г. Пермь |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А50-3774/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой У.В.,
судей Лесковец О.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Октябрьский"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 сентября 2022 года
по делу N А50-3774/2022
по иску акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085; далее - общество)
к товариществу собственников жилья "Октябрьский" (ОГРН 1055901796653, ИНН 5904134977; далее - товарищество)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии в судебном заседании:
от истца: Котенева Ю.Г., доверенность от 06.05.2022;
от ответчика: Санникова Г.Н., доверенность от 01.11.2022; Маркова С.В., доверенность от 01.11.2022;
УСТАНОВИЛ:
Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к товариществу о взыскании 274 683 руб. 69 коп. долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января по декабрь 2019 г., октябрь 2020 г., с января по июнь 2021 г., 5397 руб. 41 коп. пени за период с 31.07.2019 по 05.04.2020 (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 15.06.2022 на основании статьи 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца - пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на его правопреемника - акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд не применил Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п, которым утвержден Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, не учел, что на территории Пермского края в качестве перспективной принята схема раздельного сбора мусора. По мнению ответчика, суд неправомерно сослался на ответ Министерства ЖКХ и благоустройства Пермского края, изложенный в письме от 03.08.2022, о том, что в г. Перми не утвержден порядок раздельного накопления ТКО. Также апеллянт считает, что суд неправомерно отклонил довод о том, что отходы различных видов сортируются и передаются иным лицам для переработки, не выяснил, имеют ли специализированные организации право на утилизацию отходов. Ответчик настаивает на том, что он осуществляет раздельный сбор мусора, в связи с чем к нему может применяться только один способ коммерческого учета - исходя из количества и объема контейнеров, ссылается на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации.
От истца в материалы дела поступил отзыв на жалобу, от ответчика - возражения на отзыв.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 28.11.2022 представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением от 28.11.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 22.12.2022.
От истца в материалы дела поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 22.12.2022 представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на отзыв и дополнительных доказательств, представитель истца просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в отзыве и пояснениях.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 22.12.2022 возражения ответчика на отзыв истца приобщены к материалам дела, ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к возражениям на отзыв, отклонено на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор).
Товарищество осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по ул. 25 Октября 68 и 70 в г. Перми, в зоне действия общества как регионального оператора.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.
Между обществом и товариществом имеются разногласия по поводу заключения между ними договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Истец представил в материалы дела подписанный сторонами без возражений экземпляр договора от 01.05.2019 N 205378081.
Ответчик представил в материалы дела экземпляр указанного договора, подписанный с протоколом разногласий, в том числе в части объема ТКО, а также договор N 205378081 от 01.06.2021, подписанный с протоколом разногласий.
Вместе с тем факт оказания обществом услуг по обращению с ТКО в 2019 - 2021 гг. товариществом не оспаривается.
Ссылаясь на то, что услуги по обращению с ТКО оказаны, но в полном объеме не оплачены, общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявление о выдаче судебного приказа.
Вынесенный по делу N А50-32647/2021 судебный приказ от 12.01.2022 о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности отменен определением суда от 24.01.2022 по заявлению ответчика, что явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым иском.
Разногласия сторон сводятся к определению способа коммерческого учета ТКО.
Истец производит расчет по нормативу накопления ТКО на основании Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при этом ссылается на то, что порядок раздельного сбора ТКО на территории Пермского края органом государственной власти субъекта не утвержден, поэтому возможность раздельного накопления ТКО отсутствует.
Расчет объема и стоимости оказываемых услуг по обращению с ТКО производился региональным оператором в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов и единых тарифов, утвержденными Приказом РСТ Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97, с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства ЭКХ и благоустройства пермского края от 06.05.2019 N СЭД-24-02-46-38, от 27.07.2021 N 24-04-46-74, постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24.07.2021 N 9-о, от 20.12.2021 N 40-о.
Ответчик настаивает на том, что на его контейнерной площадке ведется раздельный сбор ТКО, указывает, что им заключены договоры, по которым предприниматели забирают бумагу, картон, одежду, банки металлические, стекло, пластик для дальнейшей переработки, полагает, что применяться может только один способ коммерческого учета - исходя из количества и объема контейнеров (2 контейнера по 1,1 куб.м каждый), считает, что региональный оператор навязывает невыгодные условия, злоупотребляет правом, так как объем, рассчитанный по нормативу существенно превышает фактический объем по контейнерам, просит в иске отказать.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила N 505 устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: а) ТКО в местах их накопления: сортированных ТКО; несортированных ТКО; крупногабаритных отходов; б) ТКО, транспортируемых операторами по обращению с ТКО; в) ТКО, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО и транспортируемых с таких объектов
Пунктом 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (подпункт "а"); исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (подпункт "б").
Пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил.
В пункте 8 названных Правил N 505 указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объему контейнеров.
В силу пункта 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом согласно статье 6 указанного Закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
В письме Министерства ЖКХ и благоустройства Пермского края от 03.08.2022 указано, что в Пермском крае раздельный сбор ТКО не введен, соответственно, отсутствует возможность осуществлять расчет платы за коммунальную услугу по обращения с ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО как на данный момент, так и на период, указанный в запросе.
В ответе Департамента ЖКХ Администрации города Перми от 20.07.2022 указано, что на территории Пермского края установлены нормативы накопления ТКО.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9 (3) и 9 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
В соответствии с пунктом 148 (38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9 (5) приложения N 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9 (6) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что без соблюдения условий раздельного накопления ТКО объем услуг по обращению с ТКО для ответчика определяется на основании нормативов накопления ТКО, в связи с чем установил, что расчет за спорный период обоснованно произведен истцом исходя из нормативов накопления, установленных органами государственной власти субъекта РФ.
Довод ответчика о том, что отходы различных видов сортируются и передаются иным лицам для переработки, рассмотрен и отклонен судом первой инстанции с учетом того, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, а складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленные в установленном порядке.
Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении им обязательств по обращению с ТКО материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал произведенный истцом расчет объема и стоимости услуг по обращению с ТКО законным и обоснованным, требования о взыскании долга удовлетворил в заявленной сумме - 274 683 руб. 69 коп.
Кроме того, руководствуясь положениями статьи 330 ГК РФ и принимая во внимание установленный факт нарушения ответчиком сроков оплаты услуг по обращению с ТКО, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика пени за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг, начисленной за период с 31.05.2019 по 05.04.2020, в сумме 5397 руб. 41 коп.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных оснований для определения объема накопления ТКО в отношении товарищества исходя из объема и количества контейнеров.
Суд принимает во внимание доводы общества о том, что представленные в материалы дела договоры, заключенные с иными лицами на вывоз отдельных видов отходов о раздельном сборе ТКО по смыслу Закона N 89-ФЗ не свидетельствуют. Договоры не относятся к спорному периоду, факт их исполнения документально не подтвержден.
Суд критически относится к утверждению товарищества о том, что крупногабаритные отходы вывозятся на протяжении трех лет самостоятельно собственниками помещений в многоквартирных домах, поскольку таких доказательств в материалы дела не представлено, а представленные обществом в материалы дела маршрутные журналы свидетельствуют об обратном.
Суд полагает, что предложенная товариществом методика расчета не основана на нормах действующего законодательства и не подлежит применению к правоотношениям сторон в спорный период.
Доводы жалобы не опровергают фактических обстоятельств, установленных в рамках рассматриваемого дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 сентября 2022 года по делу N А50-3774/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
У.В. Журавлева |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3774/2022
Истец: ГУП ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ "ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ТСЖ "ОКТЯБРЬСКИЙ"
Третье лицо: АО "ПРО ТКО"