г. Самара |
|
27 декабря 2022 г. |
дело N А55-5499/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ЭкоСтройРесурс" - Будько Д.В., доверенность от 10.01.2021, диплом,
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Рудомакина О.П., доверенность от 24.12.2021, диплом,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Нестерова С.В., доверенность от 02.12.2022, диплом (до перерыва), Шляхтина Н.Г., доверенность от 17.12.2021, диплом (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью ЭкоСтройРесурс", Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2022 года по делу N А55-5499/2022 (судья Рысаева С.Г.)
по иску общества с ограниченной ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (ОГРН 1036300468456, ИНН 6315800523) о взыскании,
третьи лица: администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее-истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - первый ответчик), Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - второй ответчик) о солидарном взыскании денежных средств за услуги по ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО по адресам: г. Самара, Кировский район, СДТ СМПО "Металлист", 9 линия (координаты 53.265766; 50.302193); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 13 и 14 (координаты 53.266382, 50.300672); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 12-13 (координаты 53.26.5597, 50.300383); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 10-11 (координаты 53.264288, 50.299600), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:35467, 735 891,90 руб., из которых: 389 581,58 руб. услуги по ликвидации места несанкционированного размещения, оказанные ООО "ТрансРесурс"; 143 673,42 руб. - услуги по захоронению ТКО, оказанные АО "Экология-Сервис"; 79 988,25 руб. накладные расходы ООО "ЭкоСтройРесурс"; 122 648,65 руб. - рентабельность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением от 31.08.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчиков солидарно в пользу истца взыскано 533 255 руб., из которых 389 581,58 руб. - услуги по ликвидации места несанкционированного размещения, оказанные ООО "ТрансРесурс", 143 673,42 руб. - услуги по захоронению ТКО, оказанные АО "Экология-Сервис". В остальной части в иске отказано. Расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 839 руб. взысканы солидарно с обоих ответчиков.
Истец не согласился с принятым судебным актом в части отказа в иске, в апелляционной жалобе просит решение в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд необоснованно отказал во взыскании накладных расходов, которые истец понес в рамках выявления, сопровождения и контроля оказания услуги в области обращения с отходами на территории Самарской области, в том числе по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по адресу: г. Самара, Коломенский переулок, д. 5/проспект Кирова 154.
Законодательно состав и процент накладных расходов для всех отраслей экономики не закреплены. Накладные расходы рассчитываются исходя из фактически понесенных накладных расходов общества в рамках нерегулируемого вида деятельности за предыдущий год. Указанные расходы по итогам 2020 года составили 15,06 % (калькуляция имеется в материалах дела).
Также необоснованно отказано в возмещении рентабельности в размере 122 648,65 руб. Деятельность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов не является тарифицируемым видом деятельности.
В расходы на транспортирование ТКО включаются расходы на ТКО, предусмотренные схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения ТКО, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки ТКО, до объектов, используемых для энергетической утилизации ТКО.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области также не согласилось с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования в отношении Министерства транспорта оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истцом не соблюдены сроки, установленные пунктом 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила).
Истец направил уведомление о выявлении мест несанкционированного размещения ТКО и необходимости их ликвидации в адрес Министерства транспорта и Министерства имущественных отношений Самарской области письмами от 07.06.2021 N ЭСР-39070/21 и N ЭСР-39071/21 соответственно, то есть на 22 день с момента обнаружения мест несанкционированного размещения ТКО.
