г. Хабаровск |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А73-13216/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Брагиной Т.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Дальневосточная железная дорога на решение от 08.11.2022 по делу N А73-13216/2022 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к акционерному обществу "Уголь-Транс"
о взыскании 8301 руб. 98 коп.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Уголь-Транс" (ОГРН 1185029007470, ИНН 5047210316, далее - ответчик, АО "Уголь-Транс") о взыскании основного долга по договору от 03.08.2021 N ТОР-ЦДИЦВ/185 в размере 8 120 руб. 09 коп., пени в размере 181 руб. 89 коп. за периоды с 30.04.2022 по 31.05.2022 и о начислении открытой пени.
Определением суда от 11.08.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ.
Решением суда в виде резолютивной части от 30.09.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг в размере 8 120 руб. 09 коп., судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1 956 руб. В удовлетворении требований в остальной части иска отказано со ссылкой на дату опубликования отказа ответчика от применения моратория. Мотивированное решение изготовлено 08.11.2022
Истец, не согласившись с решением суда в части отказа во взыскании неустойки с последующим её начислением по день фактической оплаты суммы основного долга, обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права, в связи с чем просит решение в указанной части отменить.
АО "Уголь-Транс" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласно, считает решение суда правильным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения возникли из заключенного сторонами договора подряда от 03.08.2021 N ТОР-ЦДИЦВ/185 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, в соответствии с которым истец (подрядчик) принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение ТР-2 которых имеется у заказчика на ином законном основании, в вагонных депо дирекции инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", указанных в перечне вагонных депо подрядчика, а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком для проведения ТР-2 и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке, а заказчик (ответчик) обязуется оплачивать ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним работ ( пункты 1.1., 4.3.1. договора).
В соответствии с пунктом 1.2. договора подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов: с использованием запасных частей собственности подрядчика (пункт 1.2.1. договора); с использованием предоставленных заказчиком исправных запасных частей, в том числе запасных частей новой конструкции и из числа немассовых (эластомерных поглощающих аппаратов, колесных пар, оборудованных подшипниками кассетного типа, деталей механизма разгрузки вагонов бункерного типа и других), которые заказчик обязан предоставить при отсутствии их у подрядчика, а также с использованием исправных запасных частей, снятых с другого вагона заказчика (вагона-донора) (пункт 1.2.2. договора); путем ремонта снятых с забракованных грузовых вагонов запасных частей с последующей их установкой на грузовые вагоны заказчика (пункт 1.2.3. договора).
Согласно пункту 4.1.1. договора, подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
В силу пункта 4.1.2. договора подрядчик обязуется предоставить гарантию с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 4.1.2.1. - 4.1.2.7., за исключением неисправностей эксплуатационного характера.
В эксплуатационном вагонном депо Хабаровск II Дальневосточной дирекции инфраструктуры отремонтирован вагон N 63281737, отцепленный по коду неисправности "302" - провисание автосцепки, проведена замена центрирующей балочки, соответствующая работе по Прейскуранту договора N 2220-02, проверка и регулировка стояночного тормоза вагона, соответствующая работе по Прейскуранту договора N 3309, регулировка тормозной рычажной передачи, соответствующая работе по Прейскуранту договора N 3301.
Комплект документов на ремонт вагона направлен посредством ЭДО СПС 20.04.2022 в адрес АО "Уголь-Транс" и отклонён последним от оплаты, что послужило основанием для направления претензии от 31.05.2022 N 1631/ДВОСТ В с требованием оплаты основного долга в размере 8 120 руб. 09 коп., пени в размере 181 руб. 89 коп., а затем с иском в суд ввиду неисполнения требования претензии.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности по договору, суд исходя из оценки представленных доказательств (дефектная ведомость, выписка из уведомления N 116, расчетно-дефектная ведомость, справка 2612, акт о выполненных работах (оказанных услугах) от 20.04.2022 N 344-Х, уведомление N 468) и положений Типового технологического процесса ТК-425 "Техническое обслуживание грузовых вагонов", пункта 2.17.1 прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", пришёл к выводу о том, спорные работы по установлению неисправностей, проведенные с отцепкой вагона, не входят в состав технического обслуживания и их стоимость не включена в железнодорожный тариф, соответственно, подлежат оплате на основании статей 309, 310, 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 1.1.,4.3.1 договора.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Предметом апелляционного обжалования является вывод суда о преждевременности требований о взыскании неустойки в связи с действием моратория.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. Исключением являются лица, прямо указанные в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов).
Таким образом, в период действия указанного моратория неустойка, проценты по день фактической уплаты долга, не подлежат начислению.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
При рассмотрении требования истца о взыскании неустойки суд установил, что истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 181 руб. 89 коп. за периоды с 30.04.2022 по 31.05.2022 и начислении открытой пени.
Согласно информации с сайта https://fedresurs.ru/, АО "Уголь-Транс" 29.06.2022 разместило заявление об отказе от применения моратория в соответствии со статьей 9.1 Закона о банкротстве (сообщение N 12577831).
Отказ от моратория вступает в силу со дня опубликования соответствующего заявления и влечет неприменение к отказавшемуся лицу всего комплекса преимуществ и ограничений со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа от моратория (абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Доказательств того, что отказ от моратория вызван улучшением экономического положения АО "Угольтранс", произошедшим вследствие использования мер поддержки, предусмотренных мораторием, в материалах дела не имеется.
Следовательно, в связи с отказом от моратория на АО "Уголь-Транс" не распространяются преимущества, предусмотренные с момента его введения, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для частичного отказа в иске в части взыскании неустойки со ссылкой на положения Постановления N 497.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда от 08.11.2022 подлежит изменению с принятием нового судебного акта, которым следует удовлетворить иск в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.11.2022 по делу N А73-13216/2022 Арбитражного суда Хабаровского края изменить, исковые требования удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества "Уголь-Транс" (ОГРН 1185029007470, ИНН 5047210316) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) неустойку в размере 181 руб. 89 коп. за период с 30.04.2022 по 31.05.2022, с последующим начислением по день фактической оплаты долга в размере 0,07% в день от суммы задолженности, расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 1 956 руб., по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13216/2022
Истец: ОАО Дальневосточная железная дорога - филиал "РЖД"
Ответчик: АО "Уголь-Транс"