный выход из помещения ресепшена, шириной более 1,2 м. (В помещении гардероба, помещения встречи, помещения бесед, охраны располагаются более 15 человек) |
31 |
Возле аптечной части в подвале перед выходом убрать перепад высот на полу или оборудовать пандус |
32 |
Заменить возле аптечной части в подвале на путях эвакуации лестницу с пределом огнестойкости более чем R 60 |
33 |
Заменить лестницу (возле аптечной части в подвале на путях эвакуации) высотой не более 45 см без ограждения, высотой менее 1,2 м с перилами |
34 |
Увеличить ширину эвакуационного выхода (N 0001) до 1,2 м. (сейчас - 0,9 м.) |
35 |
Заменить перед выходом (N 0001) лестницу с устройством ступеней одной высоты |
36 |
Заменить Эвакуационную лестницу, ведущую наружу из подвала (тамбур-шлюз N 0096), с устройством ступеней в пределах марша одной высоты (0,14 м., 0,17 м., 0,2 м.) |
37 |
Увеличить выход на эвакуационную лестницу, ведущую наружу из подвала (тамбур-шлюз N 0096), до 1,2 м. (сейчас - 0,96 м.) |
38 |
Увеличить ширину коридора в подвале, которая составляет 2,1 м., но при двухстороннем открывании дверей ширина горизонтального участка пути эвакуации сужается на ширину дверного полотна (1 м.), соответственно ширина горизонтального участка пути эвакуации составляет 1,1 м., что менее 1,2 м. |
39 |
Увеличить Высоту ограждения эвакуационной лестницы N 1 до 1,2 м. (сейчас - 0,9 м.) |
40 |
Увеличить Высоту ограждения эвакуационной лестницы N 2 до 1,2 м. (сейчас - 0,9 м.) |
41 |
Увеличить Высоту ограждения эвакуационной лестницы N 3 менее 1,2 м. (0,9 м.) |
42 |
Увеличить высоту ограждения эвакуационной лестницы N 4 до 1,2 м. (сейчас - 0,9 м.) |
43 |
Оборудовать системой автоматического пожаротушения Помещение гаража (транспортный коллектор) |
44 |
Устранить коррозию трубопровода противопожарного водопровода путем окрашивания ее масляной краской красного цвета в два слоя |
45 |
Устранить протечки в транспортном коллекторе путем проведения ремонтных работ по восстановлению гидроизоляционного слоя и ремонта внутреннего покрытия поврежденных участков стен и потолка |
46 |
Провести переукладку отслоившейся керамогранитной плитки на крыльцах N 7,8,9 |
47 |
Устранить трещины на внутренних стенах здания в Помещениях N N 1005, 1018, 1027, 1030, 1033, 1034, 1039, 1041, 1058, 1050А, 1072, 1079, 1080, 1101, 1103, 1109, 1106 (Г,В), 1102, 1112, ИЗО, 1092, 2019, 2024А, 2027, 2028, 2029, 2030, 2041, 2045, 2062, 3002, 3003, 3131, 3119, 3031, 3022, 3017, 3016Б, 3014, 3035, 3036, 3084, 3102, 3107, 3108, 3110, 3112, 3113, 3121, 3120, 3124, 3115, 3114, 3100, 3099, 3098, 3105, 3093, 3092, 3091, 3055, 3071, 3075, 4001, 4017, 4016, 4018, 4025, 4026, 4027, 4030, 4033, 4024, 4012, 4028, 4093, 4070, 4068, 4097, 4110, 4111, 4112, 4103, 4114, 4102, 4101, 4100, 4126, 4079, 4080, 4085, 4086, 5058, 5059, 5065, 5057, 5041, 5034, 5043, 5042, 5025, 5023, 5020, 5021, 5019, 5018, 5004, 5013, 5006, 5007, 5008, 5009, 5010, 5011, 0002, 0027, 0032, 0036, 0037, 0038, 0038А, 0040, 0043, 0045, 0053, 0054, 0063, 0064, 0065А, 0071, 0076А, 0076, 0077, 0083, 0085, в коридоре над дверью 1020, 1040, 1041, 1120, 2064, 2094, 2080, 2098, 2104, 2105, 2106, 3002, 3018, 3072, 3083, 3117, 3118, 3119, 4016, 4028, 4037, 4040, 4050, 4086, 4099, около помещения 0027, 1032, 1081, 1099, 1103, 1106, 1135, 2055, 2070, 2076, 2095, 2101, 2108, 3003, 3004, 3008, 3009, 3017, 3028, 3035, 3038, 3053, 3068, 3074, 3083, 3094, 3101, 3107, 3111Б, 3131, 4003, 4004, 4005, 4006, 4010, 4015, 4018, 4019, 4021, 4024, 4026, 4027, 4038, 4039, 4091, 4100, 5057, 5069, 5071, 5065, 5064, 5056, 5057, 5041, 5018, 5020, около двери 394, в коридоре 1070, 4045, напротив помещения 5049, 2043, 3007, 4014, между помещениями 1018-1019, 1001-1001В, 1002Б-1003Б, 1001-1008, 1038-1033, 1138-1137, 2081-2086, 2098-2102, 2105-2106, 3081-3080, 3069-3068, 3009-3011, 3111Б-3110Б, 3113-3112, 4007-4008, 4037-4038, 4097-4099, 4102-4101, 4110-4109, 4112-4113, 5007-5008 методом оштукатуривания и покраски. |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Псковской области, Комитет по здравоохранению Псковской области.
