город Томск |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А03-7501/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Марченко Н.В., |
судей: |
Вагановой Р.А., |
|
Молокшонова Д.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прониным А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандарт+" (N 07АП-11028/2022) на решение от 19.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7501/2022 (судья Сосин Е.А.) по исковому заявлению администрации города Рубцовска Алтайского края (ОГРН 1022200813656 ИНН 2209011079), место нахождения: 658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Ленина, д.130) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандарт+" (ОГРН 1152209000811 ИНН 2209045286), место нахождения: 658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Калинина, д. 16, кв. 84) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ОГРН 1112235000206 ИНН 2238005111), место нахождения: 658930, Алтайский край, Волчихинский район, село Волчиха, улица Матросова, 18), инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ОГРН 1122225019070 ИНН 2225135610), место нахождения: 656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 7),
УСТАНОВИЛ:
администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандарт+" (далее - ООО "УК "Стандарт+"), которым просит:
1. признать незаконным бездействие ООО "УК "Стандарт+" по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по определению места накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 27, 39, 183, ул. Дзержинского, 8, 10, ул. Калинина, 16, 32, ул. Комсомольская, 111, 123, 136, 137, пр. Ленина, 57, ул. Пролетарская, 397, 403, ул. Северная, 8, ул. Тракторная, 64, ул. Федоренко, 20 в городе Рубцовске;
2. обязать ООО "УК "Стандарт+":
- провести общее собрание собственников для домов по ул. Алтайская, 27, 39, 183, ул. Дзержинского, 8, 10, ул. Калинина, 16, 32, ул. Комсомольская, 111, 123,136, 137, пр. Ленина, 57, ул. Пролетарская, 397, 403, ул. Северная, 8, ул. Тракторная, 64, ул. Федоренко, 20 в городе Рубцовске с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления ТКО;
- определить место (площадку) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 27, 39, 183, ул. Дзержинского, 8, 10, ул. Калинина, 16, 32, ул. Комсомольская, 111, 123, 136, 137, пр. Ленина, 57, ул. Пролетарская, 397, 403, ул. Северная, 8, ул. Тракторная, 64, ул. Федоренко, 20 в городе Рубцовске;
- обратиться в администрацию города Рубцовска с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 27, 39, 183, ул. Дзержинского, 8, 10, ул. Калинина, 16, 32, ул. Комсомольская, 111, 123, 136, пр. Ленина, 57, ул. Пролетарская, 397, 403, ул. Северная, 8, ул. Тракторная, 64, ул. Федоренко, 20 в городе Рубцовске;
- в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации города Рубцовска, обратиться в администрацию города Рубцовска с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута;
- организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по ул. Алтайская, 27, 39, 183, ул. Дзержинского, 8, 10, ул. Калинина, 16, 32, ул. Комсомольская, 111, 123, 136, 137, пр. Ленина, 57, ул. Пролетарская, 397, 403, ул. Северная, 8, ул. Тракторная, 64, ул. Федоренко, 20 в городе Рубцовске в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс", Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Решением от 19.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "Стандарт +" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано на судебную практику, подтверждающую обязанность регионального оператора по обслуживанию контейнерных площадок.
Администрация, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), письменный отзыв на апелляционную жалобу не предоставила.
В порядке части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Стандарт+" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: ул. Алтайская, 27, 39, 183, ул. Дзержинского, 8, 10, ул. Калинина, 16, 32, ул. Комсомольская, 111, 123, 136, 137, пр. Ленина, 57, ул. Пролетарская, 397, 403, ул. Северная, 8, ул. Тракторная, 64, ул. Федоренко, 20 в городе Рубцовске.
Письмом от 09.03.2022, направленным в адрес ответчика, Администрация, ссылаясь на отсутствие надлежащим образом оформленных и оборудованных мест (площадок) накопления ТКО, предложила Обществу оборудовать места (площадки) накопления ТКО на земельных участках, предназначенных для обслуживания жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Стандарт+", либо обратиться с заявлением об использовании мест (площадок) накопления ТКО к собственникам таких земельных участков.
Поскольку надлежащим образом оборудованные и оформленные места накопления ТКО ответчиком организованы не были, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 26.03.2021 N 593 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.8 указанных Правил благоустройства организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил благоустройства устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем.
При разрешении спора судом первой инстанции принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
ООО "УК "Стандарт+", осуществляя функции управления в отношении спорных многоквартирных домов, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД и именно на него возложена обязанность в силу вышеприведенных норм по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также принять меры исполнения указанной обязанности.
ООО "УК "Стандарт+" не представлено доказательств обращения в Администрацию г. Рубцовска, на территории которой планируется размещение контейнерной площадки, о согласовании места накопления ТКО, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано.
Довод апелляционной жалобы о наличии обязанности регионального оператора по обслуживанию контейнерных площадок подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не принимается во внимание, поскольку указанные судебные акты приняты по делам, обстоятельства которых не идентичны обстоятельствам, установленным в рамках настоящего дела.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7501/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандарт+" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи, с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7501/2022
Истец: Администрация г.Рубцовска.
Ответчик: ООО "УК Стандарт+"
Третье лицо: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края, ООО "ВторГеоРесурс"