В отсутствие подтверждения об уведомлении Министерства транспорта о необходимости ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, 14.06.2021 произвел повторный осмотр мест несанкционированного размещения ТКО (без вызова правообладателя земельного участка), а 18.06.2021 истцом уже была подана заявка на оказание услуг оператора по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Срок для самостоятельной ликвидации Министерством мест несанкционированного размещения ТКО в соответствии с действующим законодательством был по 15.07.2021 включительно. При этом к 22.06.2021 истец уже полностью провел работы по ликвидации ТКО своими силами, то есть до истечения срока, предоставленного собственнику земельного участка для самостоятельной ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Таким образом, усматривается незаконность в действиях истца и злоупотребление правом, что не дает истцу права требовать возмещения понесенных расходов.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Министерство имущественных отношений Самарской области также не согласилось с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования в отношении Министерства имущественных отношений оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в данном случае заявитель как собственник не несет бремя содержания имущества, поскольку спорные земельные участки переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Таким образом, у Министерства имущественных отношений отсутствует обязанность нести расходы в отношении имущества переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем, с него не может быть взыскана солидарно денежная сумма за услуги по ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО на земельных участках, которые находятся в пользовании Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с представленными отзывами, возражениями, письменными пояснениями, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
ООО "ЭкоСтройРесурс" в соответствии с соглашением, заключённым с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018, осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - постановление Правительства РФ N 1156) складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 11 Постановления Правительства РФ N 1156 складирование крупногабаритных отходов (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах, осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесённых расходов (пункт 17 Постановления Правительства РФ N 1156).
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Постановления Правительства РФ N 1156).
17.05.2021 Региональным оператором были обнаружены места несанкционированного размещения ТКО, расположенные по следующим адресам: г. Самара, Кировский район, СДТ СМПО "Металлист", 9 линия (координаты 53.265766; 50.302193); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 13 и 14 (координаты 53.266382, 50.300672); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 12-13 (координаты 53.265597, 50.300383); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 10-11 (координаты 53.264288, 50.299600), о чём были составлены акты осмотра мест несанкционированного размещения отходов/ТКО N 30/21 от 17.05.2021, N 31/21 от 17.05.2021, N 32/21 от 17.05.2021, N 33/21 от 17.05.2021.
Вышеуказанные места несанкционированного размещения ТКО, согласно выписке из ЕГРН, расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:34844, 63:01:0000000:35467, собственником которого является Самарская область.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 (далее - Положение), Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.
Согласно пункту 2.1 Положения в ведении Министерства находятся вопросы управления и распоряжения в пределах своей компетенции собственностью Самарской области, в том числе земельными участками и жилищным фондом, а также обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования имущества Самарской области.
Указанные земельные участки переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (постоянное (бессрочное) пользование, N 63-63/001-63/001/323/2016-1855/1 от 04.10.2016), что подтверждено выпиской из ЕГРН.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
После составления актов региональный оператор направил в адрес ответчиков уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения отходов/ТКО и необходимости их ликвидации с предложением заключить договор с региональным оператором (исх. N ЭСР-39070/21 от 07.06.2020, исх. N ЭСР-39071/21 от 07.06.2020), которые были получены 15.06.2021.
В ответ на уведомление регионального оператора Министерство транспорта письмом исх. N исх-мт/3596 от 23.06.2021 сообщило, что выполнение Министерством транспорта вышеуказанных мероприятий возможно после доведения бюджетных средств на выполнение строительно-монтажных работ на объекте строительства. Кроме того, было сообщено, что границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34844, права на который отсутствуют у Самарской области и Министерства транспорта, полностью дублируют границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:35467.
Региональным оператором в целях уточнения факта наложения двух кадастровых номеров на вышеуказанный земельный участок был сделан запрос в Управление Росреестра по Самарской области, которое пояснило, что была выявлена техническая ошибка и объект 63:01:0000000:34844 снят с кадастрового учёта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ N 1156 об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО также был уведомлен орган местного самоуправления, который на основании статьи 2 Закона Самарской области N 36-ГД от 06.04.2010 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" наделён отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора в области обращения с отходами на территории г.о. Самара (исх. N ЭСР-34182/21 от 19.05.2021).
14.06.2021 сотрудниками регионального оператора был осуществлён повторный выезд на места обнаружения несанкционированного размещения отходов, с целью контроля выполнения собственником (правообладателем) земельного участка обязательств по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения отходов, о чём составлены акты осмотра места несанкционированного размещения отходов/ТКО N 20/21/П от 14.06.2021, N 21/21/П от 14.06.2021, N 22/21/П от 14.06.2021, N 23/21/П от 14.06.2021, из которых следует, что отходы не вывезены.
