г. Пермь |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А50-18691/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Балдина Р.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон, апелляционную жалобу ответчика, муниципального унитарного казенного предприятия Соликамского городского округа "Комбинат школьного питания", на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 октября 2022 года (резолютивная часть от 27 сентября 2022 года), принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-18691/2022
по иску акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085)
к муниципальному унитарному казенному предприятию Соликамского городского округа "Комбинат школьного питания" (ОГРН 1025901973349, ИНН 5919430390)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО" (далее - АО "ПРО ТКО", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному казенному предприятию Соликамского городского округа "Комбинат школьного питания" (далее - МКУП "КШП", ответчик), о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 108 069 руб. 77 коп. за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, неустойки в сумме 33 653,40 руб. (с учетом уточнения исковые требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением суда от 27.09.2022 принятым в порядке упрощенного производства путем вынесения резолютивной части, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 108 069 руб. 77 коп. задолженности по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, 33 653 руб. 40 коп. неустойки на основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ, а также 5 154 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 98 руб. государственной пошлины. Мотивированное решение изготовлено 05.10.2022.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить. Заявитель жалобы указывает, что фактически услуги по вывозу ТКО истцом не оказывались. Акты выполненных работ, претензии по оплате к МКУП "КШП", счета отсутствуют. В спорный период вывоз ТКО осуществляли ООО "Олди-Урал", ООО "МП Фронтов", МКУП "Городское хозяйство". Отмечает, что определением суда о принятии искового заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства от 28.07.2022, установлен срок для предоставления дополнительных документов до 08.09.2022; возражения на отзыв были опубликованы 09.09.2022, в связи с чем не должны рассматриваться арбитражным судом.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго" (далее - ПКГУП "Теплоэнерго") является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 01.01.2019.
ПКГУП "Теплоэнерго" 05.05.2022 прекратило деятельность в результате реорганизации в форме преобразования в АО "ПРО ТКО".
Истец направил в адрес ответчика два экземпляра проекта договора N 205419401 от 20.08.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик направил протокол разногласий, ПКГУП "Теплоэнерго" направило протокол урегулирования разногласий.
Истец направил в адрес ответчика два экземпляра проекта договора N 205419406 от 30.08.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик направил протокол разногласий, ПКГУП "Теплоэнерго" направило протокол урегулирования разногласий.
До настоящего времени протокол урегулирования разногласий в адрес ПКГУП "Теплоэнерго" не поступал.
Услуги фактически оказывались ответчику. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Законом N 89-ФЗ.
Постановлением Министерства по тарифам и энергетики Пермского края от 24.07.2021 N 9-о установлен и введен единый тариф ПКГУП "Теплоэнерго"-4906,24 руб./т без НДС на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Постановлением Министерства по тарифам и энергетики Пермского края от 24.07.2021 N 10-о установлен и введен единый тариф ПКГУП "Теплоэнерго" -5887,49 руб./т без НДС на период с 01.01.2020 по 30.06.2020, 6049,43 руб./т без НДС на период с 01.07.2020 по 30.06.2021, 6198,49 руб./т без НДС на период с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Постановлением Министерства по тарифам и энергетики Пермского края от 20.12.2021 N 40-о внесены изменения в постановление N 10-о.
В соответствии с приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края", с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" от 31.01.2019 N СЭД-24-02-46-2, для данной категории объекта утвержден норматив: кафе, рестораны, бары, столовые - 143,83 кг/год.
Задолженность по расчетам составила 108 069,77 руб.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался ст. 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из доказанности факта оказания услуг в заявленном объеме и на заявленную сумму, наличия задолженности по их оплате в спорном периоде. Судом первой инстанции установлен факт нарушения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, в связи с чем, начисление неустойки признано правомерным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что факт оказания услуг истцом в заявленный период не доказан. Акты выполненных работ, претензий по оплате к МКУП "КШП", счета отсутствуют. Помимо этого ответчик указывает на то, что оказание услуг по вывозу ТКО в спорный период производилось иными лицами.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых бытовых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 9 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
АО "ПРО ТКО" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Пермского края с 01.01.2019, соответственно с этого момента на стороне потребителя возникла обязанность по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8.18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Форма типового договора утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что истец направил в адрес ответчика проекты договоров N 205419401 от 20.08.2021, N 205419406 от 30.08.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребитель направил протоколы разногласий в адрес истца. ПКГУП "Теплоэнерго" в свою очередь направил протокол урегулирования разногласий.
До настоящего времени протокол урегулирования разногласий в адрес ПКГУП "Теплоэнерго" не поступал.
При таких обстоятельствах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора на основании публичной оферты, опубликованной на официальном сайте регионального оператора 19.11.2018 (pkgyp-te.permkrai.ru), при том, что разногласия не были согласованы сторонами в соответствии с требованиями Правил N 1156, что само по себе не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ и п. 5 и 7 Правил N 1156.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, введя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Согласно п. 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом того, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.
Исходя из изложенного, отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
В связи с тем, что у ответчика не были организованы контейнерные площадки на его территории: г. Соликамск, ул. 20 Летия Победы, 196, г. Соликамск, пр. Ленина, 29, с 01.01.2019 вывоз ТКО осуществлялся региональным оператором с ближайших площадок накопления. С сентября 2021 г. после внесения в реестр контейнерных площадок по адресу: г. Соликамск, ул. 20 Летия Победы, 196 вывоз осуществлялся непосредственно с площадки потребителя.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а согласно пункту 3 Главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Соответственно, ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ПКГУП "Теплоэнерго".
В подтверждение факта оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов истцом в материалы дела представлены акты возмездного оказания услуг, универсальные передаточные документы. Данные универсальные передаточные документы и акты в совокупности подтверждают оказание истцом услуг по обращению с ТКО ответчику (ст. 71 АПК РФ).
Доказательств, опровергающих факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период, ответчиком в материалы дела не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ). Акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств в материалы дела не представлен.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами истца, ответчиком также не представлено.
Обращение с ТКО представляет собой не только транспортирование ТКО из места их складирования у потребителя, но и деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Таким образом, ссылка ответчика на наличие договоров с иными лицами несостоятельны, поскольку наличие какого-либо договора на вывоз отходов производства и потребления не может подтверждать факт оказания услуг по вывозу ТКО в соответствии с положениями действующего законодательства. Кроме того, ответчиком не подтверждено надлежащими доказательствами то обстоятельство, что указанные им лица фактически осуществляли вывоз и утилизацию именно ТКО, а не иных видов отходов.
В связи с чем, факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО доказан.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судом проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству.
Арифметическая составляющая расчета задолженности ответчиком не оспорена.
При таких обстоятельствах требование о взыскании долга правомерно удовлетворено судом в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что представленные истцом документы приняты судом первой инстанции за пределами срока, отклоняются.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2022 о принятии искового заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства сторонам установлен срок для предоставления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции до 08.09.2022 включительно. Возражения на отзыв поступил от истца в суд первой инстанции 08.09.2022 через систему Мой Арбитр, т.е. в пределах срока установленного судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда от 05.10.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 октября 2022 года (резолютивная часть от 27 сентября 2022 года) по делу N А50-18691/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18691/2022
Истец: АО ПРО ТКО
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СОЛИКАМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "КОМБИНАТ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-852/2023
13.06.2024 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-18691/2022
20.05.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13957/2022
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-852/2023
28.12.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13957/2022
05.10.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-18691/2022