город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2022 г. |
дело N А32-60246/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от заявителя: представитель Ендовицкая Е.П. по доверенности от 30.08.2022;
остальные лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2022 по делу N А32-60246/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сокол" (ИНН 2332016784, ОГРН 1052318050993) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553 ОГРН 1022301228399) при участии третьих лиц: СПК "Кристалл" (ИНН 2332016784), администрация муниципального образования Кавказский район о признании незаконным отказ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сокол" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выразившийся в письме от 12.11.2021 N 52-32-15-52430/21, в предоставлении обществу в аренду на 49 лет без проведения торгов земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
1) площадью 735634 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:249, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-1). Участок находится примерно в 7800 м по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Кавказский район;
2) площадью 290951 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:251, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-1). Участок находится примерно в 4500 м по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Кавказский район;
об обязании Департамент принять решение о предоставлении обществу в аренду без проведения торгов и направить проекты договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
1) площадью 735634 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:249, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-1). Участок находится примерно в 7800 м по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Кавказский район;
2) площадью 290951 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:251, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-1). Участок находится примерно в 4500 м по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Кавказский район, и направлении в адрес ООО "Сокол" проекта договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СПК "Кристалл", Администрация муниципального образования Кавказский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе департамент просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает на прекращение действий договора и отсутствие оснований для продления его действия, поскольку общество обратилось в департамент с заявлением после истечения срока действия договора аренды. Судом неправомерно взыскана государственная пошлина с департамента.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 25.06.2008 N 498 "О предоставлении в аренду земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения" Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Кристалл" сроком на 5 лет предоставлены в аренду, в том числе:
- земельный участок сельскохозяйственного назначения (участок N 3) площадью 735634 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:249, местоположение установлено примерно в 7800 м по направлению на юго-восток от ориентира станица Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-1), расположенного за пределами участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения);
- земельный участок сельскохозяйственного назначения (участок N 4) площадью 290951 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:251, местоположение установлено примерно в 4500 м по направлению на юг от ориентира станица Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-1), расположенного за пределами участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения).
25.06.2008 между администрацией в лице начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район и СПК "Кристалл" заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8809000091, зарегистрированный Кавказским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 24.10.2008, номер записи: 23-23-42/008/2008-146.
18.11.2008 между администрацией муниципального образования Кавказский район в лице начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район и сельскохозяйственным производственным кооперативом "Кристалл", и обществом с ограниченной ответственностью "Сокол" заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения о переуступке прав и обязанностей арендатора, по условиям которого СПК "Кристалл" уступает, а ООО "Сокол" принимает на себя права и обязанности арендатора на земельные участки, указанные в подпункте 1.1.3 и 1.1.4 пункта 1 договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 25.06.2008 N 8809000091:
"1.1.3. Участок N 3, площадью 735634 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:249, находится примерно в 7800 м по направлению на юго-восток от ориентира станица Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-1), расположенного за пределами участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения);
1.1.4. Участок N 4, площадью 290951 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:251, находится примерно в 4500 м по направлению на юг от ориентира станица Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-1), расположенного за пределами участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)".
Дополнительное соглашение от 18.11.2008 было зарегистрировано Кавказским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 17.12.2008, номер записи: 23-23-42/043/2008-048.
Согласно постановлению администрации МО Кавказский район от 01.04.2013 N 385/2 "О продлении срока аренды земельного участка, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-1) участок находится примерно в 7800 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: край краснодарский, Кавказский район" и постановлению администрации МО Кавказский район от 01.04.2013 N 385/1 "О продлении срока аренды земельного участка, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-1) участок находится примерно в 4500 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: край краснодарский, Кавказский район" продлен на 20 лет срок аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
площадью 735634 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:249, находится примерно в 7800 м по направлению на юго-восток от ориентира станица Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-1), расположенного за пределами участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), находящегося в аренде ООО "Сокол";
площадью 290951 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:251, находится примерно в 4500 м по направлению на юг от ориентира станица Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-1), расположенного за пределами участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), находящегося в аренде ООО "Сокол".
08.04.2013 между администрацией, в лице исполняющей обязанности начальника Управления имущественных отношений администрации, с одной стороны, и СПК "Кристалл. и ООО "Сокол", на основании постановлений администрации муниципального образования Кавказский район от 01.04.2013 N N 385/1 и N 385/2 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 25.06.2008 N 8809000091, зарегистрированное от 15.04.2013. Кропоткинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, номер записи 23-23-25/045/2013-233, пункт 1.4 которого установил срок действия договора до 25 июня 2033 года.
