г. Киров |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А82-11716/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2022
по делу N А82-11716/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Рыбинская городская электросеть" (ОГРН 1127610001936; ИНН 7610096000)
к Департаменту финансов администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (ОГРН 1067610046492; ИНН 7610070192)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск "Управление городского хозяйства" (ОГРН 1077610006671; ИНН 7610077367)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Рыбинская городская электросеть" (далее - заявитель, Общество, ООО "Рыбинская городская электросеть") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту финансов Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск "Управление городского хозяйства" (далее - третье лицо, МБУ "Управление городского хозяйства", Учреждение) до исполнения исполнительных листов: серии ФС N 035213856, серии ФС N 035215839, серии ФС N 035215938, серии ФС N 036825492, серии ФС N 036825962, поступивших для исполнения в Департамент 22.03.2022; неисполнении решений Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2021 по делу N А82-11638/2021, от 27.12.2021 по делу N А82-1457/2021, от 16.12.2021 по делу N А82-16158/2021, от 04.01.2022 по делу N А82-18109/2021, от 14.01.2022 по делу N А82-19737/2021; обязании Департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск в течение двух дней со дня вступления в законную силу судебного акта по делу приостановить до момента исполнения исполнительных листов: серии ФС N 035213856, серии ФС N 035215839, серии ФС N 035215938, серии ФС N 036825492, серии ФС N 036825962, поступивших для исполнения в Департамент финансов 22.03.2022, осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МБУ "Управление городского хозяйства", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ "Управление городского хозяйства".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2022 заявленные требования удовлетворены: суд первой инстанции признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МБУ "Управление городского хозяйства" до момента исполнения исполнительных листов исполнительных листов: серии ФС N 035213856, серии ФС N 035215839, серии ФС N 035215938, серии ФС N 036825492, серии ФС N 036825962, выданных на основании решений Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2021 по делу N А82-11638/2021, от 27.12.2021 по делу N А82-1457/2021, от 16.12.2021 по делу N А82-16158/2021, от 04.01.2022 по делу N А82-18109/2021, от 14.01.2022 по делу N А82-19737/2021, возложив на Департамент обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, ООО "Рыбинская городская электросеть" путем приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МБУ "Управление городского хозяйства", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, в установленном порядке в срок не позднее пяти дней после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что нарушение сроков исполнения исполнительных документов со стороны Учреждения вызвано объективными причинами, связанными с особенностями его финансирования. Заявитель жалобы поясняет, что исполнительный документ в кратчайшие сроки исполнить было невозможно ввиду отсутствия для этого бюджетных ассигнований, ссылается на дефицит денежных средств в бюджете городского округа.
Более подробно позиция Департамента изложена в апелляционной жалобе.
Заявитель и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.11.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.11.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, Арбитражным судом Ярославской области по делам N А82-11638/2021, N А82-14577/2021, А82-18109/2021, N А82-19737/2021, N А82-16158/2021 вынесены решения о взыскании с Учреждения в пользу ООО "Рыбинская городская электросеть" задолженности по основному долгу и пени.
По указанным делам выданы исполнительные листы сер. ФС N 035213856, сер. ФС N 035215839, сер. ФС N 036825492, сер. ФС N 036825962, сер. ФС N 035215938. Исполнительные листы направлены Департаменту с заявлениями о принятии к исполнению исполнительных документов, получены ответчиком 22.03.2022.
Письмом от 29.06.2022 N 045-04/0934 Департамент уведомил Общество о неисполнении должником требований указанных выше исполнительных документов.
Полагая, что со стороны Департамента допущено незаконное бездействие, выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до исполнения исполнительных документов, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Пунктом 8 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ определено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
На основании статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 1 статьи 242.6.1 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, предоставляемые с целью исполнения обязательств участников казначейского сопровождения, предусмотренных пунктом 1 статьи 242.23 настоящего Кодекса, обязательств участников казначейского сопровождения по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются средства, предусмотренные пунктом 1 статьи 242.26 настоящего Кодекса, а также судебных актов о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом участнику казначейского сопровождения - должнику лицевого счета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, в срок не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (абзац 1 пункта 2 статьи 242.6.1 БК РФ).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа, предусматривающего взыскание по государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору, соглашению), по которому возникло требование (пункт 3 статьи 242.6.1 БК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.6.1 БК РФ при нарушении должником сроков исполнения исполнительного документа, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения данного нарушения осуществление операций по расходованию средств на соответствующем разделе лицевого счета должника, связанных с исполнением государственного (муниципального) контракта (контракта, договора, соглашения), по которому возникло требование (за исключением операций по перечислению денежных средств для расчетов по оплате труда, перечислению удержанных налогов и уплате начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, операций по исполнению исполнительных документов, в том числе по искам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью), с уведомлением должника.
В силу пункта 5 статьи 242.6.1 БК РФ операции по расходованию средств не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, одного из следующих документов: документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа; документа об отсрочке или о рассрочке исполнения судебных актов; документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Положениями Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) предусмотрен особый порядок исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения.
Частью 1 статьи 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрено, что лицевые счета муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся в финансовых органах муниципальных образований.
Пунктом 6 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возложена обязанность не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направить бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.
При этом в силу пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника (абзац первый); самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (абзац второй); при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника (абзац третий).
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем первым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), выплате стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац четвертый пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).
Приостановление операций по расходованию средств является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 7608/11).
Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую функцию обеспечения исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. При этом само по себе неисполнение должником в течение 30 дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для применения рассматриваемой ограничительной меры сразу после истечения указанного срока.
Как усматривается из обстоятельств настоящего дела, предъявленные к исполнению исполнительные документы не возвращены заявителю и были приняты Департаментом к исполнению. Финансовый орган не отрицает, что должник был уведомлен о поступлении исполнительных документов.
В установленный законом срок требования исполнительных документов Учреждением исполнены не были, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департамент, установив неисполнение МБУ "Управление городского хозяйства" перечисленных выше решений арбитражного суда, должен был в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.
Доказательств совершения финансовым органом указанных действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением определенных законом операций), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, в материалы дела не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе аргументы не исключают установленную законом обязанность Департамента приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах Учреждения в порядке, определенном пунктом 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ.
Вопрос о наличии возможности фактического исполнения исполнительных документов не влияет на необходимость исполнения финансовым органом возложенной на него законом обязанности по приостановлению операций по расходованию денежных средств. Недостаточность бюджетного финансирования не названа в пункте 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ в качестве основания, исключающего исполнение обязанности по приостановлению операций по расходованию средств по счетам бюджетного учреждения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.11.2017 N 301-КГ17-16158, применение рассматриваемой обеспечительной меры является прямо установленной законом обязанностью, которая вводится независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
В анализируемых правоотношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, выступает именно в качестве органа, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах. В этой сфере действия Департамента финансов предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, поскольку обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
Изложенное свидетельствует о наличии со стороны ответчика незаконного бездействия, противоречащего установленному Законом N 83-ФЗ порядку обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Указанное выше бездействие Департамента приводит к затягиванию исполнения судебного акта, которым подтверждено денежное обязательство, и, соответственно, нарушает права и законные интересы заявителя как взыскателя.
Повторно исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия ответчика незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2022 по делу N А82-11716/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента- без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2022 по делу N А82-11716/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11716/2022
Истец: ОАО "Рыбинская городская электросеть"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"