Непринятие мер к ликвидации несанкционированного места размещения отходов нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение отходов на землях приводит к её загрязнению.
Во исполнение положений пункта 17 Постановления Правительства РФ N 1156 региональный оператор ликвидировал место несанкционированного размещения ТКО, что подтверждено актами ликвидации места несанкционированного размещения отходов/ТКО N 5/21/Л от 22.06.2021, 6/21/Л от 22.06.2021, 7/21/Л от 22.06.2021, 8/21/Л от 22.06.2021). Объём отходов, согласно отчёту о транспортировании, составил 341 340 кг, что также подтверждается актами взвешивания (приёмки-сдачи отходов).
Сумма расходов по ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО по адресам: г. Самара, Кировский район, СДТ СМПО "Металлист", 9 линия (координаты 53.265766; 50.302193); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 13 и 14 (координаты 53.266382, 50.300672); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 12-13 (координаты 53.26.5597, 50.300383); г. Самара, Кировский район, ул. Олимпийская, район СНТ "Ракитовка", между линиями 10-11 (координаты 53.264288, 50.299600), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:35467, составила 735 891,90 руб., из которых: 389 581,58 руб. - услуги по ликвидации места несанкционированного размещения, оказанные ООО "ТрансРесурс"; 143 673,42 руб. - услуги по захоронению ТКО, оказанные АО "Экология-Сервис"; 79 988,25 руб. - накладные расходы ООО "ЭкоСтройРесурс"; 122 648,65 руб. - рентабельность.
08.12.2021 истец направил в адрес ответчиков претензии об оплате оказанных услуг, которые были оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Материалами дела подтвержден факт ликвидации несанкционированной свалки силами регионального оператора. Понесенные расходы подтверждены истцом: актами ликвидации мест несанкционированного размещения отходов/ТКО N 5/21/Л от 22.06.2021, 6/21/Л от 22.06.2021, 7/21/Л от 22.06.2021, 8/21/Л от 22.06.2021, отчётом о транспортировании на объем 341 340 кг, договором N290-19 от 10.09.2019 на оказание услуг оператора по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов с ООО "ТрансРесурс", актами взвешивания (приемки- сдачи отходов) (т.1, л. 95-118), счетом - фактурой, платежным поручением N17297 от 18.10.2021 на сумму 389 581,58 руб., договором N3П от 01.12.2020 на оказание услуг по обработке и захоронению коммунальных отходов с АО "Экология - Сервис", актом N415 от 30.06.2021 на сумму 143 673, 42 руб., платежным поручением N17298 от 18.10.2021.
Довод второго ответчика о несогласии с суммарным объемом ТКО в рамках ликвидации мест несанкционированных свалок, в связи с превышением первоначального объема отходов, судом первой инстанции обоснованно отклонен, при этом суд исходил из следующего. В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Факт уборки несанкционированных свалок по спорным адресам подтвержден актами осмотра мест несанкционированного размещения отходов/ТКО N 30/21 от 17.05.2021, N 33/21 от 17.05.2021, N 32/21 от 17.05.2021 N 31/21 от 17.05.2021, N 5/21/Л от 22.06.2021 N 6/21/Л от 22.06.2021., N 7/21/Л от 22.06.2021, N 8/21/Л от 22.06.2022, а также актами взвешивания. Объём отходов, согласно отчёту о транспортировании, составил 341 340 кг.
Также отклонен довод второго ответчика о том, что региональный оператор ликвидировал место несанкционированного размещения ТКО до истечения срока отведенного Министерству транспорта для самостоятельной ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Региональный оператор направлял запрос в Правительство РФ исх. N ЭСР-46252/21 от 05.06.2021. Письмом исх. N 25-47/25187 от 30.08.2021 Минприроды России сообщило, что региональный оператор должен руководствоваться сроками ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, определенными для регионального оператора.