Дополнительным соглашением от 08 апреля 2013 года была изменена нумерация договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения N 8809000091 от 25.06.2008 на N 8809000160-8809000161 от 25.06.2008.
16.09.2021 общество обратилось в адрес департамента с заявлением с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения: 1) площадью 735634 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:249, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-1). Участок находится примерно в 7800 м по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Кавказский район; 2) площадью 290951 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:251, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения); местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-1). Участок находится примерно в 4500 м по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Кавказский район. К заявлению были приложены все необходимые документы.
12.11.2021 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в адрес заявителя было направлено письмо N 52-32-15-52430/21 "Об отказе в предоставлении государственной услуги".
В обоснование отказа департамент указал, что договор аренды N 8809000091 от 25.06.2008, заключенный между администрацией муниципального образования Кавказский район и сельскохозяйственным производственным кооперативом "Кристалл", а также дополнительное соглашение от 18.11.2008 к договору о переуступке прав и обязанностей арендатора, по которому права и обязанности арендатора по договору в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0501002:249, 23:09:0501002:251 от СПК "Кристалл" перешли к ООО "Сокол", и дополнительное соглашение от 08.04.2013 к договору аренды N 8809000091 от 25.06.2008, заключенное между администрацией муниципального образования Кавказский район и СПК "Кристалл", ООО "Сокол", согласно которому договор аренды изложен в новой редакции, номер договора изменен на 8809000160-8809000161, а срок действия установлен до 25.06.2033, имеют признаки ничтожных сделок, так как не были соблюдены нормы законодательства, действовавшие на момент заключения договора аренды. СПК "Кристалл" не относился к категории землепользователей, которой земельные участки предоставлялись в аренду без торгов и предварительной публикации. Информация о соблюдении норм статьи 34 ЗК РФ при заключении договора в департаменте отсутствует.
Полагая, что у департамента не имелось правовых оснований для отказа (выраженного в письме от 12.11.2021 N 52-32-15-52430/21) в предоставлении в аренду земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Порядок заключения новых договоров аренды земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, установлен приказом департамента от 29.01.2021 N 94 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по заключению нового договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, находящегося в государственной собственности Краснодарского края".
Административный регламент применяется в случае, когда с заявлением о предоставлении предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края (далее - земельный участок), обращается арендатор, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 Административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по заключению нового договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, находящегося в собственности Краснодарского края, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 29.01.2021 N 94, уполномоченным органом по оказанию муниципальной услуги является департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации в полномочия Краснодарского края как субъекта Российской Федерации входит управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края в соответствии с Законами Краснодарского края.
Во исполнение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации администрация края обязана обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами (пункт 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - Закон N 101-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в отношении спорных земельных участков их правообладателем является субъект Российской Федерации Краснодарский край, право собственности зарегистрировано 14.04.2008.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент в качестве признака ничтожности договора аренды N 8809000091 от 25.06.2008 и дополнительных соглашений к нему указывает, что при их заключении не соблюден публичный порядок предоставления земельных участков без публичных процедур предоставления в аренду (предварительная публикация в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка, проведение торгов в случае поступления второй заявки), ввиду чего указанный договор аренды, равно как и дополнительные соглашения к нему являются недействительными (ничтожными) сделками в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в применяемой редакции).
Вместе с тем, департаментом при рассмотрении заявления общества о предоставлении государственной услуги по заключению на новый срок договора аренды на 49 лет для целей: ведения сельскохозяйственного производства в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:09:0501002:249, 23:09:0501002:251, расположенных на территории муниципального образования Кавказский район, не учтены положения статьи 39.6 ЗК РФ.
Федеральный закон N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции, действовавшей на дату заключения дополнительного соглашения от 08.04.2013 к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8809000091 от 25.06.2008, не запрещал как продление срока действия договора с заявителем, так и заключение договора без торгов на новый срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности по истечении срока договора, имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения N 8809000091 от 25.06.2008 был заключен в порядке перезаключения ранее действовавшего договора N 0900000097 аренды земель сельскохозяйственного назначения от 30.12.2003, заключенного между администрацией Кавказского района и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Кристалл" в соответствии с постановлением главы Кавказского района Краснодарского края от 30.12.2003 N 1726 "О продлении срока действия договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04 апреля 2001 года N 13", и по своей сути является продлением арендных отношений по предоставлению спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Перезаключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, осуществлялось с использованием СПК "Кристалл" преимущественного права, предусмотренного законодательством субъекта Российской Федерации - Краснодарским краем, которое подлежало применению на момент рассмотрения заявления о заключении договора аренды на новый срок без торгов.