Решением от 14.10.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-138678/22-151-1026 и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Ответчики с доводами жалобы не согласны, решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Между Администрацией Псковской области и Государственной корпорацией "Ростехнологии" заключено соглашение от 22.04.2014 N РТ/1439-8799 о проведении инженерных изысканий, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию перинатального центра в г. Пскове.
Во исполнение соглашения между ГК "Ростех" и ООО "РТ-СоцСторой" заключен договор подряда на проведение работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию перинатального центра в г. Псков от 20.11.2014 N РТ/1447-10110.
Разрешение на ввод объекта недвижимого имущества (Перинатальный центр на 110 коек по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 22А с кадастровым номером 60:27:0050103:1061) в эксплуатацию подписано 28.02.2018.
По мнению истца, ГК Ростех и ООО "РТ-СоцСторой" систематически не выполняют гарантийные обязательства.
Согласно пункту 4.2.1.11 соглашения ответчик обязан обеспечить выполнение гарантийных обязательств в соответствии с договорами, заключенными в целях строительства центра.
Согласно пунктам 10.1 и 10.2 договора подряда на проведение работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию перинатального центра в г. Псков от 20.11.2014 N РТ/1447-10110, гарантийный срок на качество выполненных работ и материалов для их выполнения с даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию составляет 60 (шестьдесят) месяцев. Следовательно, гарантийный срок на качество работ действует до 28.02.2023 года.
Из иска следует, что согласно последнему Предписанию ОНД и ПР по г. Пскову УНД и ПР от 18.10.2021 N 409/1 выявлены многочисленные нарушения со сроком исполнения - 15.06.2022. По мнению истца, в условиях действия гарантийных обязательств, устранение данных нарушений относится к обязанностям ответчиков.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основаниями для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции принял во внимание положения ст. 8, 10, 12, 309, 310, 421, 431, 702, 708, 711, 720, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также исходил из следующего.
В соответствии с соглашением от 22.04.2014 N РТ/1439-8799 (далее - соглашение), заключенным между Администрацией Псковской области и Государственной корпорацией "Ростех", определен порядок реализации совместных мероприятий по выполнению инженерных изысканий, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 22, мощностью 110 коек, а также оснащению центра технологическим и медицинским оборудованием в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом требований Министерства здравоохранения Российской Федерации, в рамках региональной программы "Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2016 годы", утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 15.03.2011 N 80.
Указанным соглашением предусмотрена обязанность корпорации обеспечить выполнение гарантийных обязательств.
Согласно договору подряда от 20.11.2014 N РТ/1447-10110, заключенному между Корпорацией и ООО "РТ-Соцстрой", на выполнение работ по строительству, вводу в эксплуатацию, оснащению и эксплуатационному содержанию перинатального центра, расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 22, Корпорация определена в качестве заказчика, ООО "РТ-Соцстрой" - в качестве генерального подрядчика.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, ГБУЗ Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр" не является стороной ни в соглашении от 22.04.2014 N РТ/1439-8799, ни в договоре подряда от 20.11.2014 N РТ/1447-10110 на строительство перинатального центра, который заключен между корпорацией и ООО "РТ-Соцстрой". Какие-либо обязательства по указанным договорам у корпорации перед истцом отсутствуют.