Доводы Министерства транспорта о том, что полномочиями по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО наделены органы местного самоуправления, что спорные места несанкционированного размещения ТКО образовались не в результате деятельности Министерства транспорта, а в результате складирования третьими лицами, по причине отсутствия оборудованных мест (площадок) накопления ТКО судом первой инстанции также обоснованно отклонены. При этом суд исходил из положений вышеуказанных пунктов 16, 17, 18 Постановления Правительства РФ N 1156, которыми определен порядок ликвидации несанкионированных свалок
В материалы дела представлено письмо администрации городского округа Самара (исх. N 1-03/2-04-01/5235 от 02.07.2021) а адрес истца, в котором она просила вывезти отходы с территории указанных несанкционированных свалок в соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008" (т.1, л.64).
Руководствуясь статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что правообладателем вышеуказанного земельного участка является Министерство имущества, которое передало его на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству транспорта, что подтверждается выпиской из ЕГРН, суд пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации указанного несанкционированного места размещения ТКО должна быть возложена обоих ответчиков солидарно.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выводами по следующим основаниям
Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии с пунктами и 16, 17, 18 Правил N 1156 обязанность ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на собственников земельных участков.
Вместе с тем, указанные земельные участки переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (постоянное (бессрочное) пользование, N 63-63/001-63/001/323/2016-1855/1 от 04.10.2016), что подтверждено выпиской из ЕГРН.
Согласно статье 216 ГК РФ к вещным правам наряду с правом собственности относится право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (абзац третий пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 268 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Таким образом у Министерства имущественных отношений отсутствует обязанность нести расходы в отношении земельного участка, переданного на праве постоянного бессрочного пользования, в связи с чем солидарная ответственность в данном случае не подлежит применению. Надлежащим ответчиком по делу является Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
При таких обстоятельствах решение в части солидарного взыскания заявленных убытков подлежит отмене.
В части размера заявленных убытков требование истца обоснованно удовлетворено частично.
В обоснование взыскания накладных расходов в размере 79 988,25 руб. истец указал, что накладные расходы рассчитываются исходя из фактически понесенных накладных расходов общества в рамках нерегулируемого вида деятельности за предыдущий год. Указанные расходы по итогам 2020 года составили 15,06 %.
Накладные расходы это затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом, в нарушении статьи 65 АПК РФ истцом не представлены доказательства непосредственно отнесения этих расходов к ликвидации несанкционированных свалок по спорным адресам, величина данных расходов истцом документально не подтверждена.
Также суд первой инстанции обоснованно признал необоснованным включение в состав убытков рентабельности в размере 122 648,65 руб.
Заявляя к взысканию указанную сумму, истец указал, что целью деятельности организации является получение прибыли, которая в свою очередь регулируется нормой рентабельности к себестоимости материалов, работ и услуг. Рентабельность считается относительным показателем экономической эффективности предприятия. Единого приемлемого уровня доходности не существует, он варьируется в зависимости от отрасли.
Истец считает, что он как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность вправе закладывать в расходы уровень доходности от текущей деятельности.
В сфере услуг приемлемой считается рентабельность 15-20%. Таким образом, региональным оператором, с учетом обычаев делового оборота для данной сферы услуг, использована ставка в 20%. 143 673,42 руб. (стоимость услуг по захоронению ТКО) + 389 581,58 руб. (стоимость услуг по транспортированию ТКО) х 20% = 122 648,65 руб.
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно Налоговому кодексу рентабельность затрат определяется как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг) (подпункт 4 пункта 1 статьи 105.8 НК РФ), используется при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве товаров (подпункт 3 пункта 5 статьи 105.12 НК РФ).
В соответствии с Приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в силу п.п.25.36,90 (1) которых предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% от расходов и составит (389 581,58 руб. + 143 673,42 руб.) х5% = 26 662,75 руб.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 210-ФЗ расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей осуществляется в соответствии с Законом N 210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ).
Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Из вышеприведенных норм материального права усматривается, что уполномоченным органом устанавливаются тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в пояснениях вх. N 251302 указал, что с 01.01.2019 и по настоящее время действует тариф для ООО "ЭкоСтройРесурс" на услугу по обращению с ТКО равный 598,16 руб/м3. установленный Приказом Департамента от 15.12.2021 N 719.
Расчет единого предельного тарифа регионального оператора произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с ТКО" и приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО".