В статье 10 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указано: "Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации" (абзац 5 п. 4 ст. 10).
Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 09.02.2004 N 146 "Об утверждении Порядка рассмотрения предложений арендаторов об изменении сроков договоров аренды земельных участков из земель фонда перераспределения Краснодарского края" (утратил силу в связи с изданием Постановления Главы администрации края от 26.03.2007 N 220), был утвержден порядок рассмотрения предложений арендаторов об изменении сроков договоров аренды земельных участков из земель фонда перераспределения Краснодарского края.
Согласно п. 2 Порядка в случае изменения срока договора аренды земельного участка из земель фонда перераспределения Краснодарского края гражданин или юридическое лицо, являющееся арендаторами земельных участков из земель фонда перераспределения Краснодарского края, обращаются в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об изменении срока договора аренды. В заявлении указываются реквизиты договора аренды (номер и дата заключения) и предлагаемое изменение срока договора аренды. В 5-дневный срок со дня получения заявления арендатора департамент имущественных отношений Краснодарского края направляет в департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края запрос о целесообразности изменения срока договора аренды. К запросу прилагаются копии договора аренды и заявления арендатора земельного участка. Департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса, направляет в департамент имущественных отношений Краснодарского края заключение о целесообразности изменения срока договора аренды с указанием рекомендуемого для изменения срока. Департамент имущественных отношений Краснодарского края на основании заключения департамента сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, при условии надлежащего исполнения арендатором земельного участка условий договора аренды, совершает необходимые юридические действия, связанные с заключением соглашения об изменении срока и других условий договора аренды. В иных случаях, департамент имущественных отношений Краснодарского края направляет арендатору земельного участка извещение об отказе в согласовании изменения срока договора аренды в установленный срок. Таким образом, продление договора аренды не предполагало проведение торгов.
Соответственно, в данном случае обязательная процедура опубликования информационного сообщения о предоставлении в аренду спорных земельных участков, не подлежала применению.
Как установлено судом первой инстанции, в 2008 году при вынесении постановления о продлении арендных отношений арендные отношения между сторонами по договору N 8809000091 от 25.06.2008 не были прекращены, по окончании срока договора аренды, земельный участок не был возвращен.
Заинтересованным лицом не представлена информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемых земельных участков. Заинтересованное лицо также не указывает на факт ненадлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, заявитель использует земельный участок надлежащим образом, в связи с чем имеет право на заключение договора аренды на новый срок без торгов.
При таких обстоятельствах отсутствие публикации о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:09:0501002:249, 23:09:0501002:251, расположенных на территории муниципального образования Кавказский район, не нарушило прав третьих лиц, поскольку земельные участки были переданы заявителю в соответствии с его преимущественным правом перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 23:09:0501002:249, площадью 735634 кв.м и 23:09:0501002:251, площадью 290951 кв.м (в последующем участки 23:09:0501002:249 и 23:09:0501002:251) надлежащим образом непрерывно используются заявителем на условиях аренды с ноября 2008 года; по истечении срока действия данного договора арендодатель не заявил соответствующих возражений относительно продолжения договорных отношений (такие доказательства отсутствуют).