Как следует из материалов дела, распоряжением Президента Российской Федерации от 04.03.2014 N 46-рп на Государственную корпорацию "Ростех" возложены функции заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства региональных перинатальных центров в субъектах Российской Федерации по перечню согласно Приложению, а также по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию этих центров.
В пункте 12 Перечня субъектов Российской Федерации, в которых предусматривается строительство региональных перинатальных центров (приложение к распоряжению Президента Российской Федерации от 04.03.2014 N 46-рп), указана Псковская область.
Соглашение от 22.04.2014 N РТ/1439-8799, заключенное между Администрацией Псковской области и Государственной корпорацией "Ростех", по своей сути не является договором подряда, оно лишь определяет порядок финансирования на следующие цели: реализация мероприятий по выполнению инженерных изысканий, проектирование и строительство перинатального центра.
Согласно договору подряда от 20.11.2014 N РТ/1447-10110, заключенному между Корпорацией и ООО "РТ-Соцстрой", на выполнение работ по строительству, вводу в эксплуатацию, оснащению и эксплуатационному содержанию перинатального центра, расположенного по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 22, Корпорация определена в качестве заказчика, ООО "РТ-Соцстрой" - в качестве генерального подрядчика.
В соответствии с пунктами 1,2 ст. 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Вместе с тем, Государственная корпорация "Ростех" не является подрядчиком, что подтверждается распоряжением Президента Российской Федерации от 04.03.2014 N 46-рп, в котором Корпорация определена в качестве заказчика, и договором подряда от 20.11.2014 N РТ/1447-10110.
Истец в качестве обстоятельств, послуживших основанием для подачи иска, указал проведение проверки объекта ОНД и ПР по г. Пскову УНД и ПР, выявление нарушений и выдачу соответствующего предписания от 18.10.2021 N 409/1. Выявленные нарушения истец посчитал гарантийными случаями по договору и соглашению.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, позиция истца не подтверждается условиями договора и соглашения.
Согласно п. 2.2. договора генеральный подрядчик взял на себя обязательство осуществить строительство объекта в соответствии с разработанной проектной документацией. Пунктом 10 договора предусмотрен исчерпывающий перечень гарантийных обязательств, взятых на себя генеральным подрядчиком. Согласно п. 1.7. договора недостатком является отступление от требований, предусмотренных в договоре, проектной документации и строительных нормах и правилах.
Обязательства генерального подрядчика по п. 2.2. договора исполнено надлежащим образом.
27.02.2018 получено заключение N 182-ОД о соответствии построенного объекта капитального строительства, подтверждающее, что объект соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, оформлении документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, а также применением строительных материалов (изделий), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов.
Материалами дела подтверждается, что объект построен на основании проектной документации, получившей положительное заключение ГБУ Госэкспертизы Псковской области от 28.10.2014 N 60-1-4-0116-14.
Данные документы подтверждают, что все нормативные требования, в том числе, в области пожарной безопасности, соблюдены генеральным подрядчиком.
Обязательства генерального подрядчика в гарантийный период не предусматривают обязанности по отслеживанию и обеспечению соответствия введенного в эксплуатацию Объекта требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно нормам Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", такая обязанность лежит на собственнике объекта. В соответствии с п. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Генеральный подрядчик и заказчик строительства в данном списке не поименованы.
С учетом изложенного, истец, заявляя требования, указанные в п. 1-43 просительной части заявления, необоснованно перекладывает обязанность по исполнению предписания N 409/1 от 18.10.2021 на Корпорацию и генерального подрядчика по договору. Выполнение работ, необходимых для устранения предписаний ОНД и ПР по г. Пскову УНД и ПР не является гарантийным случаем по договору и соглашению.
Объект введен в эксплуатацию 28.02.2018. Заключение N 182-ОД о соответствии построенного объекта капитального строительства получено 27.02.2018, подтверждает, что объект соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, оформлении документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, а также применением строительных материалов (изделий) в том числе, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Объект построен на основании проектной документации, получившей положительное заключение ГБУ Госэкспертизы Псковской области от 28.10.2014 N 60-1-4-0116-14. Данные документы подтверждают, что все нормативные требования соблюдены генеральным подрядчиком.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств спора. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-138678/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138678/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПСКОВСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: ГК ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ И ЭКСПОРТУ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ "РОСТЕХ", ООО "РТ-СОЦСТРОЙ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