г. Самара |
|
29 декабря 2022 г. |
дело N А65-49/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области - Обухова Л.А., доверенность от 19.0.2022, поручение от 13.12.2022,
от остальных лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаззура" на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2022 года о включении требования Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью Производственно- строительная фирма "Прикамье" по делу N А65-49/2021 (судья Гараева Р.Ф.)
о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Прикамье" (ИНН 1646027111, ОГРН 1101674000493)
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.03.2021 общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Прикамье" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден Лысый Д.В.
Федеральная налоговая служба обратилась в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о включении в реестр требований кредиторов должника 31 330 562,85 руб.
Определением от 06.06.2022 требование Федеральной налоговой службы признано обоснованным в заявленном размере и включено в третью очередь реестра требований общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная фирма "Прикамье".
Кредитор должника ООО "Фаззура" не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить определение как незаконное и необоснованное, которым заявление ФНС оставить без удовлетворения
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что согласно Налоговому кодексу, одним из результатов проведения выездной налоговой проверки является составленный в установленной форме акт налоговой проверки (пункты 1, 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ налоговое решение может быть пересмотрено вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретает юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В пункте 46 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 9 статьи 101 и пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. При этом в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то оно вступает в силу с учетом внесенных изменений.
Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки. Требование о включении в реестр требований кредиторов, основанное на результатах мероприятий налогового контроля, может быть предъявлено до вступления в силу решения вынесенного по результатам мероприятий налогового контроля, поскольку конкурсный кредитор и уполномоченный орган в соответствии с пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся к одной категории выплат, налоговая служба в силу принципа равенства в вопросе установления требований и статуса лица, участвующего в деле о банкротстве, не должна находиться в худшем положении, чем конкурсный кредитор. В случае предъявления такого требования производство по такому требованию подлежит приостановлению до вступления в силу налогового решения.
Таким образом, у суда были все правовые основания для приостановления рассмотрения обособленного спора по заявлению УФНС России по РТ о включении требований в реестр требований кредиторов должника. Суд, данным правом не воспользовался и, более того, не дождавшись вступления в законную силу решения налогового органа включил его требования в реестр требований.
Суд, принимая решение по данному обособленному спору в день, когда могла быть еще подана апелляционная жалоба и, следовательно, решение налогового органа не могло считаться вступившим в законную силу, в судебном акте указал именно эту дату 12.05.2022. Таким образом, судом принят акт, который является преждевременным и нарушающим нормы материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалуемого определения.
Представитель кредитора отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. ООО "Фазура" представило письменные возражения на отзыв уполномоченного органа.
Исследовав и оценив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными
Согласно требованию уполномоченного органа у должника имеется задолженность по обязательным платежам перед налоговым органом в сумме 31 330 562,85 руб., из них основной долг - 22 811 463 руб., пени - 8 519 099,85 руб. (с учетом принятых уменьшений).
Ходатайство об уменьшении требования мотивировано тем, что 05.04.2022 МИФНС N 9 по РТ вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 472 (вступило в силу 12.05.2022).
В обоснование указанной задолженности уполномоченным органом представлены доказательства, подтверждающие принятие мер по взысканию задолженности, решение N 472 от 05.04.2022, справка об основании возникновения задолженности перед уполномоченным органом, акт налоговой проверки, расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Закона о банкротстве федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно разъяснениям, данными в Обзоре судебной практике, по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований.
В силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с законом отнесен к уполномоченным органам, то есть ФНС России (пункт 2 статьи 257 постановления N 257).
Требование уполномоченного органа основано на акте выездной налоговой проверки N 4239 от 15.03.2021.
С учетом решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 472 от 05.04.2022 основной долг должника составляет сумму 22 811 463 руб. (11 056 781 руб. (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ), 1 429 323 руб. (налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет), 10 325 359 руб. (налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов РФ).
Также уполномоченным органом начислены пени в сумме 8 519 099,85 руб.
Представленные кредитором расчеты судом первой инстанции проверены и признаны правильными.
Судом установлено, что уполномоченный орган провел налоговую проверку за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
На основании статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным органом отказано в привлечении к налоговой ответственности. При этом, установлен размер недоимки в размере 22 811 463 руб. и пени в сумме 8 519 099,85 руб. Решение налогового органа вступило в силу 12.05.2022.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 статьи 101 Кодекса, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 101 Кодекса определено, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом в решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (абзацы первый и второй пункта 6 статьи 101 Кодекса).
Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса в случае, если Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки (абзац первый пункта 6.1 статьи 101 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносит соответствующее решение.
При этом в соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса).
В силу пункта 1, пункта 5 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
В соответствии с пунктами 2 - 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленный законодательством о налогах или сборах дня уплаты налогах и сборах; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Расчет налогового органа судом проверен. Доказательства погашения задолженности должником суду не представлены.
На основании изложенного, требование Федеральной налоговой службы в размере 31 330 562,85 руб., из них основной долг - 22 811 463 руб., пени - 8 519 099,85 руб. судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника.
Довод конкурсного управляющего о том, что он намерен обжаловать решение налогового органа, судом первой инстанции обоснованно отклонен, как не являющийся препятствием для рассмотрения требования, поскольку в случае отмены решения, конкурсный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебного акта по правилам статьи 311 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно.
Из материалов дела следует, что уполномоченный орган обратился в суд с требованием N 2.19-21/014478 о включении задолженности по обязательным платежам перед налоговым органом в сумме 62 901 761, 28 руб., из них, недоимка 45 384 767, 80 руб., пени - 17 516 993, 48 руб. Данная задолженность образовалась по результатам проведения выездной налоговой проверки в отношении должника и составления акта налоговой проверки N 4239 от 15.03.2021.
05.04.2022 Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан вынесено решение от отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 472 (вступило законную силу 12.05.2022), в связи, с чем требование уполномоченного органа N 2.19-21/014478 от 22.04.2021 было уменьшено до 31 330 562, 85 руб.
По смыслу положений пункта 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
11.04.2022 Решение N 472 вручено представителю конкурсного управляющего по доверенности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового Кодекса Российской Федерации решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы.
Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса.
Из отзыва уполномоченного органа на апелляционную жалобу следует, что поскольку 05.04.2022 (день недели -вторник) Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 472, вручено 11.04.2022 на пятый рабочий день (день недели -понедельник), следовательно срок подачи апелляционной жалобы на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 472 истек 11.05.2022. Апелляционная жалоба в УФНС России по Республики Татарстан поступила 13.05.2022 (вх. N 04453).
Таким образом, на дату рассмотрения требования уполномоченного органа в судебном заседании 12.05.2022, о подаче апелляционной жалобы на решение об отказе в привлечении N 472 не было известно, соответственно суд принял правомерное решение.
Из отзыва ФНС России на апелляционную жалобу следует, что требование ФНС России, включённое по судебному акту от 06.06.2022 в отношении налоговых обязательств возникших на основании решения выездной налоговой проверки на сумму 31 330 562.85 руб., по результату поданной апелляционной жалобы уменьшено на сумму 621 391 руб., при определении количества голосов и процентном соотношении не влияет на количество голосующих % на собрании кредиторов, так как уменьшенная сумма 621 391 руб. является не значительной.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы была уменьшена сумма НДС на сумму 270 851 руб. (из них основной долг - 188 813 руб.. пени 82 038 руб.), налог на прибыль на сумму - 350 539,95 руб. (из них основной долг - 214 356,00 руб., пени - 136 183,95 руб.
В Арбитражный суд Республики Татарстан направлено ходатайство об исключении из реестра требований кредиторов ООО Производственно-строительная фирма "Прикамье" задолженности по обязательным платежам в размере 621 391 руб.
Определением от 29.11.2022 по делу А65-59/2021 заявление УФНС по РТ об исключении из реестра требований кредиторов ООО ПСФ "Прикамье" задолженности в размере 621 390, 95 руб. (вх.58807) принято к производству и назначено к рассмотрению на 18.01.2023.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено. Обжалуемое определение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации заявления, жалобы, подаваемые в рамках дела о банкротстве, государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2022 года по делу N А65-49/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаззура" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-49/2021
Должник: ООО Производственно-строительная фирма "Прикамье", г.Елабуга
Кредитор: Общество с ограниченной ответвественностью "Фаззура" в лице конкурсного управляющего Хайруллиной Альбины Флуновны, Общество с ограниченной ответвественностью "Фаззура", г.Елабуга, Общество с ограниченной ответвественностью "Фаззура", г.Мамадыш
Третье лицо: Абянов А.З., Одиннадцатый арбитражный апеляционный суд, Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД по РТ, АО "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания", г.Красноярск, Арбитражный суд Поволжского округа, к/у Лысый Д.В., к/у Лысый Дмитрий Васильевич, к/у Хайруллина Альбина Флуновна, МИФНС N9, МРИ ФНС N18 по РТ, ООО "Ак Барс Металл", ООО "Завод маталлоконструкций", СРО "Правосознание", Управление Росреестра по РТ, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань, УФССП по РТ