В судебном порядке договор аренды 2008 года, а также дополнительные соглашения от 18.11.2008, от 08.04.2013 к указанному договору департамент не оспорил (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В рамках дела N А32-20928/2021 Арбитражным судом Краснодарского края рассматривалось заявление Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Сокол", сельскохозяйственный производственный кооператив "Кристалл", Прокуратура Кавказского района Краснодарского края и администрация муниципального образования Кавказский район, с требованиями о признании несоответствующим закону решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:249, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 12.02.2021 N КУВД-001/2020-22448018/2; о признании несоответствующим закону решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:251, выраженное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 12.02.2021 N КУВД-001/2020-22447658/2; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:249, зарегистрированной в Едином государственном реестре недвижимости в пользу ООО "Сокол" (дата государственной регистрации: 24.10.2008, номер государственной регистрации аренды: 23-23-42/008/2008-146); об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:251, зарегистрированной в Едином государственном реестре недвижимости в пользу ООО "Сокол" (дата государственной регистрации: 24.10.2008, номер государственной регистрации аренды: 23-23-42/008/2008-146).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 марта 2022 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2022 (N 15АП-6942/2022) решение арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20928/2021 от 05 марта 2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Краснодарского - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах довод департамента о наличии признаков ничтожности договора аренды N 8809000091 от 25.06.2008, а также дополнительного соглашения от 18.11.2008 к договору о переуступке прав и обязанностей арендатора, по которому права и обязанности арендатора по договору в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0501002:249, 23:09:0501002:251 от СПК "Кристалл" перешли к ООО "Сокол", и дополнительного соглашения от 08.04.2013 к договору аренды N 8809000091 от 25.06.2008, является необоснованным, в связи с чем в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:09:0501002:249, 23:09:0501002:251 суд считает оспариваемый отказ департамента противоречащим закону и нарушающим права заявителя.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения N 8809000091 от 25.06.2008 СПК "Кристалл" были предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения: участок N 1 площадью 608036 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:250, участок N 2 площадью 418549 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:252, участок N 3 площадью 735634 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:249, участок N 4 площадью 290951 кв.м, с кадастровым номером 23:09:0501002:251. Дополнительное соглашение от 18.11.2008 к договору о переуступке прав и обязанностей арендатора, по которому права и обязанности арендатора по договору в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0501002:249, 23:09:0501002:251 от СПК "Кристалл" перешли к ООО "Сокол", и дополнительное соглашение от 08.04.2013 г. к Договору аренды N 8809000091 от 25.06.2008, заключенное между администрацией муниципального образования Кавказский район и СПК "Кристалл", ООО "Сокол", согласно которому Договор аренды изложен в новой редакции, номер Договора изменен на 8809000160-8809000161, а срок действия установлен до 25.06.2033, также заключены с участием СПК "Кристалл".
В 2017 году СПК "Кристалл" обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка без торгов в отношении двух земельных участков с кадастровым номером 23:09:0501002:252, площадью 418549 кв.м и с кадастровым номером 23:09:0501002:250, площадью 608036 кв.м.
29 августа 2017 году Департаментом имущественных отношений Краснодарского края был издан Приказ N 1927, согласно которому Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Кристалл" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:250, площадью 608036 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 42-2).Участок находится примерно в 8300 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения).
30 августа 2017 года между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и СПК "Кристалл" был заключен Договор N 0000005235 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:09:0501002:250, площадью 608036 кв.м, сроком на 49 лет.
Кроме того, в п. 11.1 указанного договора аренды содержится следующее положение:
"11.1 договор аренды от 25.06.2008 N 8809000160-8809000161 в части, касающейся Участка, считать расторгнутым с даты государственной регистрации настоящего договора".
Договор N 0000005235 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 30 августа 2017 был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 18.09.2017, запись регистрации: 23:09:0501002:250-23/023/2017-6.
29 августа 2017 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края был издан Приказ N 1928, согласно которому Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Кристалл" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:252, площадью 418549 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ст. Дмитриевская (участок фонда перераспределения N 7-2). Участок находится примерно в 4400 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения).
30 августа 2017 года между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и СПК "Кристалл" был заключен договор N 0000005236 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:09:0501002:252, площадью 418549 кв.м, сроком на 49 лет.
Кроме того, в п. 11.1 указанного договора аренды содержится следующее положение:
"11.1 договор аренды от 25.06.2008 N 8809000160-8809000161 в части, касающейся участка, считать расторгнутым с даты государственной регистрации настоящего договора".
Договор N 0000005236 аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 30 августа 2017 был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 18.09.2017, запись регистрации: 23:09:0501002:252-23/025/2017-5.
Как следует из изложенного выше, при рассмотрении заявления СПК "Кристалл" заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка без торгов в отношении двух земельных участков с кадастровым номером 23:09:0501002:252, площадью 418549 кв.м и с кадастровым номером 23:09:0501002:250, площадью 608036 кв. м, на дату подписания новых договоров аренды (30 августа 2017 г.) департамент имущественных отношений Краснодарского края полагал договор аренды земельных участков от 25.06.2008 N 8809000160-8809000161 (прежний N 889000091) действительным и действующим, не имеющим признаков ничтожной сделки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности отказа департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду по указанным основаниям.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2022 по делу N А32-60246/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-60246/2021
Истец: ООО "Сокол"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Кавказский район, Администрация муниципального образования Кавказский район, сельскохозяйственный "Кристалл", Департамент имущественных отношений