г. Чита |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А58-3298/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Антоновой О.П., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года по делу N А58-3298/2022 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) без даты и номера к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) о признании незаконным уведомления от 07 февраля 2022 года N КУВД-001/2021-43299011/3 об отказе государственной регистрации прав,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее также - заявитель или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия), Управление или регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления от 07 февраля 2022 года N КУВД-001/2021-43299011/3 об отказе государственной регистрации прав.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Окружная администрация города Якутска обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.
Окружная администрация города Якутска пояснила, что согласно Распоряжению Окружной администрации "город Якутск" от 13 октября 2021 года N 1935р земельные участки приняты в муниципальную собственность, в том числе и в соответствии с письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2020 N 19065. В письме Министерства было отмечено о необходимости первоочередной регистрации прав в отношении земельных участков со статусом "временный", так как в силу пункта 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" такие земельные участки, в случае отсутствия регистрации права на них, будут сняты с государственного кадастрового учета 1 марта 2022 года
Заявитель указал, что отказ Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) с учетом статуса земельного участка "временный", который подлежит снятию с кадастрового учета с 1 марта 2022 года, нарушает имущественные права Окружной администрации города Якутска, создает угрозу выбытия земельного участка из распоряжения заявителя.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13 октября 2021 года главой Окружной администрации "город Якутск" издано распоряжение N 1935р на основании письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2020 года N 19065 о принятии в муниципальную собственность городского округа "город Якутск" земельных участков согласно приложению, в том числе земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:4105, площадью 113 113 кв.м. по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, ур. Татьянка, вид разрешенного использования "под сельскохозяйственные угодья", кадастровая стоимость 46 376,33 рубля (л.д. 12-13).
15 октября 2021 года Окружная администрация "город Якутск" обратилась в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2021-43299011 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:4105, площадью 113 113 кв.м. по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, ур. Татьянка, с приложением распоряжения главы ОА г. Якутска от 13 октября 2021 года N 1935р.
26 октября 2022 года по результатам поведения правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вынесено уведомление N КУВД-001/2021-43299011/2 о приостановлении государственной регистрации прав с указанием необходимости представления документа, необходимого для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю в срок до 25 января 2022 года (т. I, л.д. 51-52).
07 февраля 2022 года в связи с не устранением в установленный срок оснований для приостановления государственной регистрации права регистрирующим органом вынесено уведомление N КУВД-001/2021-43299011/3 об отказе в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:4105, площадью 113 113 кв.м. по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, ур. Татьянка.
Не согласившись с данным отказом в государственной регистрации права на земельный участок, Окружной администрации "город Якутск" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимости.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (статья 21).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 55 Федерального закона N 218-ФЗ в заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года N 307 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Так, в указанном перечне предусмотрена обязанность представления следующих документов:
правоустанавливающие документы на земельный участок, подтверждающие предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; копия договора, заключенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки, подтверждающего предоставление земельного участка в аренду, безвозмездное пользование; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1);
правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, подтверждающие право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на соответствующее здание, строение или сооружение. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 2);
иные документы - в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу части 2 статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителем на государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:4105, площадью 113 113 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Сырдах, ур. Татьянка, в качестве документа-основания представлено распоряжение главы Окружной администрации г. Якутска от 13 октября 2021 года N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" земельных участков".
По результатам правовой экспертизы регистрирующий орган пришел к выводу о том, что распоряжение главы Окружной администрации г. Якутска от 13 октября 2021 года N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" не относится к Перечню документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года N 307 и не является документом-основанием для регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок при разграничении собственности на землю.
Суд первой инстанции правомерно согласился с выводом регистрирующего органа исходя из следующего.
В пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июля 2020 года) изложена правовая позиция - распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, названная норма не устанавливает права муниципального образования принимать решения о приобретении права собственности, а лишь наделяет его полномочиями по распоряжению указанной категорией земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право на земельный участок с кадастровым номером 14:35:106004:4105 не зарегистрировано. В связи с чем спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Следовательно, решение об отказе в регистрации права собственности на спорный земельный участок не создает препятствия органу местного самоуправления в реализации своих полномочий по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Довод заявителя, приведенный и в апелляционной жалобе, о том, что заявление о государственной регистрации было подано в целях изменения временного статуса земельного участка и недопущения исключения из Единого государственного реестра недвижимости, судом первой инстанции правомерно отклонен, как не имеющий правового значения, поскольку не исключает реализацию полномочий органа местного управления по распоряжению земельным участком, находящимся на его территории.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое уведомление не нарушает прав и законных интересов заявителя, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года по делу N А58-3298/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Антонова О.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3298/2022
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия)