г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А56-24334/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Маковская И.И. по доверенности от 01.02.2022
от заинтересованного лица: Кривошеева О.В. по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33568/2022) ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2022 по делу N А56-24334/2022 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НЕВСКИЙ КОНГРЕСС"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невский Конгресс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) N 01/21/1311-Р от 13.12.2021.
Решением суда от 29.08.2022 оспариваемое предписание Инспекции признано недействительным.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что выявленные нарушения зафиксированы актом проверки N 01/21/1311-р от 10.12.2021 с приложением материалов фотофиксации, действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества. Ссылается на то, что согласно сведениям из Выписки ЕГРН на земельном участке 78:07:0003212:3197, (образованном путем разделения участка 78:07:0003212:1400), построены теплосеть (78:07:0003212:2983) и два МКД - корп. 1 (78:07:0003212:2608), корп. 2 (78:07:0003212:1703) д. 24 по Петровскому пр. в Санкт-Петербурге, соответственно, общий для двух МКД земельный участок площадью 26837 +/-57 кв. м сформирован, в отношении него проведен государственный кадастровый учет, вместе с тем, он не может считаться земельным участком, по смыслу статьи 36 ЖК РФ, входящим в состав общего имущества только собственников помещений в многоквартирном доме по адресу Санкт-Петербург, Петровский пр., д.24, корп.2, поскольку также входит и в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу Санкт-Петербург, Петровский пр., д.24, корп.1. Границы земельных участков, относящихся к каждому МКД не установлены.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в качестве управляющей организации обеспечивает управление многоквартирным домом по адресу: СПб, Петровский пр., д.24 корп.2 (далее - Объект, МКД), на основании договора управления многоквартирным домом от 26.12.2020, лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами.
В связи с обращением в ноябре 2021 года собственников помещений в указанном доме по вопросу ненадлежащего исполнения Обществом обязанностей по содержанию общего имущества собственников помещений в доме, в период с 26.11.2021 по 10.12.2021 на основании распоряжения ГЖИ от 25.11.2021 N 01/21/1311-Р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по указанному адресу.
По результатам проверки, проведенной с применением фотофиксации, установлено нарушение лицензионных требований, выразившихся в оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества, невыполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, нарушении требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, а именно:
- кадастровый паспорт на земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД, с элементами озеленения и благоустройства, определенные государственным кадастровым учетом, и технический паспорт МКД на проверку не представлены, документы с указанием площади границ территории МКД не предоставлены, т.е. нарушен пункт 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170;
- облицовочное покрытие входных крылец 2-го корпуса МКД имеют высолы, т.е. нарушен пункт 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170;
- управляющей организацией не проводятся работы по текущему ремонту, ремонт не выполняется. Тротуарная плитка пешеходных дорожек, тротуаров и дорожных проездов, предназначенных для эксплуатации 2-го и 3-го корпуса МКД, имеет разрушения, сколы, просадки и трещины, т.е. нарушен подпункт "ж" пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения"; пункты 2.3.3, 3.6.29, 4.1.7 приложение 7, пункт 17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170, о чем ГЖИ составлен акт проверки от 10.12.2021 N 01/21/1311-р. Обществу выдано Предписание об устранении вышеуказанных нарушений. Согласно Предписанию в срок до 16.05.2022 Общество должно:
- обеспечить определение границ и межевание земельного участка, на котором расположен МКД; изготовить технический паспорт МКД;
- устранить причины, влекущих к образованию высолов облицовочного покрытия входных групп; привести покрытие входных групп в надлежащее состояние;
- выполнить ремонт и восстановить разрушенное покрытие.
Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнимости оспариваемого предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
В соответствии с пунктом 3.6.29 Правил N 170 покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170).
Согласно пункту 2.3.3 Правил N 170 примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в Приложении N 7, согласно которому внешнее благоустройство включает ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Как следует из материалов дела, в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, пунктов 2.3.3, 3.6.29, 4.1.7 Правил N 170, подпункта "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491, пункта 8 Минимального перечня, Общество в установленном порядке не обеспечивает надлежащее содержание общего имущества МКД.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что тротуарная плитка пешеходных дорожек, тротуаров и дорожных проездов, предназначенных для эксплуатации жителей МКД, имеет разрушения, сколы, просадки и трещины; облицовочное покрытие входных крылец МКД имеют высолы.
Требования жилищного законодательства обязывают управляющую организацию постоянно поддерживать условия для безопасного и благоприятного проживания граждан в МКД, управление которым данная организация осуществляет. Вопреки позиции Общества, являясь управляющей компанией, оно обязано обеспечивать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с действующим законодательством.
Сам по себе факт выявления строительных дефектов вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей застройщика и наличия у него обязанности по устранению допущенных нарушений в течение гарантийного срока не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей, установленных законодательством и договором управления многоквартирным домом (пункт 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).
В ходе проверки Инспекцией установлено наличие разрушений, сколов, просадки и трещин тротуарной плитки пешеходных дорожек, тротуаров и дорожных проездов, предназначенных для эксплуатации жителей МКД; высолов облицовочного покрытия входных крылец МКД, что зафиксировано в акте проверки от 10.12.2021 N 01/21/1311-р.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил N 491).
Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплен в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил N 170.
Согласно пункту 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
В силу пункта 1.5.1 Правил N 170 в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Порядок N 416), управление МКД обеспечивается выполнением такого стандарта как прием, хранение и передача технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, кадастровый паспорт на земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД, у Общества отсутствует.
Между тем, техническая документация является для управляющей организации необходимым источником сведений о составе и состоянии общего имущества многоквартирного дома и основой для формирования перечня работ и услуг по его содержанию и ремонту с целью обеспечения сохранности жилищного фонда.
В ходе проверки, Инспекцией установлено, что кадастровый паспорт на земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД, с элементами озеленения и благоустройства, определенные государственным кадастровым учетом, и технический паспорт МКД на проверку не представлены, документы с указанием площади границ территории МКД не предоставлены, что является нарушением пункт 1.5.1 Правил N 170.
Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД проведена в связи с обращением жителя МКД (от 19.11.2021 N ОБ-15084-15/21-0-0), указывающего на ненадлежащее исполнение Обществом обязанностей по содержанию общего имущества собственников помещений МКД, на основании распоряжения от 25.11.2021 N 1/21/1311-Р в период с 26.11.2021 по 10.12.2021.
Обстоятельства, связанные с выявленными в ходе проверки нарушениями Обществом Правил N 170 Правил N 491 Минимального перечня, установлены постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2022 по делу NА56-15895/2022, в рамках которого Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 26.01.2022 по делу об административном правонарушении N 70/22, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует закону, не нарушает права и законные интересы Общества, вынесено Инспекцией в пределах ее компетенции, в связи с чем основания для признания его незаконным у суда первой инстанции отсутствовали.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 августа 2022 года по делу N А56-24334/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невский Конгресс" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24334/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НЕВСКИЙ КОНГРЕСС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга