город Томск |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А45-18511/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русдрагмет" (07АП-9843/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.09.2022 по делу N А45-18511/202 (судья Петрова Ю.А.), по иску Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Русдрагмет" (ОГРН 1095007001396) о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка от 12.12.2016 N 11/14-г в сумме 204854 рублей 38 копеек по п. 4.2.14 договора за невыполнение и несвоевременное выполнение мероприятий по воспроизводству лесов.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Щербатых Е.С. по доверенности от 01.01.2022 N 6,
от ответчика - без участия (извещен).
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее -истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русдрагмет" (далее - ответчик) о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка от 12.12.2016 N 11/14-г в сумме 204854 рублей 38 копеек по п. 4.2.14 договора за невыполнение и несвоевременное выполнение мероприятий по воспроизводству лесов.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что согласно ст. 309, 310, 329 ГК РФ, ст.61 ЛК РФ, с учетом "Правил лесовосстановления", утвержденных Минприроды России от 29.06.2016 N 375, а также с учетом проекта основания лесов на лесном участке, предоставленном в аренду в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовке древесины площадью 45,80 га на территории Мирновского лесничества Департамента лесного хозяйства Новосибирской области, на момент заключения договора аренды, действующим законодательством Российской Федерации не предусматривалась обязанность арендаторов, использующих лесные участки для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, осуществлять мероприятия по лесовосстановлению. Судом не принят во внимание п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, ответчик своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил, ходатайств об отложении заседания не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
В судебном заседании представитель истца просил суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поддержал доводы отзыва.
Рассмотрев в судебном заседании ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы, с учетом указанных заявителем обстоятельств технического сбоя при подаче жалобы в системе, незначительности периода просрочки, апелляционный суд посчитал возможным пропущенный процессуальный срок восстановить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 12.12.2016 N 11/14-г (далее - договор), по условиям которого в аренду передан лесной участок площадью 45,8 га в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовке древесины.
На основании поданной в министерство лесной декларации от 15.02.2019 N 3/2019 объем подлежащей вырубке древесины составил 2 893 мЗ на площади 28,5141 га.
Согласно отчетам 1-ИЛ в 2019 году ответчиком была проведена сплошная рубка, соответствующая статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на площади 2,8527 га.
Пунктом 3.4.11 договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Поскольку ответчик не исполнил обязательства по лесовосстановлению на площади 28,5141 га, ответчику было направлено претензионное письмо от 24.02.2021 N 1437-01/37, в котором истец просил уплатить неустойку, предусмотренную пунктом 4.2.14 договора. В ответе на претензию от 14.04.2021 N 27/21 ответчик сообщил, что фактически согласно отчету об использовании лесов (форма N 1-ИЛ), объем вырубленной древесины в 2019 году составил 197 м? на площади 2,8527 га.
Письмом от 21.05.2020 N 4338-10/37, претензией от 01.10.2020 N 9714-10/37 истец просил ответчика выполнить свои обязательства по лесовосстановлению.
В связи с тем, что мероприятия по лесовосстановлению ответчиком не были осуществлены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял законный и обоснованный акт, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 12 Лесного кодекса определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса).
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ (до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды для заготовки древесины.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены изменения. Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта лесовосстаноления вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Аналогичное правило содержится в п. 5 действующей редакции ст. 62 ЛК РФ.
Также Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ Лесной кодекс был дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса (ситуации использования лесов без предоставления лесных участков) в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса утверждены Правила от 07.05.2019 N 566.
Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению установлена в качестве общего правила, кроме указанных исключений, то следовательно у лиц, использующих леса как для заготовки древесины, так для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункта 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ. При этом статья 63.1 ЛК РФ устанавливает для лесопользователей возможность проведение мероприятия по лесовосстановлению не в границах арендованного участка, а в границах соответствующего субъекта РФ, не исключая при этом действия общего правила, установленного ст. 62 ЛК РФ.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 Лесного кодекса), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021.
Согласно пункту 1.4 договора арендатору передается в аренду лесной участок в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины рубка древесины осуществлена в 2019 году.
Таким образом, обязанность ответчика по проведению лесовосстановительных мероприятий вытекает как из требований названного лесного законодательства, так и из условий спорного договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов.
Так как обществом не исполнена обязанность по лесовосстановлению лесов, истцом правомерно начислена неустойка в размере 3-х кратной стоимости затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.
Согласно отчету об использовании лесов (форма N 1-ИЛ), объем вырубленной ответчиком древесины в 2019 году составил 197 мЗ на площади 2,8527 га.
С учетом изложенного, истец начислил ответчику неустойку за неисполнение обязательства по осуществлению мероприятий по компенсационному лесовосстановлению в размере 204 854 рубля 38 копеек.
Расчет неустойки проверен судом и признан арифметически верным, соответствующим условиям договора. Ссылки ответчика на введение моратория не являются обоснованными, поскольку в данном случае неустойка начислена не за период, на который распространено действие моратория, а за неисполнение обязанности, срок исполнения которой истек задолго до введения моратория. Также апелляционный суд отмечает, что ранее имевшееся производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении ответчика прекращено.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены/изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя. Так как при обращении с апелляционной жалобой ответчику была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, она подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.09.2022 по делу N А45-18511/202 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русдрагмет" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Русдрагмет" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18511/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство природных ресурсов и экологии НСО
Ответчик: ООО "РУСДРАГМЕТ", ООО а/у "Русдрагмет" Ротманова Юлия Александровна, ООО арбитражный упровляющий "Русдрагмет" Ротманова Юлия Александровна, ООО арьитражный упровляющий "Русдрагмет" Ротманова Юлия Александровна
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Дмитрову Московской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1464/2023
05.03.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9843/2022
13.11.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-18511/2021
30.06.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1464/2023
29.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9843/2022
23.08.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-18511/2021