При расчете тарифа на 2022 год в необходимую валовую выручку регионального оператора ООО "ЭкоСтройРесурс" включена сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, а также собственные расходы регионального оператора (расходы на сбор и транспортирование твердыми коммунальными отходами, осуществляемые с привлечением сторонних организаций через проведение процедуры торгов, сбытовые расходы регионального оператора, а также расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердыми коммунальными отходами).
Предпринимательская прибыль рассчитана в размере 5 % от расходов на заключение и обслуживание договоров в размере 19 881 тыс. руб.
Экономическое обоснование расходов, включенных в тариф регионального оператора ООО "ЭкоСтройРесурс" на 2022 год, представлено в протоколе заседания коллегии департамента от 15.12.2021 N 53-к/п.
Доказательств оспаривания экономического обоснования расходов, включенных в тариф, а также приказа Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 15.12.2021 N 719 "О корректировке единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоСтройРесурс" в материалы дела не представлено, в связи с чем требование истца о взыскании рентабельности в размере 122 648,65 руб. судом первой инстанции обоснованно оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктами 23, 24 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
Как следует из пункта 12 Постановления N 25, по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Поскольку материалами дела подтверждена причинно следственная связь между действиями второго ответчика и возникшими убытками в соответствии со статьями 15, 393 ГК РФ требование истца судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в размере 533 255 руб., из которых: 389 581,58 руб. услуги по ликвидации места несанкционированного размещения, оказанные ООО "ТрансРесурс", 143 673,42 руб. - услуги по захоронению ТКО, оказанные АО "Экология-Сервис". При этом убытки подлежат взысканию с Министерства транспорта автомобильных дорог Самарской области, по вышеуказанным основаниям.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований, при этом в части удовлетворенных требований в размере 12 839 руб., подлежат взысканию с Министерства транспорта автомобильных дорог Самарской области в пользу истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, истца отклоняются как необоснованные.
Суд первой инстанции обоснованно исключил из размера убытков накладные расходы в размере 79 988,25 руб. и рентабельности в размере 122 648,65 руб..
Решение в обжалуемой части является законным, обоснованным и мотивированным, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области о том, что истцом не соблюден предусмотренный пунктом 17 Правил N 1156 30 дневный срок для самостоятельной ликвидации несанкционированного размещения ТКО, приводился в суд первой инстанции, был исследован и отклонен.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом Министерства о том, что истец ликвидировал ТКО в короткий срок.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что Министерством предпринимались какие-либо меры к ликвидации места складирования ТКО в материалы дела не представлены.
Напротив в материалах дела имеется письмо Министерства транспорта ( исх. N исх-мт/3596 от 23.06.2021) в котором ответчик указал, что выполнение Министерством транспорта вышеуказанных мероприятий возможно после доведения бюджетных средств на выполнение строительно-монтажных работ на объекте строительства. Указанный ответ по сроку ликвидации носит неопределенный характер, в связи с чем не может служить доказательством, что ответчик был ликвидировал несанкционированное размещение ТКО в установленный срок.
Довод ответчика о его несогласии с суммарным объемом ТКО в рамках ликвидации мест несанкционированных свалок, в связи с превышением первоначального объема отходов, приводился в суде первой инстанции, был исследован и обоснованно отклонен, оснований для переоценки выводов суда в указанной части также не имеется.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.
Доводы Министерства имущественных отношений, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию о привлечении его к солидарной ответственности по возмещению убытков. Указанные доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны обоснованными по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене в части солидарного взыскания и распределения расходов по уплате государственной пошлины. на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В указанной части суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт о взыскании убытков и расходов по уплате государственной пошлины с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области как с надлежащего ответчика.
В остальной части обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе истца, относятся на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 августа 2022 года по делу N А55-5499/2022 отменить в части солидарного взыскания. Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Взыскать с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" убытки в размере 533 255 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 839 руб. Исковые требования к Министерству имущественных отношений Самарской области оставить без удовлетворения.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью ЭкоСтройРесурс" и Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5499/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Третье лицо: 11ААС, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент городского хозяйства и экологии, ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕНОВОГО И ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области